Главная страница

​Bravissimo, Казахстан!

В рамках государственной программы «Рухани жаңғыру» завершился гастрольный тур по городам Италии прославленной труппы ГАТОБ им. Абая.

Балетному и оперному искусству Казахстана рукоплескала восторженная публика в Риме, Фермо и Иеси.

Римская рапсодия

После минусовой температуры в Алматы и Москве по-средиземноморски мягкая и бесснежная римская зима с ее приятно обескураживающими +18 подняла тонус и настроение всей казахстанской делегации. Утомление от многочасового перелета как рукой сняло: всю дорогу от аэро­порта до отеля музыканты пытались запечатлеть красоты Вечного города не только в своей памяти – какофония из щелчков фотокамер смартфонов перемежалась с короткими мелодичными напевами из итальянских опер.

Еще больше проникнуться духом музыкальной столицы мира и получить необходимый творчес­кий настрой на весь гастрольный тур помогла экскурсия. Древние памятники времен Римской империи органично переплетались с архитектурой средневековья и современности. И несмотря на привычные жесткие инструкции, как было удержаться от соблазна, чтобы не «разбудить» голос негромким вокализом у стен древнего Колизея или на подступах к Золотому дому императора Нерона?..

Италия – восхитительная страна, где самым удивительным образом переплелись история и современность, традиции и богатое культурное наследие разных эпох. А об отношении к культуре в стране, которая является родиной оперного искусства, и говорить не приходится. В одном только Риме концертных залов с первым словом в названии Auditorium около десятка. Даже бывалые водители автобусов нередко попадают впросак: неудивительно, что на утреннюю репетицию нас привезли вместо забронированного для нашего театра Auditorium Concilliazione в Auditorium Parco della Musica.

Великолепная акустика зала, сыгранность музыкантов, четко выверенная очередность выступ­лений, подбор номеров для концертной программы – казалось, что репетиция не затянется на­долго. Но перфекционизм маэстро Аскара Бурибаева и режиссера-постановщика Ляйлим Имангазиной заставлял «прогонять» отдельные номера снова и снова.

– В нашем деле нет мелочей, все должно звучать идеально. В программе концерта должны быть четкость, слаженность, легкость, – подчеркивал Аскар Бурибаев. – Ведь, помимо казахской и русской классики, мы будем играть музыку итальянских композиторов – Верди, Доницетти, Масканьи. В этом, безусловно, и некоторый риск, и большая ответственность.

И риск оправдался. Публика забитого до отказа зала Auditorium Concilliazione восторженно встретила выступления казахстанских мастеров искусств. Программа полностью соответствовала классическим принципам построения: концерт открывался и закрывался яркими произведениями на­циональной музыки. Необходимая высокая тональность восприятия была задана с самого начала: динамичное симфоничес­кое скерцо «Кыз куу» из сюиты «Степная легенда» Тлеса Кажгалиева держало зал в оцепенении с первых аккордов.

Не успели стихнуть овации по окончании первого номера концерта, как зал взорвался ими вновь. Итальянцы свято чтут свои традиции, самобытность и с очень большим уважением относятся к проявлению этих черт у других народов. Одно только появление на сцене солистов Оксаны Давыденко и Олега Татамирова в казахских национальных костюмах вызвало очередной шквал аплодисментов. Фрагмент «Той бастар» из оперы «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди в их исполнении был тепло принят публикой.

От национальной классики к мировой – следующий блок прог­раммы был составлен из шедевров классической музыки. Дуэт Натальи Мезиной и Андрея Трегубенко из оперы «Дон Жуан» Моцарта, как и дуэт Жамили Бас­паковой и Олега Татамирова из «Эликсира любви» Доницетти, покорил италь­янцев тонкой актерской игрой. Солисты представили публике мини-спектакль, сотканный из клубка противоречий, неудержимой любви, сомнений, обещаний и недоверия. Адажио из «Лебединого озера» Чайковского вызывает одинаковую реакцию публики в любом конце света. Гений композитора вкупе с высоким исполнительским мастерством оркестра вместе с нарастающим крещендо заставили зал замереть от переполнявших чувств и спустя минуты в едином порыве выдохнуть громогласное «браво!».

Зрители по достоинству оценили вокальное мастерство Анастасии Кожухаровой и Дамира Садуа­хасова, блестяще исполнивших дуэт из «Страны улыбок» Легара. Под аплодисменты публики были исполнены куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе великолепным трио баритонов – Олегом Татамировым, Андреем Трегубенко и Эмилем Сакавовым. В концерте прозвучали фрагменты из произведений Верди, Россини, Масканьи и Кальмана.

Завершающим номером прог­раммы стала патриотическая песня «Атамекен» Ескендира Хасангалиева в исполнении всех участников концерта. По мнению самих музыкантов, это произведение особо трепетно исполняется и воспринимается вдали от Родины. Итальянская публика вместе с присутствовавшими на концерте нашими соотечественниками слушала ее стоя. На бис был исполнен еще один шедевр национальной музыки – песня «Айттым сәлем Қаламқас» на бессмертные строки великого Абая.

– Наш гастрольный тур по городам Италии состоялся благодаря инициированной Президентом Нурсултаном Назарбаевым программе «Рухани жаңғыру». Наша миссия заключается в том, чтобы показать миру, что есть такая большая и красивая страна – Казахстан, где живут и трудятся талантливые люди, – говорил пос­ле концерта директор ГАТОБ им. Абая, заслуженный деятель РК Аскар Бурибаев. – Сегодняшний громкий успех нашего театра следует воспринимать как триумф всего казахстанского искусства. Я испытываю огромную радость и гордость за свою страну, за наших солистов и музыкантов, исполнительский уровень которых так высоко оценила итальянская публика.

Руководство ГАТОБ им. Абая за неоценимую помощь в организации гастрольного тура выражает глубокую признательность Министерству культуры и спорта РК и лично его главе – Арыстанбеку Мухамедиулы.

…Среди зрителей был наш земляк из Караганды Алексей Готовский – будущий журналист, который учится в университете Санта Кроче. Удивительное дело, но о концерте казахстанских артистов в Риме он узнал от своего друга Фабио Беретта. Журналист и фотограф издания Interris побывал в Казахстане в составе делегации итальянских СМИ в период проведения Международной выставки «ЭКСПО-2017». Фабио посетил Астану, Алматы и Шымкент. Программа их пребывания в Казахстане включала мастер-классы, встречи с казах­станскими философами, писателями, учеными, посещение музеев, театров и выставок.

– Меня можно смело назвать самым подготовленным зрителем сегодняшнего концерта, – шутил Фабио. – Я знаком с казахским исполнительским искусством не понаслышке. В столичном великолепном театре Astana Opera нам удалось побывать на премьере оперы «Кармен». Я был потрясен высоким уровнем мастерства ваших музыкантов и солистов, сегодня испытываю те же чувства восторга и восхищения.

В отличие от Фабио профессио­нальные музыканты – пианист Франческо Адриано Силикани и флейтистка Клаудиа Мехия – на концерте казахстанских мастеров искусств оказались впервые.

– Для нас это полное откровение и потрясение, которое необходимо переосмыслить, – в один голос заявляли они. – Как здорово, что любовь к музыке объединяет представителей разных культур и народов!

«Брависсимо!» – этим одним емким словом выразили свое впечатление от концерта владелицы туристического агентства Марилена Фиоччи и Марина Джуль­етта Вандерберг.

– Мы слышали, что в России, Казахстане и других постсоветских странах любят классическую италь­янскую музыку. И как профессионально вы ее исполняли! – не скрывали восхищения улыбчивые сеньоры. – Очень жаль, что концерты ваших артистов проходят в Риме так редко, мы были бы их постоянными посетительницами.

Этот загадочный Balletto kazako

Следующим пунктом в нашей маршрутной карте стал Фермо – небольшой городок на побережье Адриатического моря. Дорога сюда от Рима заняла порядка 5 часов. Воодушевленные вчерашним успехом музыканты испытывали возбуждение, много говорили, делились впечатле­ниями. Но все же самым четким и эмоционально выразительным был разговор водителя автобуса со своим напарником. «Неужели две казахские женщины не переговорят двух итальянских мужчин?» – послышалась внезапная дамская бравада. Но уже через полчаса неравной схватки две первые скрипки оркестра были вынуждены признать свое поражение…

Слух о том, что в их 40-тысячный городок приехали казахские артисты, разлетелся по всей округе в мгновение ока. В небольших ресторанчиках, магазинах и даже среди выгуливающих по пустынному пляжу собак степенных сеньор и сеньоров то и дело всплывала загадочная фраза Balletto kazako…

Сцена в городском оперном театре Dell ’Aguila, которому в нынешнем году исполнилось 228 лет, находилась под определенным уклоном и не была приспособ­лена под балетные постановки. Пришлось настилать дополнительное покрытие, но и оно не гарантировало стопроцентной безопасности. А в программе заявлен один из самых популярных мировых балетов Петра Чайковского – «Лебединое озеро».

– Не скрою, нам пришлось изрядно поволноваться по этому поводу, ведь мы привезли спектакль, который во всем мире приз­нан символом академического балетного искусства, – говорила художественный руководитель балетной труппы народная артистка Казахстана Гульжан Туткибаева. – Приходилось уповать только на высокий класс наших артистов, и они его проявили! Танцевать в «Лебедином озере» – это мечта для каждого артиста балета и верх его исполнительского мастерства.

Главные партии с блеском исполнили ведущие солисты Асель и Азамат Аскаровы, Асет Мурзакул, Рахим Даиров, Ариса Хасимото, Дания Батырханова и Мухтар Джуманиязов. Их мастерство, замечательные костюмы, декорации и освещение позволили показать волшебную по драматизму и красоте постановку.

– Прекрасная музыка, так тонко прочувствованная и исполненная оркестром, блестящая балетная труппа – великолепный спектакль, – делился впечатлениями дирижер – профессор консерватории им. Перголези Андреа Ланд­ришина. – Ваш театр представил традиционную, ставшую классической, версию балета, что мне импонирует. Я приверженец бережного и трепетного отношения к классике, для меня в первоздан­ности этой постановки есть нечто пленительное и волнующее.

Отдельное восхищение маэстро Андреа выразил своим казахстанским коллегам – за дирижерским пультом сменяли друг друга Ерболат Ахмедьяров и Аскар Бурибаев. После спектакля, как признался профессор, ему захотелось поближе познакомиться с казахской национальной музыкой и театром. Такое же желание выступление казахстанских танцоров вызвало и у нашей соотечественницы Гульнары Каскабасовой. Психолог по специальности, она приехала в Италию помочь приглядывать за детьми своей племяннице Алие Бисеновой – оперной певице, которая учится в консерватории им. Перголези.

– Стыдно признаться, но я никогда раньше не бывала на балетных спектаклях и теперь понимаю, как много в жизни мне не доставало, ведь это такая мощная «терапия», – смущенно улыбается Гульнара. – Надо же такому случиться: впервые увидеть отечественный балет мне довелось в Италии.

Классическое решение

Конечным пунктом в гастрольном графике ГАТОБ им. Абая стал город Иеси. Именно здесь в знаменитом театре Перголези итальян­ской публике была представлена опера «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. Почему выбор пал на эту постановку, рассказала режиссер-постановщик спектакля заслуженный деятель РК Ляйлим Имангазина:

– В репертуаре нашего театра есть казахская, русская, итальянская и французская оперы. Мы хотели показать здесь оперу «Абай», но, поскольку Astana Opera включила ее в свой гастрольный тур по европейским городам, решили изменить планы. Везти в Италию итальянскую оперу посчитали неразумным: это все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром. А из французской оперы «Искатели жемчуга» исполняется заметно реже, нежели «Кармен».

По словам Ляйлим Имангазиной, еще одним весомым аргументом в пользу «Искателей жемчуга» стало и то обстоятельство, что в опере задействован небольшой состав солистов. А это дает театру прекрасную возможность показать здесь два состава исполнителей, представить отечественных артистов, их возможности. Это и одна из задач программы «Рухани жанғыру».

Но вернемся к самому спектак­лю. «Искатели жемчуга» погружают публику в таинственную и экзотическую атмосферу Шри-Ланки, с ее терпкими запахами благовоний и любовной страстью, за которой неизбежно последует драматическая развязка. На протяжении двух дней зрителей радовали высоким вокальным искусством Зарина Алтынбаева и Венера Алпысбаева (Лейла), Нуржан Бажекенов (Надир), Андрей Трегубенко и Дулат Токанов (Зурга), Азамат Малышов и Сериккали Аукатов (Жрец). Расчет оказался верным, экзотический сюжет вызвал у зрителей целую гамму чувств. Да и как могло быть иначе, ведь спектакль новый, специально поставлен для ГАТОБ итальянским режиссером Паоло Бозизио с его командой. А кому как не итальянцу знать предпочтения и вкусы своих сооте­чественников.

Абсолютно классическая постановка была встречена благодарной и растроганной публикой бурными овациями, адресованными солистам театра, хору, музыкантам оркестра – всем замечательным артистам и сотрудниками театра из далекого Казахстана, который за эти вечера стал для итальянских зрителей ближе.

Автор:
Уак Манбетеев
11:50, 12 Января 2018
0
1262
Подписка

Популярное