До последнего пассажира

417
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область.

Приехали

В прошлом году «Казахстанская правда» рассказала о сложностях, с которыми столкнулась реализация пилотного проекта нового муниципального автопарка в Семее («Тарифные «рифы», 19 августа 2020 года). Напомним: ТОО «Semey Вus» с 49-процентной долей учас­тия государства должно было превратиться в «прозрачное» предприятие с системой элект­ронного билетирования. При этом планировалось, что по его подобию следом будут налажены пассажирские перевозки в Усть-Каменогорске и других городах.

Однако вместо образцового автопарка Семей получил ТОО, увязшее в долгах, и с водителями, бастующими из-за задержек зарплаты.

Сегодня, спустя 8 месяцев, ситуация только усугубилась. Достаточно заглянуть в соцсети – там волна негодования по поводу того, как ходят автобусы, сколько происходит опозданий на работу и учебу, какие деньги приходится платить за такси. Дошло до того, что в конце марта группа депутатов маслихата Семея обратилась к Главе государства с просьбой помочь в решении проблемы с пассажирскими перевозками...

– Ситуация с общественным транспортом – одна из самых острых проблем, – констатировали народные избранники на сессии гормаслихата. – Многие автобусы не соблюдают графики или не выходят на линию, вечером уехать куда-либо проб­лематично, в часы пик людей в салоне, как селедок в бочке.

В первый апрельский день руководство ТОО «Semey Вus» сделало несмешное заявление: предприятие является неплатежеспособным, общая сумма долга превысила 2 млрд тенге. В том числе, по данным акимата области, 1,1 млрд тенге – это долг перед Банком развития Казахстана за оформленный в лизинг подвижной состав из 170 автобусов.

Еще 316 млн тенге – долг по налогам, 347 млн тенге – перед поставщиками коммунальных услуг и частными организациями. Добавим сюда также регулярные задержки по выплате зарплаты, пенсионным, социальным отчислениям...

Единственное, чем объяснил сложившуюся ситуацию директор автопарка Болат Килишбеков – отсутствием субсидий. Эту же мысль в обращении к Президенту РК провели депутаты гормаслихата: соглашением между облакиматом, Банком развития Казахстана и автопарком было предусмотрено субсидирование социально значимых маршрутов. Но дотаций ТОО так и не получило.

В целом в Семее из 42 маршрутов социальными признаны 38! Иначе говоря, они убыточные и требуют дотирования. Из них 24 направления закреплены за ТОО «Semey Bus».

«Существует опасность полной остановки парка, – заявили депутаты в своем письме. – Жизнь города может быть парализована, так как объем перевозок, осуществляемых данным парком, составляет 70% от всей маршрутной сети города».

Как известно, заглядывать в чужой карман – моветон. Тем не менее в ходе брифинга Болат Килишбеков частично раскрыл бухгалтерию автопарка. По его словам, ежедневный доход составляет 4,5–5,5 млн тенге. Примерно половину этой суммы «съедают» ГСМ, остальное уходит на зарплату. В среднем в месяц водитель получает 220 тыс. тенге, некоторые ради заработка берут по 2 смены. Остальные финансовые обязательства и расходы повисают долгом. Вот только один факт: 70 автобусов из 170 единиц всего подвижного состава… простаивают! Им нужен ремонт, а у парка нет денег на запчасти.

– При электронном билетировании доходы автопарка стали прозрачными для акимата, – рассказал директор ТОО. – С июля 2020 года распределением средств занимается городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог вместе с ревизионной комиссией. Предприятие получает деньги по фактически перевезенному числу пассажиров. Ситуация сложная. Во многом мы продолжаем деятельность только благодаря помощи частного инвестора, он финансирует статьи по неотложным нуждам.

По его словам, руководство области изначально понимало низкую рентабельность проекта. Поэтому, чтобы убедить частного инвестора, ему пообещали всестороннюю поддержку в виде субсидирования всех убытков перевозчика.

Неэффективный менеджмент?

На днях внеочередная сессия маслихата Семея дала «добро» на выделение из городского бюджета 500 млн тенге для субсидирования 38 социальных автобусных маршрутов. Вроде бы колоссальная сумма. Вместе с тем, по словам руководителя горотдела пассажирского транс­порта и автомобильных дорог Сериккали Жуманова, 3 семейских автопарка заявили о необходимости субсидий на период с 2021 по 2023 год на общую сумму 13 млрд тенге.

Еще раз – 13 миллиардов! Только Semey Bus запросил в текущем году 3,5 млрд тенге на возмещение расходов. Может, горожан перевозят на суперкарах премиум-класса?! Нет, ничего подобного, по городу колесят автобусы обычного вида, местной, к слову, семейской сборки.

Руководство области расценивает создавшуюся ситуацию не иначе как результат неэффективного менеджмента. По словам первого заместителя акима Восточного Казахстана Алмасхана Сматлаева, проект предварительно был просчитан. Специалисты определили годовой пассажиропоток – 57 млн человек, вывели примерную рентабельность. Чтобы снизить кредитную нагрузку на предприятие (4,2 млрд тенге для приобретения подвижного состава), областной бюджет провел софинансирование на сумму 633 млн тенге.

Что в сухом остатке? Непогашенный кредит и желание больших субсидий.

– В начале февраля предприятие попросило на один год 3,5 миллиарда тенге, то есть столько же, сколько стоит весь проект, – отметил замакима. – Плюс они потребовали повысить тариф. В конце того же месяца вновь попросили на субсидирование 773 миллиона, 29 марта – 7,4 миллиарда на 2 года, это в 2 раза превышает сумму лизинга.

Такие вот запросы. При этом в облакимате привели показательный пример: из 140 млн тенге, выделенных в 2020 году на компенсацию за проезд льготников, все 3 семейских предприятия-перевозчика освоили… 5,9 млн тенге. Именно такую сумму подтвердила система электронного билетирования. Остальные средства пришлось вернуть в бюджет.

Также в облакимате озвучили итоги финансового аудита. ТОО «Semey Bus» само у себя арендовало большие автобусы, а также иномарку бизнес-класса, тратило деньги на мебель, оборудование. Выплачивало премии, несмотря на отрицательные экономические результаты...

Словесная дуэль

Послушать местную исполнительную власть – в бедах автопарка виноват он сам. В свою очередь в ТОО «стрелки переводят» на акимат – там за все время не отреагировали ни на один запрос о выделении субсидий. Самое ужасное – хозяйственный, по сути, вопрос перерос в словес­ную дуэль, причем публичную, с брифингами, резонансными заявлениями… Такая культура общения, если это выражение вообще здесь уместно, точно не имеет никакого отношения к президентской концепции «слышащего государства».

Не надо быть экспертом, чтобы понять, насколько несладко сегодня предприятиям-перевозчикам. Этот сегмент, пожалуй, больше других пострадал во время локдаунов и карантинных ограничений. От общественного транспорта как зоны риска отказались многие пенсио­неры, на дистанционный формат­ ушли тысячи сотрудников, больше года по домам учились школьники. Число пассажиров сократилось в разы, автопарки потеряли доход.

Что в такой ситуации может сделать аким – по сути, завхоз города? Может вникнуть в расчеты перевозчиков. Отделить реально необходимые затраты от многомиллиардных «хотелок», которые парки, как любой бизнес, обязательно решат подсунуть под видом утвержденной методики расчета тарифов. Тут уж, как говорится, к бабке не ходи.

Если аким рачительный, он разберется, почему львиная доля новеньких автобусов всего за год вышла из строя и требует ремонта. Тем более что поставщиком подвижного состава является свой же, семейский, автосборочный конвейер. Болеющий душой за город аким встретится с предпринимателями, вместе они найдут компромиссный вариант. Спокойно, в рабочем порядке, без эмоций. Разве не так?

…Однако по отношению к ТОО «Semey Bus» история развивается с точностью до наоборот. Сегодня в областном акимате не отрицают: в связи с огромными долгами возможен арест счетов автобусного ТОО, а значит – паралич всей его деятельности. Для Семея это означает транс­портный коллапс. Стоит заглянуть в соцсети – там вулкан возмущения. Люди так и пишут: «Акимат и автопарк воюют друг с другом до последнего пассажира в городе».

По словам первого заместителя акима Восточного Казахстана, чтобы избежать негативного сценария, с Банком развития Казахстана начались переговоры. Кроме того, исполнительная власть приступила к юридическому анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его нормативно-правовых актов. По итогам анализа вроде и будут приняты решения, как дотировать перевозчика, в каком объеме...

«В апреле планируется выделить второй транш на субсидирование, – дополнительно пояснили в облакимате. – Заявка уже направлена в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, в Комитет транспорта».

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
У границы фуры ходят хмуро
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Лидеры 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Взрывы утихли, но надолго ли?
Свет возвращается в села СКО
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
По факту задержания пилота Air Astana в наркотическом опьянении возбудили уголовное дело
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Внеплановые проверки в школах и детсадах будут проходить без уведомления
Токаев - пострадавшим: Весь народ поддерживает вас
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Неприглядные врата страны
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

В Казахстане с официальным визитом находится министр оборон…
Глава государства: Предстоит решить много проблем
Тенденции в отраслевой журналистике цифровой эпохи обсудили…
В Кызылординской области построят центр «Руханият» с кругло…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]