Банк духовного здоровья

852
Беседовала Ксения Денисова

– Ая Жакеновна, какие у Вас мысли о нас­тоящем времени и текущей ситуации?

– В мировом, да и национальном, сообществе достаточно много размышлений о нынешней ситуа­ции. Я не эксперт, поэтому вдаваться в серьезные рассуж­дения не буду. Одно могу сказать: вирус пришел и уйдет, но, к большому сожалению, оставит след на психофизическом и эмоциональном состоянии людей.

С моей точки зрения, именно эмоциональные последствия, а не экономические, могут иметь дестимулирующий эффект, о чем нужно уже сейчас задуматься и выработать меры для его предупреждения.

Несомненно, мы не будем такими, как прежде, уже сейчас происходит переоценка ценнос­тей. И есть понимание: самый важный актив, о котором нам нужно заботиться, – это наше здоровье, здоровье всей нации.

Сегодня ни у кого нет сомнений, что нужно инвестировать в здравоохранение, но также важно поддерживать культуру. Ее сегодня стоит рассматривать как банк духовного здоровья казахстанского народа, активы которого могут стабилизировать эмоциональное состояние людей и сохранить психологическое здоровье нации. Ведь только при психологическом и социальном благополучии человек способен эффективно противостоять жизненным трудностям и настроить себя на созидательную деятельность в нашем общем мире.

– Получается, красоте опять пора спасать мир. И Вы думаете, она справится? Как и чем искусство может помочь выйти из этого испытания?

– Во все времена искусство поз­воляло людям находить духовное равновесие, гармонию, оказывало влияние на мысли человека, на формирование его мировоззрения.

Несмотря ни на какие ограничения, искусство было, есть и будет одним из источников сил, поиска духовности, внутреннего роста. Сегодня мы это называем арт-терапией, методом эмоциональной поддержки людей. Ведь только от соприкосновения с нас­тоящим искусством, нацеленным на вечность, появляется радость ощущения полноценной жизни.

Деятели искусства понимают важность своей миссии сегодня и своим творчеством стремятся поддержать положительные эмоции людей. Поэтому наш театр, несмот­ря на нестандартную ситуацию – перевод деятельности в онлайн-режим – не остановил творческий процесс и намерен продолжать работу во всех возможных форматах, чтобы культурное достояние оставалось максимально доступным для наших зрителей.

– Довольно трудно представить театр без живого контакта со зрителем... Чем для труппы Вашего театра стали социальное дистанцирование и разоб­щение?

– Карантин вообще стал жестким экспериментом над многими формами нашей жизни. Над театром в том числе. С середины марта наша традиционная деятельность переведена в новый формат – режим онлайн. Остро встал вопрос выживания.

Представители некоторых профессий искусства – композиторы, писатели, скульпторы, ­живописцы – могут продолжать дея­тельность в изоляции, в своих мастерских. Но театру, который существует «здесь и сейчас», в точке встречи лицом к лицу с пуб­ликой, жить и творить в условиях карантина невозможно. Только непосредственный эмоциональный контакт актера со зрителем порождает творение – спектакль. Нет теат­ра без зрителя, как и концерта без слушателя. Мы потеряли тот творческий нерв, который ощущается на сцене, является своего рода «наркотиком» для артиста.

За месяцы карантина и отсутствия театрально-зрелищных выс­туплений театр отчетливо осознал свою неразрывную связь со зрителем и понял, как эта связь хрупка. Может быть, поэтому мы стали искать новые формы общения. Это время, когда нам всем пришлось учиться взаимодействовать иначе: кому-то находить новые формы развлечения, кому-то встраиваться в виртуальные режимы, осваивать смежные профессии.

– И у театра, насколько известно, это довольно неплохо получилось.

– Наши карантинные акции, а их было немало – около 250 эфиров, включали в себя онлайн-спектакли, концерты, встречи, культурно-просветительские программы, стримы, экскурсии, мастер-классы.

Вообще, трансляции в прямом эфире значительно расширили горизонты культурного взаимодействия между странами и дали большой охват аудитории – от регионов страны до мирового сообщества. Это способствовало общему успеху коллектива: Театр оперы и балета имени Абая вошел в тройку лидеров среди театров стран СНГ по популярности у зрителей и онлайн-проектам, опубликованным независимым агентством «Турстат».

Кроме того, наша зрительская аудитория достигла почти трех миллионов человек. Хочется думать, что многие из наших подписчиков в социальных сетях впоследствии станут постоянными зрителями в реальном режиме. Стоит отметить, что и в целом за период пандемии Интернет наполнился достойным интеллектуальным контентом.

– Как Вы считаете, станут ли события, которые мы все переживаем, катализатором и двигателем развития искусства вообще и новых его форм в частности?

– Мне трудно об этом судить, но одно я точно знаю: никакие онлайн-проекты не смогут стать заменой живым спектаклям, концертам, компенсировать потери театра и творческую работу. Все организованное нами в период карантина не является новыми формами в искусстве, просто они не характерны для деятельности театра в традиционном его понимании.

Начинать было интересно. Все проекты встречались с энтузиазмом. «Паллиативные» формы прошли разведку боем, и сейчас мы понимаем их скромное место в жизни театра. Но все-таки транс­ляции не могут заменить диалог и обмен энергиями между сценой и зрителем, которые возникают только в зале, они не заменят репетиций, выхода на сцену, подготовки премьер, без которых любой театр просто умирает.

Возможно, многие организации культуры оставят у себя на интернет-страницах онлайн-программы, они разнообразят текущий репертуар коллективов. Например, наш театр планирует сохранить онлайн-эфиры по проектам «ГАТОБ LIFE», получившим наибольший отклик у зрителей.

Если же говорить о развитии цифрового искусства в целом, то этот вопрос ставится на протяжении последних десятилетий. Цифровые искусства, или арт-медиа, давно стали темой для дискуссии среди специалис­тов на предмет их ценностной составляющей: для одних это перс­пективное направление, для других – деградация.

Конечно, современные технологии сегодня активно применяются и в классическом театре: используются медиа, Интернет, цифровые решения, которые позволяют лучше передать замысел режиссеров. Наш театр не является исключением и активно вводит новые решения при постановках.

– А чем лично для Вас и коллег стала эта пауза, чем ее заполнили?

– Мой образ жизни не изменился, просто сократилось общение с коллегами в живом контакте. Больше времени пришлось проводить в онлайн-режиме, организовывать дистанционные конференции, совещания, осваивать платформы и программы для трансляции в прямом эфире.

Также необходимо было организовывать деятельность театра в новом формате, искать другие формы работы, продумывать концепцию творческой жизни коллектива.

У артистов время карантина было направлено на самообразование и повышение профессио­нального мастерства, изучение нового материала, а у кого-то – смежных профессий, таких как режиссер, видеооператор, звукооператор, сценарист, продюсер.

Я уверена, человек с верою и присутствием духа даже в самых сложных ситуациях найдет в себе силы и мудрость жить активной полноценной жизнью.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Черепахи умеют улыбаться
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

В Казахстане с официальным визитом находится министр оборон…
Глава государства: Предстоит решить много проблем
Тенденции в отраслевой журналистике цифровой эпохи обсудили…
В Кызылординской области построят центр «Руханият» с кругло…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]