Дорожный интерес

536
Евгения Ермакова

Картина ясная

В нынешнем году в поле внимания попали 74 городские улицы. Подрядчики уже начали заделывать ямы, заниматься реконструкцией или средним ремонтом. Но контроль качества дорожных работ показывает: далеко не все строители соблюдают установленные нормы.

Специалисты Костанайского областного филиала Национального центра качества дорожных активов, на которых возложен независимый контроль деятельности компаний-подрядчиков, уже забраковали большой объем ямочного ремонта. Проблема оказалась в самой асфальтовой смеси, не отвечающей требованиям сразу по нескольким параметрам. Между тем работы были выполнены на центральных улицах Костаная.

– При проверке ямочного ремонта мы отобрали для контроля две асфальтовые смеси, и обе они оказались некачественными, – рассказал директор областного филиала Национального центра качества дорожных активов Абылайхан Алшинбаев. – Действуем на основании соответствующих протоколов с перечнем конкретных требований. Если даже по одной позиции имеется несоответствие, это уже считается нарушением, а тут выявлено сразу несколько отклонений от норм.

В акимате города подтвердили данный факт. Сегодня власти решают, как им дальше быть: дорожные подрядчики требуют денег за проделанный объем работ, но по факту платить за такое качество нельзя – асфальт может «растаять» уже следующей весной.

Тут простая физика: если свежеуложенный асфальт обладает большим водонасыщением, то в течение лета-осени быстро впитывает влагу и весной расползается. Впрочем, и при хорошем качестве смеси могут возникать проблемы, например, если ее привезут остывшей – с температурой меньше 130–150 градусов. Тут хоть самый тяжелый каток используй – все равно не удастся добиться нужной степени уплотнения полотна. А значит, оно быстро разрушится.

Кстати, с центром качества дорожных активов договоры на проведение контроля обязаны заключить все профильные управления и акиматы области. Фактически же, несмотря на разгар дорожно-ремонтного сезона, сделали это немногие – лишь власти Костаная, Рудного, Аулиекольского, Узункольского и Денисовского районов, а также руководство областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Показать пример

Мы тоже решили подключиться к проверке качества ремонта. И вот уже стоим на улице Нурсултана Назарбаева в Костанае, на которой в нынешнем году уже провели средний ремонт 2 км. Находимся прямо напротив нового здания областной филармонии – возле строящегося пешеходного перехода.

Данный жилой район новый, здесь только сдают в эксплуатацию жилье, достраивают школу и Ледовый дворец. Движение оживленное, даже, можно сказать, плотное, поэтому на качество ремонта здесь упор особый.

Специалисты центра берут на участке шесть проб: по три на 1 км дороги. В первую очередь оценивают толщину верхнего слоя – она должна быть не менее 5 см. И надо сказать, это требование на всем протяжении отремонтированного отрезка подрядчик выдержал.

На вопрос одного из членов специальной мониторинговой группы о том, почему в ряде мест ширина заасфальтированной проезжей части чуть меньше, чем было раньше, представители компании-подрядчика отвечают, мол, работали строго по технической спецификации. В документах сказано: ширина дороги 8 м. Из этого и исходили.

Прежде же проезжая часть была чуть шире – буквально на 10–20 см. К слову, специалистам Национального центра оценить плотность дорожного полотна у самой обочины не удается. Под новым пешеходным переходом, который нынче возводят на проспекте, полотно у кромки крошится.

По словам инженера по строи­тельству центра Владимира Завалия, все результаты исследований, проведенных в рамках контроля качества дорожных ремонтов, носят функцию исключительно информирующую. Наказать нерадивых подрядчиков могут лишь заказчики – акиматы. Между тем представитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог обеспокоенности по поводу ширины проезжей части и асфальта, крошащегося у обочины под новым переходом, не выказывает.

Выборка образцов – кернов – с проспекта Нурсултана ­Назарбаева станет одной из первых в текущем году. Эта дорога считается хорошей и, по словам самих подрядчиков, построена качественно.

Переходящий ремонт

Диаметрально противоположная ситуация наблюдается на улице Дощанова в границах Мауленова – Павших Борцов. Это тоже одна из центральных и весьма оживленных городских улиц. Однако третий год больше напоминает автодром для внедорожников.

Проблемы начались в 2018 году, когда здесь начали менять канализационный коллектор в рамках проекта Европейского банка реконструкции и развития. В акимате сообщили, что именно банк решал тогда вопрос выбора подрядчика.

Единственный плюс во всем этом – сама труба. Она, по словам директора ГКП «Костанай су» Еркебулана Файзуллаева, исправно функционирует. Но дорожное полотно то расползается, то дает сильнейшую просадку. Первый раз асфальт провалился весной 2019-го. Обратились к подрядчику. Тот вроде как устранил недочеты. Вот только полотно опять разрушилось – уже нынешней весной.

– Возможно, корень этих бед в некачественных проектных решениях, – поясняет заместитель акима Костаная Рустем Каркенов. – Правилами дорожного строительства в проекте всегда предусматривается засыпка грунтом, благодаря чему можно обеспечить плотность основания. Здесь грунт-уплотнитель предусмотрен не был.

В «Костанай су», которое сегодня собственными силами восстанавливает дорожное полотно, сообщили, что, посоветовавшись со специалистами, взяли в качестве уплотнителя не песок, как это было по проекту, а песчано-гравийную смесь. То есть с плотностью грунта, по идее, должно быть все в полном ажуре, но… точной причины возникших проблем сегодня не может назвать никто.

Как полагают в акимате, это может быть не только некачественный проект, но и несоблюдение технологии, недочеты при строительстве колодцев и многое-многое другое.

На подрядчика в лице ТОО «Дала» и представителя технического надзора – ТОО «НурТау» решено подать иски в суд. О претензиях в адрес проектировщиков, авторского надзора и госэкспертизы пока речи не идет, поскольку доказать вину каждого участника еще только предстоит.

Самое неприятное, что это не единственный участок канализационного коллектора, который ремонтировали в рамках договора с ЕБРР. Аналогичные проблемы возникли на улице Урицкого в границах Аль-Фараби – Победы. Тот же подрядчик и технадзор и те же проблемы.

Причем в случае с улицей Урицкого проблема качества таит в себе немало опасностей – рядом находится школа № 8, и никто не может гарантировать, что провалы асфальта вблизи колодцев или в зоне пешеходных переходов не приведут когда-нибудь к трагедии.

Причем архивные фото коррес­пондента «Казправды» показывают: проблемы с провалами на улице Урицкого начались еще в октябре 2018 года, то есть прак­тически сразу после окончания ремонта. Через год, в октябре 2019-го, ямы вновь образовались в тех же местах. Проседал грунт и на проезжей части: там, где были установлены колодцы.

При этом вопрос о том, чтобы не оплачивать подрядчику за проведенные работы, не стоял. В «Костанай су» отметили, что на момент сдачи объекта недочетов не было, и это подтверждено документально.

Вопрос дополнительных затрат на восстановление дороги – один из главных в этой истории. Как пояснили в ГКП «Костанай су», 10% от суммы договора, а в случае с ремонтом на Дощанова и Урицкого это в общей сложности более 400 млн тенге, сегодня находятся на счетах заказчиков проекта. То есть эти деньги через суд коммунальщики постараются вернуть себе в счет погашения тех затрат, что предприятие несет сегодня. Еще около 40 млн тенге – гарантия подрядчика, которая также находится на счетах в банке. В «Костанай су» планируют уложиться в эти 80 млн тенге при устранении провалов грунта на Дощанова и Урицкого.

Будет ли контролировать ход работ на этих улицах Национальный центр качества дорожных активов – пока неясно. Ведь специалисты структуры проверяют только те улицы, заказчиком ремонта которых выступили отделы акимата, а не отдельно взятое коммунальное предприятие.

Оcновная проблема

Судя по комментариям специалистов, одна из самых серьезных проблем дорожного строительства – нестабильные грунты и близкие грунтовые воды. При большой нагрузке, особенно на тех улицах, по которым разрешено движение большегрузному транспорту, асфальт расползается, быстро образовывается колея. Яркий пример тому – улица Мауленова, где нынешней весной ямы «захватывали» в плен не только легковые автомобили, но и автобусы, фуры.

Ремонт проезжей части в границах Дощанова – Леонида Беды откладывали из-за замены индустриального водовода. Чтобы не повторить историю соседней улицы, приняли решение пересогласовать сам проект. Если первоначально водовод должен был проходить под проезжей частью, то сегодня его укладывают по территории зеленой зоны.

Замакима города Рустем Каркенов отметил, что власти пытаются не нарушить основание дороги, которая и без того находится в плачевном состоянии.

Пока этот участок ремонтируют с использованием привычной уже схемы бетонирования основания. Новых технологий при ремонте и строительстве не используют. Единственный в области производитель сетчатых георешеток и других материалов, применяемых для стабилизации основания при строительстве дорог, – ТОО «Фабрика нетканых материалов «S.M.F. System» – поставляет свою продукцию в другие регионы.

Специалисты признают, что новые технологии всегда приводят к удорожанию проекта. Практика свидетельствует: при несоблюдении технологии работ такие эксперименты не оправдывают себя. Однако нельзя не признать, что расходы на практически ежегодные ремонты заставляют тратить не меньше сил и средств на устранение проблем. И этот вопрос требует детального изучения и анализа опыта других облас­тей республики и ближнего зарубежья, где в связи со схожими грунтами наблюдаются аналогичные трудности при эксплуатации дорог.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

В Казахстане с официальным визитом находится министр оборон…
Глава государства: Предстоит решить много проблем
Тенденции в отраслевой журналистике цифровой эпохи обсудили…
В Кызылординской области построят центр «Руханият» с кругло…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]