Духовное единение

866
Булат Кумеков, директор Международного института кипчаковедения, академик НАН РК

В ней Глава государства дает ясно понять, что историей должны заниматься историки, а не политики. В связи с этим я как историк-источниковед хотел бы еще раз подчеркнуть роль исторической науки для нашего Отечества и сопредельных государств.

Объективная история (именно – объективная) – одна, ее не перепишешь. Сегодня весь мир, опираясь на доказательные материалы, говорит о роли степной цивилизации в развитии человечества. Она, как явствует из первоисточников, основанных на письменных памятниках средневековья (преж­де всего мусульманского круга, написанных на арабском, персидском и тюркском языках), имела развитую государственность, насчитывающую 2,5 тыс. лет. За это время на территории Казахстана просуществовало 21 государство.

Однако появление различных государственных объединений не надо путать с таким длительным процессом, как государственность, которая, начавшись на территории Казахстана в эпоху древности, продолжается до сих пор. Поэтому обретение нашей страной независимости следует рассматривать в рамках этого исторического процесса.

Отмечу также, что, участвуя в этом процессе, в VIII–IX веках территория Казахстана стала цент­ром тюркского этногенеза. Здесь в ту далекую эпоху образовались три государства – кимеко-кипчакское, или государство кимеков и кипчаков (бассейн Иртыша, Цент­ральный и Северный Казахстан), огузов (долина Сырдарьи), карлуков (Семиречье). В последующем все три государства явились основой или важным этническим компонентом в образовании многих тюркских народов.

Именно поэтому земля Казахстана воспринимается ими как коренной юрт (земля) всего тюркского мира. Огузы стали основой турецкого народа, азербайджанцев и туркмен. Карлуки – узбеков, а также важным компонентом для образования уйгурского народа. Кипчакоязычные народы – это вообще широкий спектр: казахи, башкиры, татары, киргизы, карачаевцы, балкары, ногаи и другие народы. Поэтому Президент Турции Реджеп Эрдоган был совершенно прав, когда на одной из встреч глав государств сказал, что территория Казахстана священна для всего тюркского мира.

Новейшие достижения исторической науки и выявление специфики развития кочевых обществ с конца ХХ века позволяют рассмат­ривать степную цивилизацию как самостоятельное явление наряду с цивилизацией земледельческих обществ. Кочевые объединения всегда обладали мощным военным, хозяйственным, культурным и духовным потенциалами, позволившими еще в эпоху древности создавать в Великой степи обширные империи евразийского масштаба – гуннская держава, древнетюркский каганат, Кипчакское ханство, Золотая Орда. Кочевые государственные образования были довольно самодос­таточными, а их взаимодействие с оседло-земледельческой зоной – равноценным и взаимозависимым. По существу, кочевой регион Великой степи с одной стороны и оседло-земледельческие зоны – с другой представляли собой мик­ромиры, составившие единую систему макромира.

Степная цивилизация во многом сопряжена с родоплеменной сис­темой, ставшей основополагаю­щим принципом общественного и государственного развития. Такая система объективно способствовала сплочению этничес­кого объединения. Отношения между племенами и родами в казахском обществе соответствовали отношениям родных братьев, а большие племенные объединения (жузы) взаимодействовали между собой на правах кровных родственников. Это было продиктовано экономическими, хозяйственными и политическими причинами. Главная цель такого единения – формирование и сохранение своей этнической, коренной территории, родной земли, иначе говоря.

Уникальность родоплеменной системы заключалась также и в том, что человеческому фактору в обществе придавалось исключительное значение. Пример – в кочевом обществе в отличие от земледельческого никогда не было рабства, тюрем, регулярных войск для подавления своего населения (в этом не было нужды). При этом свобода человека являлась приоритетной во все эпохи и времена вплоть до современности. На протяжении многовековой истории была выработана кочевая государственная традиция, которая прослеживается в организации населения (высокая дисциплина и порядок), в политическом управлении, хозяйстве, духовной культуре, высоких нравственных и поведенческих нормах. Кочевое общество всегда как зеницу ока оберегало окружающую природную среду, так как черпало оттуда не только духовную, но и физическую силу.

Именно в рамках государственных объединений создавалась этническая территория казахского народа, которая была окончательно сформирована в эпоху средневекового Казахского ханства.

В заключение хочу остановиться на высказывании Президента Казахстана о том, что уехавшая из страны молодежь рано или поздно вернется домой. И это обоснованное утверждение. В средневековых источниках подчеркивается мысль о том, что ностальгия, тоска по родине традиционна для обитателей Великой степи. Кочевые тюрки подвержены ей больше, нежели все другие народы.

Популярное

Все
Путь к мечте
Турнир для сильных духом
Завершили первенство достойно
Вуз как образовательный хаб приграничья
Сезон обещает быть интересным
Самое ценное в находках – информация
Первые выпускники De Montfort University Kazakhstan получили дипломы
Есть спрос – будет и предложение
«Актобе» – чемпион страны
ТБО на экспорт – чем не товар?
Сила музыки
«Сардар» воспитывает лидерские качества
Три вида платежей. А цель – одна
Внедрен институт старших солдат
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Аким Шымкента принял участие в субботнике
Монополисты озаботились новыми пятилетними тарифами
Фестиваль театрального искусства этносов Казахстана прошел в Алматы
Секрет предпринимательницы Назгуль Ахметовой в том, что она делает все с любовью
Пенсионерам вход бесплатный
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Лювак для бодрости
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе открылся Дом культуры
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу
Виноградные слезы
Кто может пройти бесплатные скрининги в поликлиниках
Камера зафиксировала авто со скрытым номером на трассе Астана - Щучинск
В Семее открылась художественная выставка «12–54»
Стекольный завод запущен в Алматы
О погоде в Казахстане до пятницы сообщили синоптики
Ученые разработали новый инструмент для борьбы с фейками
Казахстанские бабушки покорили европейский подиум
Обещания в бензобак не зальешь
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Продукты стали дешевле

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]