Дом преткновения

1584
Назгуль Испанова

Строили-строили…

Строго говоря, дом семье уже не принадлежит. Еще в июле суп­руги Рамахины подписали договор с городским акиматом об обмене дома на две трехкомнатные квартиры. В соответствии с этим документом и строе­ние, и земельный участок, на котором оно находится, теперь собственность отдела жилищно-коммунального хозяйства Петропавловска. Только бывшие жильцы этот факт признавать не хотят и теперь через суд пытаются расторгнуть договор. Пока идет тяжба, они игнорируют требования местных влас­тей освободить жилплощадь. Более того, супруги настроены весьма решительно: при попытке сноса преграждают путь строительной технике и готовы лечь под гусеницы, чтобы защитить свою недвижимость. Между тем все другие частные постройки в округе уже давно выкуплены акиматом, а их владельцы разъехались по новым адресам.

…Свой двухэтажный дом Рамахины строили около 20 лет назад. По мере того, как удавалось накопить денег, покупали стройматериалы. Три года назад закончили работы на втором этаже. Дело оставалось за малым.

«В марте 2017 года начали оформлять все бумаги на пост­роенное жилище, а в сентяб­ре 2017 года узнали из газет, что нас будут сносить. Для нас это был шок – столько строили, столько сил и денег туда вложили, а тут – снос! Но раз положено, никуда не денешься... 5 января 2018 года принесли предписание о сносе, в феврале мы подали документы в акимат, чтобы сделать оценку», – рассказала журналистам Светлана Рамахина.

По ее словам, в акимате им объяснили, что у них есть право выбора. В обмен на дом, полезная площадь которого составляла почти 250 квадратных метров, получить либо деньги в размере оценочной стоимости, либо жилье такой же площади. Женщина сразу сказала, что им нужна равноценная жилплощадь. Семья у них немаленькая. У супругов двое взрослых сыновей, у которых тоже есть свои семьи. И все они, а это 9 человек, проживают под одной крышей. Разумеется, предложенные акиматом 2 квартиры, пусть даже трехкомнатные, Рамахиных не устроили.

«В апреле меня вызвали в ­акимат, сообщили, что оценочная стоимость дома – 16 миллио­нов 257 тысяч тенге. С такой ценой мы не согласились, и я написала заявление, чтобы нам предоставили жилье в соответствии с нашей площадью – четыре трехкомнатные квартиры, это как раз выходило равноценно. В мае 2018 года меня вызвали на комиссию, где сказали: так как у вас внизу гаражи, мы вам даем только за верхний этаж 2 квартиры», – пояснила Светлана.

С этого дня дело приняло другой оборот. Акимат города обратился в суд с иском о принудительном выселении обитателей «дома преткновения». Несколько месяцев шло разбирательство. Рамахины тоже обратились в суд со встречным иском о предоставлении им равноценного жилья в виде 4 трехкомнатных квартир, но в удовлетворении иска им было отказано. Мол, в суд надо было обращаться в течение трех месяцев после решения комиссии, а у вас исковый срок прошел...

«В апреле этого года адвокат мне посоветовал согласиться на 2 квартиры, дескать, хоть что-то получите. И я уже от отчаяния согласилась. Из-за этого у нас начались разногласия в семье, с мужем мы из-за этого развелись. Он сказал: ты меня просто предала», – говорит женщина.

Маловато будет…

После заключения медиативного соглашения в суде Светлана Рамахина подписала обязательство найти 2 трехкомнатные квартиры стоимостью по 10 млн 800 тыс. тенге. То есть в общем за дом, оцененный ранее в 16 млн 257 тыс. тенге, акимат им предложил на 5 с лишним миллионов больше. Впрочем, даже на эту сумму подыскать 2 приличные «трешки» в Петропавловске оказалось непросто. После безуспешных поисков жильцы дома обратились в акимат, где им, как бы удивительно это ни звучало, пошли навстречу, согласившись выделить средства на покупку квартир по цене выше, чем предполагалось изначально. В июле договор купли-продажи 2 трехкомнатных квартир был подписан. Казалось бы, мир дос­тигнут: каждая сторона в той или иной степени получила желаемое. Люди – жилплощадь. Город – участок на территории стройки.

Но, как оказалось, такой обмен совершенно не устроил бывшего хозяина дома, несмотря на то, что сделка заключалась и при его согласии в том числе. Развод оставил главу семейства не только без супруги, но и без жилья, хотя по всем законам и он имеет право на определенную недвижимость. Выяснилось, что владелицей приобретенных на деньги акимата 2 квартир по документам значится только Светлана.

«Так как мы с женой вдвоем являемся собственниками этого дома, мне тоже пришлось подписать документ, чтобы ей дали эти квартиры. Она свое получила, а я в итоге остался ни с чем. В договоре указано, что она является собственником новых квартир, а я даже не упомянут там», – зая­вил бывший супруг Евгений Рамахин.

Отказываться от своего права на квадратные метры он, разу­меется, не намерен. Ни «предательство» бывшей жены, ни развод не мешают ему рьяно отстаивать дом, который по документам уже принадлежит городу. Самое удивительное, что в этом нешуточном противостоянии бывшая супруга, ныне собственница 2 квартир, его активно поддерживает.

Казалось бы, ей-то о чем беспокоиться? Заезжай в благоустроенную квартиру, лично выбранную, и живи с комфортом! Но не прошло и месяца со дня подписания договора, как Рамахины решили расторгнуть сделку. По словам Светланы, на такой шаг они решились после того, как ее попросили прийти в акимат и подписать заявление о том, что они согласны в обмен 247 квадратов площади получить 120 кв. метров и претензий больше не имеют.

«Мы поняли, что закон на нашей стороне, что нас просто ввели в заблуждение, что нам положено больше, и отказались писать заявление. Тогда мы решили идти дальше, возобновить судебные процессы, подали в суд. В договоре о купле-продаже, часть 2 пункт 3, написано, что если одна из сторон не соглас­на, только решением суда это все может быть урегулировано. Хотим расторгнуть этот договор на получение 2 квартир, требуем, чтобы нам дали еще 2 трехкомнатные квартиры. То есть мы вернулись к нашему первому требованию – дать нам 4 квартиры», – рассказала женщина.

Договор дороже денег

Однако городские власти уверены, что не только не обделили жильцов дома, а, напротив, предоставили им больше, чем полагалось.

«Оценочная стоимость их жилья 16 миллионов 800 тысяч тенге – это оценка независимых экспертов – по заключенному договору предполагалось, что на квартиры будет потрачено по 10 миллионов 600 тысяч тенге. А фактически две квартиры приобретены по просьбе семьи Рамахиных за сумму 26 миллионов тенге. Все их просьбы были удовлетворены, им шли навстречу. Что касается того довода, что у них площадь дома больше полученных квадратов, то не стоит забывать, что у них жилая площадь всего 88 квад­ратных метров, первый этаж – это гаражи, а не жилье. Семье же предоставлено 120 квадратов», – сообщил заместитель акима Петропавловска Аскар Хабибулин.

По его словам, в рамках исполнения генерального плана города постановление об отчуждении земельных участков по улице Алтынсарина было принято в сентябре 2017-го. Жители домов, подлежащих сносу, получили уведомления, в том числе и семья Рамахиных.

«Потом семья Рамахиных обратилась в отдел жилищно-коммунального хозяйства с заявлением о предоставлении взамен имеющегося жилья 4 трехкомнатных квартир, в чем им было отказано. Потом они обращались в суд с просьбой предоставить им 2 трехкомнатные взамен жилой площади на втором этаже и одну трехкомнатную квартиру взамен гаражей, которые у них на первом этаже. Суд отказал им», – отметил заместитель акима Петропавловска.

После того как акимат подал в суд на горожан, отказывавшихся освобождать дом, хозяева согласились на равнозначный обмен своего жилья на 2 трехкомнатные квартиры.

«24 июля был подписан договор между КГУ «Отдел ЖКХ» и Рамахиными, в котором расписались и супруга, и супруг, об обмене дома на 2 трехкомнатные квартиры. Согласно договору с 30 июля данный дом и земельный участок принадлежат отделу жилищно-коммунального хозяйства, а они владеют квартирами, – объяснил Аскар Хабибулин. – Если они не согласны, пусть подают в суд, но захватывать чужое имущество они не имеют права, требуя взамен еще квартиры. Тем более, подчеркиваю, они добровольно согласились на данный обмен, был подписан договор, который зарегистрирован в органах юстиции».

На бывших владельцев дома никакие доводы и убеждения ­акимата не действуют. Ссылаясь на то, что еще идет судебное разбирательство по их иску, они отказывают­ся покидать особняк, несмотря даже на то, что по документам это уже не их собственность. Члены семьи буквально грудью преградили путь спецтехнике, прибывшей для сноса здания.

«Мы перевезли вещи в трехкомнатные квартиры, внуки там, пока мы осаду держим. Сегодня пригнали вышки, чтобы разбирать дом. Нам отрезали электричество, сняли счетчик без моего ведома, я написала заявление по этому поводу в полицию. Пытались отрезать воду, но мы не дали. Мы не дадим ломать, ляжем под колеса, если понадобится», – решительно заявили Рамахины.

Пока ситуация тупиковая. Договориться по-хорошему не получается. Когда и какое решение примет суд – неизвестно.

Большая стройка

Описываемые события происходят в микрорайоне (раньше он назывался ДСР), который расположен на въезде в Петропавловск. Еще пару-тройку лет назад здесь был практически сплошной частный сектор со скромными домиками, построенными еще в середине прошлого века, между которыми постепенно один за другим выросли коттеджи, маленькие магазинчики, аптеки и заправки. Никаких дос­топримечательностей здесь не наблюдалось. Сейчас же эту часть областного центра не узнать. Теперь это суперсовременный и благоустроенный микрорайон «Жас Оркен», где уже построили Дворец школьников, Дворец спорта, теннисный центр и несколько многоэтажных домов.

В преддверии форума межре­гионального сотрудничества, который состоялся в Петропавловске в прошлом году с участием президентов Казах­стана и России, «воротам» города уделили повышенное внимание: ударными темпами провели стройку, отремонтировали дорожное полотно, установили энергосберегающие светодиод­ные фонари – в общем навели лоск. Разумеется, перед этими грандиозными работами приш­лось подготовить площадку. Весь жилой сектор пошел под снос. Только в прошлом году снесли более 600 старых домов.

Несмотря на то что со всеми владельцами была проведена большая разъяснительная работа, всех заблаговременно оповестили, некоторых проблем избежать не удалось. Понятно, что не все оказались готовы к переменам. Людям, прожившим здесь не один десяток лет, прощаться с привычным местом было нелегко. Кто-то остался недоволен размером компенсации. И все же многие, напротив, радовались возможности сменить старое ветхое жилье на пусть не новые, но благо­устроенные квартиры.

В нынешнем году снос старых домов продолжился. На выкуп 279 участков, изымаемых у владельцев частных домов для строительства, предусмотрено почти 4 млрд тенге. На их месте построят 10 современных жилых комплексов общей площадью 597 тыс. кв. метров. Украшением микрорайона должен стать театр, который намечено сдать к осени. К этому же сроку планировалось достроить и школу. Но неожиданный конф­ликт с хозяевами особняка, расположенного практически на территории стройплощадки, затормозил всю работу. Так что как скоро нарядную картинку нового мик­рорайона украсит еще один важный социальный объект – большой вопрос.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Ради водворения правды
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Этностиль остается на пике популярности
Казахский должен стать языком межнационального общения
Черепахи умеют улыбаться
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
В центре знают о нуждах регионов
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
Наша сила в единстве
Превратили остановку в арт-объект
Легионеры будут уповать на меценатов
«И Родина щедро поила меня…»
Эмоции взяли верх
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации
Паводковые воды направят в природные озера
Превратили остановку в арт-объект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]