Большая театральная семья

1768
Наталия Хомс, Нур-Султан

За это время кузница талантов, у истоков которой стояла художественный руководитель Наталья Смецкая, выпустила больше 5 тыс. выпускников. Она и сегодня в курсе всех дел коллектива и наставник молодых.

В 1980-х театр «Современник» получил звание народного. Неоднократно становился лауреатом и победителем международных театральных фестивалей, среди них – «Театральная осень-1996», «Казахстан – творчество молодых» в Алматы, «Балтийское созвездие-2012» в Санкт-Петербурге.

В репертуаре театра более 100 спектаклей – как произведения классиков, так и современных казахстанских и зарубежных авторов. Запомнились публике такие постановки, как «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева, «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе, «Одумайтесь, пожалуйста» Виталия Яковлева, «Дождь на соседней улице» Валентина Крас­ногорова, «Я – убийца» Жаныша Кулмамбетова, и многие другие.

Столичному зрителю театр знаком не только по названию, но и по локациям. В разные годы он базировался во Дворце молодежи и Дворце школьников, переехал сравнительно недавно. Преданные поклонники, не пропуская премьеры, следовали и следуют за «Современником».

– Мы делали первые елки Президента, акима города, много карнавалов, обязательно принимали участие во всех знаковых событиях города. Когда построи­ли Дворец школьников имени Махамбета Утемисова, в течение тридцати лет выступали там. О нашем имени никто не знал, все говорили «дворцовские». Все, что требовалось тогда, – в год поставить один большой концерт, один спектакль и новогодние утренники. Каждые 3–4 года у нас менялся состав, так как школьники растут, поступают в университеты, уходят. И все начинается по новой: учим детей, ставим спектакли… Когда вся молодежь разошлась, о нас меньше стали слышать, приходили только близкие театру люди, – рассказывает один из руководителей Народного молодежного театра «Современник», педагог-режиссер Бауыржан Тогызбай.

Своего дома, к сожалению, у «Современника» по-прежнему нет – только арендное помещение, зато есть довольно большая зрительская аудитория. И появилась свобода: теперь, когда «привязки» к Дворцу школьников нет, в труппу принимают вне зависимости от возраста – с 6 лет и до скольки душа пожелает. К тому же взрослые самодеятельные артисты «надежнее», они остаются в коллективе на более долгий срок. Это тоже позволяет планировать работу.

– Конечно, детей у нас гораз­до больше. Есть группа совсем маленьких – от 6 до 8 лет, там порядка двадцати ребятишек. Молодежная группа – подростки 13–18 лет, и наш основной состав – ребята постарше, кто приезжает после работы, – продолжает Бауыржан Тогызбай. – Уверен, не бывает неталантливых детей, а все взрослые – это те же дети, только намного больше знают. Поэтому мы принимаем всех и помогаем всем раскрепоститься, найти себя. Прийти в театр никогда не поздно – все зависит от человека. Новенькие приходят на прослушивание во время занятия, рассказывают о себе, и мы в процессе общения оцениваем, есть ли какие-то телесные, речевые зажимы, над чем стоит поработать. Получается, что они сразу знакомятся с коллективом, попадают в нашу большую семью. Наверное, это сразу чувствуется, и потому многие остаются.

Зачастую в труппу приходят люди неподготовленные, имея только желание и горящие глаза – в театре всему обучают, причем профессиональные педагоги. В программе – основы акробатики и сценического боя, актерское и ораторское мастерство, фехтование, игра на гитаре и фортепиано, вокал, есть даже студии фото- и звукозаписи! Можно прийти на первое занятие, попробовать себя в чем угодно, чтобы понять, что нравится. Организуются разные проекты: например, вечер настольных игр или мастер-класс по батику или программированию.

– Бывает, люди не могут раскрыться сразу, занимаются несколько месяцев и только потом осознают, что это действительно их дело. Мы никого не выгоняем, помогаем справиться с неуверенностью и зажатостью. К примеру, у всех есть боязнь публичного выступления. Мы проработали ее у нашей воспитанницы Лены. Сначала давали ей отыграть пантомиму, небольшие роли, сейчас она полноценно играет в спектакле. Другому нашему актеру, Саше, я выправлял заикание с 13 лет, и когда он уезжал в университет, был заметен значительный прог­ресс. Радостно видеть успехи ребят, их творческий рост, – отмечает режиссер и педагог.

Сегодня в труппе около 80 человек. Есть и те, кто вышел впервые на сцену школьником, играл, будучи студентом, приходит в театр сейчас.

– Многие, кому давно за 30, час­то посещают капустники, Дни теат­ра, юбилеи. Все помнят о «Современнике». Конечно, занимаются семейные уже не так много, но сейчас настал такой момент, когда у нас играют дети тех, кто был в составе раньше. Преемственность поколений – это круто! – считает Бауыржан Тогызбай.

Многие воспитанники театра, кстати, стали профессиональными артистами. Во времена работы во Дворце школьников подготовка будущих молодых актеров была основным направлением деятельности «Современника».

– Айдана Нурахимова отучилась на режиссера в Праге и сейчас работает в Германии. Аскар Ильясов окончил Щукинское училище в Москве, был в Театре сатиры, сейчас снимается в разных странах. У нас занимается его братишка Ансар Ильясов, он только окончил 11-й класс и тоже думает о кинопрофессии. Саша Дехтярев сейчас учится в Санкт-Петербурге на актера театра и кино. Эльмира Фатыхова недавно выпустилась из вуза в Екатеринбурге, служит в Государственном академическом русском театре драмы имени Горького, – перечисляет Бауыржан Тогызбай.

Обстановка в театре самая демократичная. Каждый может выступить с предложением той или иной постановки и даже написать сценарий, показать его коллективу. Сейчас, к примеру, 2 актера сами ставят спектакль «Надо больше хорошего», идут репетиции. Конечно, педагоги подсказывают, помогают, направляют.

– У нас был спектакль «Синд­ром взрывающейся головы», сценарий написали Айдана Нурахимова с подругой. Постановка поднимает тему домашнего насилия. Когда его играли, зал каждый раз был полный. Спектакль посетили представители ООН и ЮНИСЕФ, – вспоминает режиссер.

Три года в театре идет спектакль «Идеальные незнакомцы», и всегда с оглушительным успехом у публики. Его режиссер Бауыржан Тогызбай считает, что зрителей «цепляет» злободневность сюжета: это история друзей, в которой замешаны смарт­фоны. «Замахиваются» здесь и на классику: ставили «Беду от нежного сердца» Владимира Соллогуба, пьесу Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», «Балаганчик» Александра Блока. В текущем году зрители «Современника» уже увидели 12 спектак­лей, и это с учетом карантинных ограничений.

Бауыржан Тогызбай признается: всегда хотел поставить Шекспира, но с такой небольшой сценой это не представляется возможным. Ведь в театре ни костюмеров, ни световиков, ни звукорежиссеров – труппа все делает самостоятельно.

– Актер должен уметь делать все. Каждый помогает, кто-то в спектакле ответственен за грим, кто-то за костюмы. Мы обучаем актеров, чтобы они сами могли и загримировать себя, и, если нужно, подшить костюм. Нет у нас и мецената, какой-либо финансовой поддержки – только продажа билетов и членские взносы, на том и живем, – говорит режиссер.

В начале года в театре ставили спектакль «Экзамен», куда нужно было много реквизита: искусственная кровь, пистолеты, военная форма… Собрали небольшую сумму посредством краудфандинга, и постановка по одноименному фильму Стюарта Хэзелдайна состоялась.

– Мне понравилось именно фильм адаптировать под спектакль, это был своеобразный вызов. Привычное дело, когда спектакль адаптируют под кино, что в принципе не так сложно. А вот переносить на сцену крупные планы, локации – тут, конечно, «мозг кипит», – делится Бауыржан Тогызбай.

Еще одним вызовом для «Современника», как, впрочем, и для всех театров не только страны, но и мира, стал карантин. Маленькие воспитанники театра как раз готовили спектакль «Время полной луны» по мотивам «Книги джунглей» Редьярда Киплинга, в котором задействовано много детей. Было сложно и даже странно репетировать онлайн, отмечает режиссер. Но такая практика помогла выпустить спектакль практически сразу после снятия карантинных ограничений, так как ребята были к нему уже готовы.

Сейчас у «Современника» грандиозные планы. Например, помощь с организацией театрального фестиваля, который пройдет в столице. Продолжаются и проекты волонтерского движения театра – экопросвещение, больничная клоунада. Эту деятельность, стоит отметить, первые в Казахстане больничные клоуны не прекращали даже в карантин: они отыгрывали свои представления под окнами онкобольных, когда их не пускали в палаты.

Скоро откроется шатер – теат­ральная зона на набережной «Самала», где в холодное время года коллектив «Современника» будет проводить мастер-классы и обучение, а уже летом – полноценные спектакли. Планируют на эту площадку привлекать и друзей театра, у которых нет своей сцены для выступлений.

Что же касается постановок, то в скором времени можно будет увидеть пьесу Михаила Задорнова «Последняя попытка», спектакль актеров театра «Надо больше хорошего», а основной состав выйдет на сцену с произведением «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

Большие надежды театр связывает с акиматом Нур-Султана – за столько лет сотрудничества хотелось бы прийти к каким-либо соглашениям о поддержке…

– Мы не ставим задачу «делать» профессиональных актеров, мы стремимся сделать так, чтобы молодые вышли подготовленными в жизнь. Много комп­лексов, зажимов есть именно в подростковом возрасте, иногда люди ломаются. Мы хотим помочь. Знаете, у нас многие, кто занимался в театре, работают на руководящих должностях, владеют фирмами. Всегда приятно слышать, когда они говорят: «Вот если бы не театр…» или «Благодаря театру я могу…». Вот ради таких моментов мы, наверное, и существуем, – считает режиссер театра Бауыржан Тогызбай.

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
В центре знают о нуждах регионов
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Жанакорганцы принимают активное участие в неделе «Жасыл Айм…
Жасыл аймақ: в акции приняли участие представители кызылорд…
Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]