​Дом, который помнит Сакена

3155
Алия Майсеитова

Минувшие дни

Резные окна и двери деревянного дома словно приглашают прохожих войти. Попадая в музей, оказываешься в мире Сакена Сейфуллина. Здесь представлены все вехи его недолгой яркой жизни: о них рассказывают фотографии, архивные документы, книги, личные вещи.

Письменный стол со стульями, печатная машинка фирмы «Ундервуд», патефон, подаренный Сакену Сейфуллину в 1934 году в Москве, саквояж, купленный там же в магазине «Синторг», трюмо, вешалка с его головным убором, шарфом и зонтом… Все эти предметы воссоз­данного рабочего кабинета помнят Сакена Сейфуллина. В комнате стоит музыкальный инструмент – фисгармония, который принадлежал его учительнице музыки Нине Мокиной. Здесь же – шкаф брата писателя – Мажита Сейфуллина и настенные часы.

Находясь здесь, представляешь, как Сакен, красивый, статный 27-летний заместитель народного комиссара просвещения респуб­лики, редактор республиканской газеты «Еңбекші қазақ», накинув шарф и взяв зонт, направляется по своим рабочим делам…

Экскурсоводы обратят внимание, что в одежде Сакен Сейфуллин придерживался европейского стиля. Среди экспонатов музея – его костюм коричневого цвета в полоску, белая рубашка, цветной галстук и туфли. По воспоминаниям супруги Гульбахрам, у него был 41-й размер обуви, но он любил, чтобы ноги вольно себя чувствовали, и покупал ботинки на размер больше…

Настоящее имя Сейфуллина – Садуакас. Мама Жамал ласково называла сына Сәкен – так и запомнил его навсегда литературный мир.

Родился будущий основоположник современной казахской литературы 15 октября 1894 года в кочевом ауле Нильдинской волости Акмолинской губернии (ныне Шетский район Карагандинской области). В музее хранятся памятные вещи прадедов Сакена Сейфуллина: охотничий ремень Кушикбай-батыра, медальон Шона-бия. Рядом – веретено Жамал и жестяная коробочка из-под индийского чая – подарок Сакена маме с первой зарплаты.

Отдельные экспонаты посвящены годам учебы писателя. Вот фотография небольшой русско-казахской школы неподалеку от Успенского рудника в местности Нильды, где Сакен Сейфуллин учился с 1906 по 1908 год. Приехал он сюда годом ранее, обучившись начальной арабской грамоте у аульного муллы. Так как не владел русским языком, жил у знакомых отца, учил язык и только потом пошел в эту школу. В 1905-м он становится свидетелем забастовки рабочих Успенского рудника. Возможно, это событие повлияло на будущие революционные взгляды Сейфуллина.

После окончания русско-казахской школы Сакен приезжает в Акмолинск и поступает сначала в приходскую школу, затем в трехклассное училище. Будучи студентом, преподает казахским и татарским детям русскую грамоту в медресе. После училища поступает в Омскую учительскую семинарию.

Первый сборник его стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни») на арабской графике в 1914-м выходит в Казани. В музее есть эта книга.

Экскурсовод Камила Уйсенбаева показывает макет первой школы, которую открыл Сакен Сейфуллин в ауле Ахмет-торе (Нуринский район Карагандинской области), куда выпускник семинарии приехал по приглашению Султана Абылаева – племянника Чокана Валиханова.

– До начала занятий в школе Сакен занимается сельскохозяйственной переписью и знакомится с исполнителем народных песен Хабибой Абденкызы Сагынаевой, – рассказывает Камила Уйсенбаева. – От нее впервые слышит знаменитую песню «Әупілдек». Истории этой песни позже он посвятит главу романа «Тернистый путь». Примерно в это же время знакомится со своей первой супругой Рахимой Халфиной – дочерью татарского купца Акбара Халфина.

Выжил в «вагоне смерти»

Работая учителем в аульной школе, Сакен узнает, что в Пет­рограде началась революция. Он оставляет школу и возвращается в Акмолинск. В городе по его инициативе создается организация «Жас қазақ» и выходит газета «Тіршілік». В декабре 1917-го в Акмолинске устанавливается советская власть. На стенде – фотографии членов Акмолинского Совета депутатов, где Сакен Сейфуллин – член президиума.

В музее представлен макет дома, где Сакен жил в 1918 году, – он деревянный, со ставнями и крыльцом. Находился на пересечении современных улиц Республики и Иманова. Дом до наших дней не сохранился, его снесли в 1970-х.

Первого мая 1918 года с большим успехом проходит премьера спектакля по пьесе Сакена Сейфуллина «Бақыт жолында» («На пути к счастью»). Эту пьесу он посвящает товарищам, с которыми вместе работал и учился. Спустя месяц в Акмолинске произошел контрреволюционный переворот, к власти приходят белогвардейцы, начинаются аресты членов Совдепа. В числе арестованных и Сакен Сейфуллин.

– Около 9 месяцев он томится в Акмолинской и Петропавловской тюрьмах, затем заключенных везут в «вагонах смерти» атамана Анненкова в Омский лагерь, – продолжает рассказ экскурсовод. – Многие не выдерживали пыток, умирали от холода и голода, были повешены или расстреляны. Сакен Сейфуллин преодолевает все трудности заключения. Весной 1919 года при помощи товарищей ему удается сбежать из лагеря. В Омске он скрывается в доме у Мукана и Батимы Айтпеновых. Ему делают поддельные документы на имя Дуйсембия Асиева. На поезде и пешком через Павлодар, Баянаул он направляется в родные края – Жанаарку. Но за ним следят, и он через Бетпакдалу перебирается в Аулие-Ату (Тараз).

В музее хранится экземпляр историко-мемуарного романа Сакена Сейфуллина «Тернистый путь», который был издан в 1927 году в Кызылорде на арабской графике. Это волнующий рассказ, основанный на свежих воспоминаниях автора о событиях 1916–1919 годов, участником которых он был, в том числе о тюрьме, лагере, побеге. Роман – одно из самых известных произведений писателя.

В 1920-м Сейфуллин возвращается в Акмолинск, где окончательно установлена советская власть, начинает активно работать. В залах музея понимаешь, как много успел сделать этот талантливый человек для своей страны. В 1922-м его назначают председателем Совета народных комиссаров молодой автономной республики – в это трудное время он выполняет функции главы правительства. В витринах – партийный билет, мандат, анкетные листы участника съез­дов. На одном из таких листов его красивым почерком написано: «Садуакас Сейфуллин, 30 лет, национальность – киргиз-казак, деятельность – учительство, газетная и общественная работа».

Журналистика, как и литература, просвещение, важнейшая сфера его деятельности. Он работает редактором газеты «Еңбекші қазақ» (ныне «Егемен Қазақстан») и журнала «Әдебиет майданы» (ныне «Жұлдыз»). В период царского режима казахов называли киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками. Сакен Сейфуллин поднимает этот важный для народа вопрос в 1923 году в своей статье «Қазақты қазақ дейік, қатені түзетейік» («Давайте называть казахов казахами, исправим ошибку») на страницах «Еңбекші қазақ». И уже в 1925 году народ стали называть этнонимом «казахи».

Те самые часы…

1927 год. Сакен Сейфуллин – ректор Кызылординского института народного просвещения. В 1928-м преподает в высшем Ташкентском педагогическом университете. Остро стоит вопрос нехватки учебных пособий, и Сакен Сейфуллин вместе с Мухтаром Ауэзовым и Ильясом Жансугуровым выпускают книги на латинице. В фонде музея хранятся учебники «Көркем әдебиет», «Қазақ әдебиеті» и другие. В литературном зале – книги писателя, изданные при жизни: «На пути к счастью», «Неукротимый тулпар», «Красный сокол», «Айша»... Занимается Сейфуллин и исследовательской работой, в частности творчеством Ақан-сэре, составляет сборник его сочинений.

В 1929 году Сакен Сейфуллин переезжает в новую столицу Казахстана – Алма-Ату, где преподает и руководит кафедрой казахской литературы в педагогическом университете. В другом тематичес­ком зале размещены фотографии его коллег, документы, а также снимок школы, которую Сакен Сейфуллин открыл в Уральске.

В 1934 году по инициативе Максима Горького в Москве проходит I съезд пролетарских писателей. В составе делегации из Казахста­на – Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров и Беимбет Майлин. Сакен выступает с докладом о казахской литературе. Сохранились его письма, адресованные друзьям – русским писателям Николаю Островскому и Феоктисту Березовскому.

Вместе с другими казахскими поэтами он переводит первый том стихов Александра Пушкина на казахский язык и публикует в своей редакции. За это Сакена Сейфуллина награждают медальо­ном в Москве на конференции, посвященной 100-летию трагической гибели поэта. А вот – чапан и тюбетейка, подаренные узбекскими писателями на 40-летний юбилей Сейфуллина в 1934 году, его рукопи­си, чернильница и перо.

1936-й был ознаменован 20-летием творческой деятельности Сакена Сейфуллина. Его первым из казахских писателей наг­раждают орденом Трудового Красного Знамени и золотыми именными часами швейцарской фирмы «Хаймазер». И кто же знал тогда, что после такого признания писателя вскоре ждет расстрел?..

Не успели накрыть дастархан

Сакен был самым старшим в семье из семерых детей. Так сложится, что среди них продолжит род только самый младший – Мажит. В 1937-м Сакена Сейфуллина арестуют по печально известной 58-й статье. Жертвой кровавых репрессий станет и его семья. Отца Сейфоллу расстреляют в Карагандинском лагере, будет убит брат Малик. Мажита убережет судьба: сотрудники НКВД, боясь заразиться, не захотят заходить в дом, где лежит тяжело больной ребенок, – авось и так помрет. Но он выздоровеет, и благодаря ему, его семье и супруге Сакена Сейфуллина Гульбахрам до нас дойдут воспоминания, личные вещи писателя.

Сакен познакомился с Гульбахрам в 1925 году в Петропавловске, где она училась в советской партийной школе. Эта удивительная женщина пронесет свою любовь и верность до конца жизни, через все испытания, коих выпало на их долю немало. Они поженятся в 1926-м в Кызылорде, в 1929-м родилась дочь Лаура, которая в 3 годика заболеет и умрет. В 1936 году рождается сын Аян, имя которому дает друг семьи Мухтар Ауэзов. После ареста Сакена Сейфуллина будет арестована Гульбахрам, по дороге в АЛЖИР в холодном, битком набитом вагоне поезда мальчик умирает. Аяну не было и двух лет. В музее есть фотография 1936 года, на которой запечатлены радостные Гульбахрам с сыном. Их счастье оказалось таким коротким.

Воссоздана в музее комната четы Сейфуллиных: там кровать, купленная в Ташкенте, чемоданы и сундуки, одеяльце сына Аяна, домбра брата Мажита, швейная машинка «Зингер» Гульбахрам, которая как «жена изменника родины» могла зарабатывать на жизнь только шитьем. Есть в комнате и белая скатерть. Почти такая же, какую Гульбахрам и Сакен купили, планируя отпраздновать годик Аяна. Не получилось: день рождения был в ноябре, а главу семьи арестовали в сентябре. Эта грустная история о ненакрытом дастархане – жайылмаған ақ дастарқан – дошла до наших дней.

В зале «В памяти народа» посетители видят документы, которые зафиксировали последние месяцы жизни Сакена Сейфуллина. Ордер на арест, постановление, протокол обыска, описи, анкета арестованного, обвинительное заключение, приговор, справка о расстреле. И последний снимок, сделанный в тюрьме в Алма-Ате. На фотографа смотрит обросший, измученный мужчина, который мало похож на красивого и уверенного в себе, статного Сакена Сейфуллина.

25 февраля 1938 года в 16 часов 40 минут приговор приведен в исполнение. В течение 20 минут были убиты несколько десятков человек. Горько слышать эти слова от экскурсовода. Еще тяжелее становится от информации, что место захоронения Сакена Сейфуллина неизвестно.

О расстреле мужа Гульбахрам узнает только спустя 16 лет – в 1954-м. До этого в ее сердце будет теплиться надежда, что он жив и вернется. В 1957 году Сакен Сейфуллин был реабилитирован.

…Порой противоречивы страницы прошлого. Тернист был путь писателя. Мы, жители века нынешнего, помним Сакена Сейфуллина, его труды и все, что он успел сделать за свою недолгую жизнь.

Приходите в музей!

Одноэтажный дом с подвалом, где находится музей Сакена Сейфуллина, построен в 1846 году купцом Казанцевым под контору для ведения учета приобретенных товаров. В 1920-е годы в этом доме была редакция, где писатель работал.

Музей Сейфуллина открылся распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 21 января 1988 года, документ подписан Председателем Совета Нурсултаном­ Назарбаевым.

В нынешнем году музею исполнилось 30 лет. Рядом со зданием музея находится дом, в котором когда-то жил друг Сакена Сейфуллина – доктор Благовещенский. В советский период здание занимала Центральная областная бухгалтерская школа, сейчас здесь администрация музея.

Жители и гости столицы хорошо знают музей, расположенный в старой части города. Рядом со зданием – памятник поэту. Расправив плечи, Сакен Сейфуллин сидит на стуле, словно наблюдая за происходящим вокруг, чтобы потом войти в дом, в свой рабочий кабинет, сесть за стол и взять перо…

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Черепахи умеют улыбаться
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Эмоции взяли верх
«И Родина щедро поила меня…»
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Превратили остановку в арт-объект
Дождалась котельная ремонта
Легионеры будут уповать на меценатов
Увеличены выплаты для медкадров
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Распоряжение Главы государства
Паводковые воды направят в природные озера
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Созидательная сила нации
Паводковые воды направят в природные озера
Превратили остановку в арт-объект
«И Родина щедро поила меня…»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]