Астана -14 °С Алматы -6 °С
Главная страница

Будь новатор и "копай", как экскаватор

В Алматы прошла IV Глобальная неделя предпринимательства (GEW). В нынешнем году она была посвящена участию молодых.
Развитию предпринимательской и инновационной деятельности среди молодежи способствует Глобальная неделя предпринимательства, которая проходит в нашей стране уже четвертый год. Ведь GEW – это отличный трамплин для реализации инновационных бизнес-идей молодежи, уникальная платформа для передачи знаний и опыта успешных бизнесменов своим начинающим коллегам по цеху. И это крупнейший форум, который объединяет на одной площадке казахстанских предпринимателей, инвесторов, бизнес-консультантов и представителей государственных органов для совместного поиска ответов на актуальные вопросы предпринимательства в различных сферах – от IT и строительства до аграрного сектора и креативных индустрий.

Организатором GEW в Казахстане выступил Клуб молодых предпринимателей. Как подчеркнули его сооснователи и представители GEW в Казахстане Зинаида Пак и Павел Коктышев, в 2011 году, когда они только запускали в стране этот международный проект, вопрос вовлечения молодежи в предпринимательскую дея­тельность еще не был так актуален, как сегодня. Да и сама молодежь не стремилась начать свое дело, куда больше ее влекла работа в крупных компаниях и госструктурах. За эти три года многое изменилось. Государственная поддержка молодежного предпринимательства усилилась, содействовать его развитию начали общественные и частные организации. Благодаря этому в стране вводятся новые инструменты поддержки МСБ, что повышает предпринимательскую активность молодежи.

В более масштабный и качественный форум переросла и Глобальная неделя предпринимательства в Казахстане. Первую GEW посетили всего 400 человек, а в 2013 году она уже собрала 3 тыс. гостей. В нынешнем году GEW в Казахстане стала крупнейшей стартап-конференцией в Центральной Азии. В числе ее социальных и интеллектуальных партнеров выступили Европейский банк реконструкции и развития по Казахстану, Палата предпринимателей города Алматы, Национальное агентство по технологическому развитию, British Council (Британский совет), Global Shapers Almaty и другие. А спикерами – известные общественные деятели, бизнесмены и предприниматели-новаторы страны, представители иностранных компаний в Казахстане.

В рамках Недели прошли десятки мероприятий. В их числе выставка "Бизнес для бизнеса", "круглые столы", мастер-классы, фокус-группы, тренинги, сессии. На ее площадке работали секции по актуальным вопросам и проблемам предпринимательства в различных сферах, «будка гласности предпринимателя», нетворкинг-зоны и другие специальные секции.

Центральным событием GEW стал IV Форум молодежного предпринимательства, в котором приняли учас­тие более 2 тыс. человек. На открытии форума директор ЕБРР по Казахстану Джанет Хекман подчеркнула, что банк заинтересован в проектах молодых казахстанских предпринимателей и готов их поддерживать.

Как было отмечено в ходе форума, молодые и энергичные бизнесмены – требование времени и хороший показатель экономического развития государства, его надежное будущее. В различной деятельности молодежь все больше стала отличаться активностью, гибкостью, нестандартным мышлением, и она способна повысить уровень развития отечественного бизнеса, существенно улучшить бизнес-климат в стране. Во всем мире развернулась конкуренция за привлечение молодых предпринимательских талантов. Сегодня это стратегически важный вопрос для многих государств: большая часть всех инноваций способствует научно-техническому прогрессу, ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест и, соответственно, решению проблемы занятости.

Находить и поддерживать талантливых новаторов в народе призывает Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В 2012 году, в ходе телемоста по запуску проектов Карты индустриализации, Глава государства сказал, что наша задача – сформировать критическую массу новаторов, надо искать этих новаторов, готовить и всемерно поддерживать, без них мы не осуществим поставленные задачи.
Участники форума также убеждены, что для форсирования предпринимательской и инновационной деятельности среди молодежи требуется совершенствовать механизмы и внед­рять новые инструменты поддержки. Главные проблемы, с которыми сталкивается молодежь на пути создания бизнеса, – это отсутствие или недостаток финансов, опыта и образования. Поэтому эти три вопроса требуют первоочередного решения.

– Безусловно, люди – самый ценный ресурс экономики,– подчеркнул Джон Хантэр Грей, вице-консул Генерального консульства США в Казахстане, выступившего специальным партнером GEW 2014 в Казахстане. – В вашей стране я работаю более полутора лет, и я чувствую огромную живую энергию, когда выступаю перед молодежью. GEW – это отличная возможность помочь молодым предпринимателям раскрыть свой потенциал, ознакомиться с передовыми мировыми тенденциями в бизнесе, поделиться своими идеями, представить свои проекты; привлечь финансирование, получить партнерские предложения. Наше консульство всегда радо поддерживать подобные инициативы.

– Работа Национальной палаты предпринимателей в первую очередь направлена на устранение административных барьеров в развитии предпринимательства и стратегическое планирование развития малого и среднего бизнеса, – сказал директор Палаты предпринимателей Алматы Артур Котенев. – Роль и участие молодежи в развитии МСБ приобретают все большее значение. Поэтому на будущий год наша палата готовит специальное направление для развития молодежного предпринимательства.

Как подчеркнула руководитель проектов по культуре и искусству British Council в Казахстане Галина Корецкая, команда British Council по всему миру активно работает в области креативной экономики, делясь опытом Великобритании в этой области.

– Развитие предпринимательства среди женщин и молодежи, а также поддержка предпринимателей со специальными нуждами являются приоритетными направлениями программы добровольных социальных инвестиций компании "Би Джи Казахстан". Мы заинтересованы в том, чтобы в регионе нашего присутствия развивалась сфера услуг, образования и инноваций, необходимых для улучшения качества жизни местного населения, – отметила советник по корпоративной политике этой компании Жанар Жакеева.

– Этот форум – еще и инновационная площадка, на которой рождаются новые идеи и получают старт новые технологии. Обсуждение и поиск идей в высоко интерактивном форма­те одновременно несколькими сотнями участников, вовлечение в этот процесс лидеров бизнеса – ново для Казахстана, – убеждена гуру рынка PR в Казахстане Светлана Крутских.

По итогам форума было принято решение открыть в Казахстане для молодого поколения бизнесменов институт наставничества.
Впервые в рамках GEW в Казахстане прошла выставка стартап-проектов. Начинающие бизнесмены представили свои проекты потенциальным инвесторам и госструктурам, которые поддерживают инновационные идеи.

Креативные технологии молодых новаторов, большинство из которых разработали свои проекты для ЭКСПО-2017, впечатляют. Так, студенты Казахстанско-Британского технического университета и неоднократные победители конкурсов по информационным технологиям Санжар Мырзагалым и Куаныш Идрисов представили проект EcoSocket – систему "умный дом" в блютуз-адаптере для розетки. Умное устройство подключаешь в доме к обычной розетке, а к нему – любой домашний бытовой прибор. И подключенным прибором можно управлять через мобильный телефон с помощью специального мобильного приложения. Таким образом, где бы человек ни находился – на работе, на улице, он может через свой мобильный включить-выключить компьютер, микроволновку, телевизор, холодильник…

– Наш адаптер еще электроэнергию экономит, когда электроприбор находится в режиме ожидания, – уточняют изобретатели.

Студенты Международного университета информационных технологий Батырхан Муратбай и Алибек Джакупов придумали аппарат RepaperIT для приема макулатуры. По задумке авторов, он будет оснащен сенсорным дисплеем, весами, чтобы взвешивать положенную в него бумагу, и кассовым аппаратом для выдачи денег.

Алибек Джакупов также разработал проект EcoStation – экологическую автобусную остановку, которая будет функционировать на солнечных батареях. На этой чудо-остановке можно будет заряжать смартфоны, планшеты, ноутбуки; узнавать о маршрутах автобусов по сенсорному информационному табло, пользоваться бесплатным Wi-Fi.

– По моим подсчетам, на одну такую остановку требуется минимум миллион тенге, – говорит Алибек. – Этот проект больше социальный, чем коммерческий, и реализовать его возможно только за счет государства. На ней можно размещать рекламу, так что она может быть самоокупаемой.

Все представленные проекты вызвали большой интерес у потенциальных инвесторов. Участникам выставки это придало огромную уверенность в успехе их инновационного предпринимательства, вдохновило на новые креативные идеи.

Автор:
Марина МИХАЙЛОВА
01:39, 28 Ноября 2014
0
381
Подписка

Популярное