Главная страница

Astana Opera: успех на берегах Невы

В знаменитом Мариинском театре аплодировали мастерству артистов Astana Opera, которые представили Санкт-Петербургу балет «Собор Парижской Богоматери».
Родом из Парижа

Сотрудничество между двумя коллективами началось в 2014 году. Первые зарубежные гастроли Государственного теат­ра оперы и балета «Астана Опера» прошли на сцене Мариин­ского теат­ра, где молодой казахстанский коллектив представил оперы «Биржан – Сара», «Аттила», прог­рамму гала-балета. Именитый российский театр на I Международном фестивале «Шелковый путь» презентовал в Астане две части тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» – оперы «Золото Рейна» и «Валькирия». Были и другие совместные творческие проекты.

– Мы надеемся, что «Собор Парижской Богоматери» будет интересен петербургской общест­венности, – говорила перед началом гастролей, состояв­шихся в рамках программы ­ЭКСПО-2017, художественный руководитель балетной труппы Astana Opera, ректор Казахской национальной академии хорео­графии, народная артистка России Алтынай Асылмуратова. – Наше выступление станет свое­го рода экзаменом, который мы постараемся достойно пройти. Основная задача – наилучшим образом показать молодой столичный театр, который растет, развивается, достигает новых горизонтов.

Наверное, выбирать постановку для показа в Санкт-Петербурге было непросто. И выбор представляется более чем удачным. Премьера «Собора Парижской Богоматери» в Астане прошла с огромным успехом в июне 2016-го, и спектакль в репертуаре тетра сразу стал одним из самых любимых и востребованных публикой. Иначе и быть не могло, ведь балет этот родом из Парижа.

Спектакль в Astana Opera воссоз­дает оригинальную пос­тановку 1965 года легендарного французского хореографа Ролана Пети. С тех пор этот балет приз­нан, с одной стороны, классикой ХХ века, а с другой – остается новаторским, эпатажным, спорным и сложнейшим в исполнении. В столице Казах­стана хореографию воспроизвел балетмейстер-постановщик Луиджи Бонино, ассистент Пети, сценографию Рене Алльо – технический директор фонда Les Ballets Roland Petit Жан-Мишель Дезире. Художник по костюмам Филипп Бино, который также работал с маэстро Пети и его командой, представил костюмы знаменитого кутюрье Ива Сен-Лорана.

Перед премьерой в Астане Алтынай Асылмуратова подчеркивала, что хореография «Собора…» требует от танцовщиков точнос­ти, детальности, музыкальности, а также артис­тизма. Солистам мало техничес­ки безупречно исполнять свои партии, они должны передать драму человечес­ких отношений, задуманную и прописанную Виктором Гюго на сотнях страниц. Отличительная особенность балета и в том, что кордебалет здесь ни коем случае не массовка, а самостоятельное, активное «действующее лицо». Точнее, кордебалету приходится «примерять» на себя много «лиц», создавая атмосферу спектакля, ведя его.

Публика не оставляет без внимания и оригинальные кос­тюмы (и их более 200 – от Ива Сен-Лорана!): мини-юбки главной героини, а у дам – трехметровые шлейфы и замысловатые головные уборы, стиль эпохи передают­ костюмы артистов миманса в образах Судей, Дам, Мужчин, Палачей... Дух средневековья отражают и декорации: Греевская площадь, люки парижских крыш, виселица, огромный колокол… Все, разумеется, было доставлено в Мариинку.

Магия Мариинки

Выступать в Мариинском теат­ре, действительно, дело очень ответственное, но и вдохновляющее: на его сцене блистали звезды мирового балетного искусства, а для артистов «магия сцены», «энергетика зала» – понятия значимые, наполненные особенным смыслом. Да и публика в Петербурге взыскательная, любит искусство и прекрасно в нем разбирается, истинно «балетная», как выразилась Алтынай Асыл­муратова. Ее прием значит не меньше, чем оценка профессио­налов. Об интересе к театру из Казахстана говорит уже тот факт, что состояв­шиеся два спектакля собрали полные залы. Был аншлаг и еще раз аншлаг.

В Санкт-Петербург прилетели 80 артистов балета, костюмеры, гримеры, художники по свету, видеорежиссеры, монтажеры, механики сцены, музыканты. Многочасовые репетиции оркест­ра продолжались буквально до начала спектакля. Вместе с петербургскими музыкантами работали солист Симфонического оркестра Astana Opera, заслуженный деятель Казахстана Багдат Абильханов, концертмейстер группы флейт Алексей Косырев, арфистка Любовь Ткаченко, музыканты группы ударных. Музыку композитора-авангардиста Мориса Жарра филигранно исполнили симфонический оркестр Мариин­ского театра под управлением Армана Уразгалиева.

Показали высший класс и солис­ты, и кордебалет. Казахстанский «Собор Парижской Богоматери» имел успех у петербургских балетоманов. Спектакль посетили 5 тыс. зрителей, встретивших постановку тепло, восторженно, наградивших артистов овациями.

На сцене Мариинского театра партию Квазимодо исполнили обладатель Гран-при международных конкурсов Бахтияр Адамжан и заслуженный деятель Казахстана Рустем Сейтбеков. В роли Эсмеральды блис-тали зас­луженные деятели РК Айгерим Бекетаева и Мадина Бас­баева. Образы Феба воплотили лауреаты международных конкурсов Олжас Тарланов и Арман Уразов, Клода Фролло – Газиз Рыскулов и Серик Накыспеков.

Образы главных героев, благодаря мастерству и яркой индивидуальности солистов, имеют свои нюансы, эмоциональные оттенки, и это наполняло каждый спектакль своими незабываемыми красками. Так, петербуржцев покорила стильная и стремительная Эсмеральда Мадины Басбаевой и нежная, беззащитная, трогательная героиня Айгерим Бекетаевой. Запомнились зрителям высокие прыжки, хорошая балетная техника Бахтияра Адамжана и Рустема Сейтбекова (Квазимодо), проявивших себя и как талант­ливые драматические артисты, сумевшие передать внутреннее состояние героя, раскрыть его душу, показать терзающие его противоречивые чувства. А танцовщики кордебалета, исполняя сложнейшие па точно, синхронно, музыкально, были словно объединены едиными ритмом и дыханием.

Все оценки – хороши!

После спектаклей поделились своими впечатлениями и эксперты. Народная артистка СССР, педагог, в прошлом солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова Ольга Мои­сеева отметила, что артисты казах­станского театра молоды, эмоциональны, замечательно танцуют, понимают замысел автора и задачи, которые ставит перед ними режиссер-пос­тановщик:

– Впечатления от спектакля очень хорошие. Я много работала в период, когда сам маэстро Ролан Пети ставил этот спектакль в Мариинском театре, и мне есть с чем сравнить. В исполнении казахстанской труппы виден первоначальный замысел хореографа. У нас был очень интересный, но сокращенный спектакль, здесь же много массовых сцен, исключенных в Мариинском. Исполнители партий Квазимодо и Эсмеральды, а также прекрас­ные молодые артисты – и Феб, и Клод Фролло – имели большой успех. В балете сложная музыка. Оркестр прекрасно звучал, и был потрясающий дирижер, это тоже многое значит.

– «Собор Парижской Богоматери» – спектакль сложный и по неожиданности содержания, и по хореографии, – говорила критик, кандидат искусствоведения, доцент Академии русского балета им. А. Вагановой и Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова Ольга Розанова. – Он был поставлен 50 лет назад, но даже сегодня хореография «бьет» по нервам и кажется ультрасовременной. Ролана Пети, классика французского балета, отличала оригинальность мышления, он осуществил много постановок. Возможно, этот спектакль в его большом творческом нас­ледии самый значительный, самый жесткий и антиромантический. В этом его современность. Ведь наш мир далек от нежности и благополучия… То, что в Астане прекрасные солис­ты, я знала и раньше. Сейчас меня поразил кордебалет, такой многочис­ленный, занимающий огромное пространство сцены. Он действует в заданном сложном ритме, полифоническом рисунке как единый организм. Можно представить, какую колоссальную работу проделали репетиторы. Так безупречно, в едином рисунке, жестко, остро, стремительно исполнить несколько огромных, совершенно разных кордебалетных сцен невероятно сложно. Причем артисты кордебалета танцуют­ несколько партий.
То, что в Мариинском театре исполняло несколько групп, здесь – одни и те же танцовщики. Я поражена их мастерством. Прекрасно поработали с труппой Алтынай Асылмуратова, Константин Зак­линский – в прошлом исполнитель партии Феба, замечательная характерная балерина Елена Шерстнева. Этот спектакль можно показывать на любой сцене мира.

Уроженцы Казахстана, ныне живущие в Санкт-Петербурге, говорили, что купили билеты на спектакль, как только увидели афиши. Приятно было услышать и восторженный отзыв коренной жительницы города Яны Мамоновой, признавшейся, что она готова переехать в Астану, чтобы посмотреть весь репертуар столичного театра.

Директор ГТОБ «Астана Опера» Галым Ахмедьяров подчеркнул, что ему особенно дорога высокая оценка народного артиста СССР Олега Виноградова.

– Олег Михайлович много лет возглавлял балетную труппу Мариинского театра. Он считает, что гастроли Astana Opera стали настоящим праздником, уровень балетной труппы очень высок, и петербургские зрители хотели бы видеть выступления казах­станского театра чаще. Думаю, это и есть успех, – заключил Галым Ахмедьяров.

Санкт-Петербург в списке зарубежных поездок Astana Opera обязательно появится снова. Пока же артистов ждут сцены Кувейта, Омана и Италии.

Автор:
Наталья Гапонова
00:07, 7 Февраля 2017
0
855
Подписка

Популярное