По крайней мере, новшеством довольны в городском акимате. Теперь здесь имеют представление о доходах компаний-автоперевозчиков. С внедрением электронного билетирования все теневые движения денежных потоков стали невозможны. Прошло полгода, и, как и предполагало руководство региона, появились первые обнадеживающие результаты – налоговые поступления возросли более чем в 3 раза!
Другой плюс – народ успешно осваивает безналичную форму оплаты. К примеру, доля наличных расчетов снизилась с 13,7 до 0,5%, а доля школьных карточек выросла с 3,5 до 12,2%. Посредством QR-кода предпочитают расплачиваться 8,2% пассажиров. В итоге по темпам внедрения и эффективности электронного билетирования Тараз сегодня входит в ведущую тройку городов Казахстана. При этом следует учесть, что в Нур-Султане и Алматы аналогичная система действует уже пятый год.
Анализ промежуточных итогов электронного билетирования показал правильность предпринятого шага. Но вместе с тем выявил и проблемные моменты.
По словам начальника управления пассажирского транспорта и автодорог Бакытжана Жанибекова, выпущено 205 тыс. карточек TulparCard. Из них используются 171,2 тыс. Еще 33,8 тыс. находятся в резерве, подана заявка на изготовление дополнительных 10 тыс. карточек.
Таразцы уже успели оценить предоставленные удобства, когда за проезд можно оплатить картой TulparCard, посредством QR-кода и цифрового кода автобуса.
Проводится работа по включению в данный перечень таких форм, как оплата через SMS и USSD-код. Также предусмотрены различные услуги пополнения баланса самой карты TulparCard. Для удобства жителей областного центра интегрируются мобильные приложения TulparCard и tarazbus, что позволит в режиме онлайн отслеживать графики движения городских автобусов.
Между тем слабо ведется работа в плане расширения функций приложений для школьников. Подобные решения уже применяются в некоторых городах страны, когда посредством единой карты ученик проходит в школу через специальный турникет, оплачивает питание в столовой и проезд в общественном транспорте. Удобно это и для родителей, которые могут отслеживать все перемещения ребенка в режиме реального времени.
Что касается обеспечения транспортом действующих маршрутов, то в настоящее время на 32 линии выезжают 242 автобуса, однако транспорта все еще не хватает, а с учетом того, что в четвертой четверти многие школьники начали обучаться в традиционном формате, дефицит ощущается еще острее. В связи с этим на первый план вышел вопрос приобретения новых автобусов и в целом обновления автопарка перевозчиков.
В настоящее время местными властями прорабатывается вопрос закупки дополнительно 100 автобусов от казахстанских автосборочных предприятий.
– Мы решили вплотную заняться общественным транспортом и уделить ему как можно больше внимания, – отметил аким Тараза Ержан Жилкибаев во время недавней встречи с журналистами. – Для начала планируем приобрести новые машины. Это будут 10-метровые низкопольные автобусы, чтобы ими могли пользоваться и люди с ограниченными возможностями.
На сегодня в Таразе действуют 10 компаний-перевозчиков, но, надо признать, не все из них имеют возможность обновлять свой автопарк. Поэтому акимат города решил забирать маршруты у тех, кто не в состоянии выдерживать конкуренцию.
– Наша главная задача заключается в том, чтобы автопарк обновлялся, рейсы были регулярными, маршруты обслуживались как положено, с соблюдением установленного интервала, – отметил глава областного центра. – Во время карантина некоторые направления вообще перестали обслуживать, люди жалуются, что не могут доехать до работы, а дети – до места учебы. В связи с этим мы ужесточили требования. И этот вопрос находится сейчас на моем личном контроле.
Об ужесточении условий участия в конкурсах по предоставлению маршрутов говорил во время совещания и аким области Бердибек Сапарбаев. По его мнению, должны быть предписаны такие позиции, как обязательное наличие валидаторов, QR и USSD-кодов. Кроме того, к рентабельным маршрутам необходимо добавлять и несколько убыточных. Другими словами, без услуг общественного транспорта не должны оставаться и удаленные от центра районы, где пассажиропоток не очень большой. Кроме того, победитель тендера должен взять на себя обязательство увеличивать число автобусов на маршруте в часы пик.
Что касается архитектурного оформления остановок общественного транспорта, то планируется установка на главных улицах города современных остановочных павильонов, оснащенных информационными табло с указанием графика движения транспорта.
В связи с этим в настоящее время приостановлено строительство остановок прежнего образца. Рассматривается вопрос о разработке их нового дизайна с учетом и на основе аналогов из Нур-Султана и Алматы.
Немаловажен в сфере пассажирских перевозок и уровень культуры водителей и кондукторов, а также соблюдение чистоты и порядка в салонах. В связи с этим местные власти делают акцент на необходимости обучения сотрудников автопарков умению разговаривать с людьми, быть выдержанными, вежливыми и аккуратными.
– Необходимо провести анализ текущего состояния и потенциала транспортных компаний, их возможности работать на рынке пассажирских перевозок. Таразу не нужны 10 компаний-перевозчиков, особенно если некоторые из них финансово несостоятельны и не способны оказывать качественные услуги. Поэтому необходимо продолжать курс на ужесточение условий для участников государственных конкурсов. Победителями тендеров должны быть лишь те компании, которые в состоянии обеспечить высокий уровень обслуживания. Электронное билетирование доказало свою эффективность. Мы не должны стоять на месте, необходимо и дальше развивать это направление с целью создания максимально комфортных условий для наших граждан, – отметил Бердибек Сапарбаев.