А старая кровля надежней была

840
Любовь Доброта

Решето, а не крыша

Новенькая кровля из металлочерепицы на крыше бывшего семейного общежития появилась под конец минувшего года. Вот только радости жильцам не принесла.

Уже в феврале первые ходоки отправились к руководству ТОО «Тұрғын үй Шымкент» – оператору по проведению текущего ремонта здания. Пошли дожди, и жителям верхнего, пятого этажа стало понятно, что с новой кровлей им предстоит жить по-старому: с подтеками и плесенью на потолках и стенах.

– Вот сами смотрите: углы мок­рые и на лоджии, и в комнате, – демонстрирует пенсионерка Людмила Радионова. – Стало даже хуже, чем раньше. Сырости только прибавляется. До нынешнего ремонта на крыше просто лежал рубероид. Правда, каждые два года я ремонтировала кровлю над своей квартирой. Сама диабетик, давно на инсулине, но приходилось лазить на крышу. Сейчас уже и возраст не позволяет этого делать, а платить, получается, за протекающую кровлю надо. Мы думали, что после ремонта в жилище станет сухо. Но нет...

Интересуюсь, участвовала ли Людмила Гавриловна в собрании жильцов дома, на котором, собственно, и было принято решение об участии в программе модернизации.

– Не было никакого собрания, – утверждает пенсионерка. – Когда мне принесли какую-то бумажку, что я якобы участвовала в какой-то там комиссии, у меня даже глаза на лоб полезли. Я подписывала лишь договор, взяв на себя обязательство по ежемесячной выплате почти двух тысяч тенге из своего более чем скромного дохода. Сроком на 15 лет. Дай Бог прожить столько. Плачу, поскольку законопослушный человек. Конечно, обидно. Сейчас отопление отключат, и у нас сырость будет в квартире. Плесень уже появилась, и даже обои местами отошли.

Людмила Гавриловна, несмотря на возмущение низким качеством ремонта, одна из немногих жильцов, кто аккуратно вносит ежемесячные платежи. Большинство наотрез отказывается это делать. Более того, многие даже договор не стали подписывать и не платят, соответственно.

– Я не стала подписывать договор, вот, смотрите, оба экземпляра у меня так и лежат, – Тамара Кривенко достает из папки документы. – А за что, собственно, платить? На площадке ремонт я сделала сама. Кабели электричес­кие как висели над дверью, так и висят, тянутся через всю галерею. В подъезде двери болтаются. Здесь в договоре прописан ряд пунктов, которые не соответствуют объему выполненных работ. Вот, например, значится, что ремонтные работы выполнены с элементами термоизоляции. Какая термоизоляция, где она?

– Нет, не плачу ни за что, – на ходу бросает мужчина, закрывая дверь своей квартиры на ключ. – Я не видел акта выполненных работ и акта приемки тоже не видел. Ни с чем не согласен, мало ли что они там написали в смете. И потом, когда подписи собирали, нам говорили, мол, кровля будет бесплатная. Объясняли: дескать, для начала ремонта требуется согласие жильцов. А потом вдруг оказалось, что платить надо. А с чего платить, если мы и так еле-еле концы с концами сводим?!

По Аскарова, 43 действительно проживают много пенсионеров, малообеспеченных и многодетных семей. Некоторые из них уже побывали в ТОО «Тұрғын үй Шымкент» – просили руководство предприятия снять с них начисления. Другие не делают и этого, будучи уверенными, что смогут доказать свое право на бесплатный ремонт.

Они говорят, что якобы в расположенном по соседству доме № 43-а три года назад сделали капитальный ремонт, заменили в подвале изношенные трубы на пластиковые, подъезды отделали кафелем, черепичную крышу соорудили с желобами и водосточными трубами и даже внешнюю облицовку обновили. При этом, дескать, ни копейки жители не платили.

– Мы надеялись, что и нам тоже так сделают – не в другом же государстве находимся, – подключается к разговору Маргарита Майданова. – Сделали ремонт, а мы ни протоколов, ни актов приема-передачи не видели. То, что крыша течет, все говорят, кто на пятом этаже живет. Моя квартира на четвертом, и меня это не коснулось. Но есть другие недочеты: двери в подъезде перекошены, замки без конца ремонтируют, и вот эта галерея, на мой взгляд, тоже относится к подъезду, но здесь ничего не сделали. Нам договор воткнули в дверь и все, теперь требуют оплаты по нему. Лично я такой документ подписывать не стала, да и соседи мои тоже.

Жильцы рассказали, что о необходимости ремонта речь шла не один год. До этого в малосемейке провели сейсмоусиление – его сделали бесплатно. Отсюда у людей и появилось желание за счет государства привести в порядок крышу.

Текущий ремонт ее начали проводить прошлым летом, а потом подрядная организация вдруг исчезла, приостановив все работы, и вернулась к работам только в октябре.

– Мы не имеем права вмешиваться в процесс сбора подписей, – комментирует ситуацию начальник отдела инфраструктуры и благоустройства по Абайскому району Шымкента Гульжан Алтаева. – Жители сами выбирают и виды работ, и строительную компанию. Управляющая домом, зарегистрированным в органах юстиции как объект кондоминиума, Назира Сайфулина лично мне приносила все документы и просила включить дом в программу по модернизации. Ее подпись стоит на трехстороннем договоре, и я удивлена, если честно, что теперь она отказывается от очевидного, упирая на то, что речь шла о бесплатном ремонте.

Гульжан Алтаева говорит, что аппарат акима не имеет права вмешиваться в процесс принятия жильцами решения о проведении ремонта, поскольку оплата производится за счет собственников жилья, и все программы по модернизации проводятся на возвратной основе. Жильцы сами доверились ТОО «Тұрғын үй Шымкент», заключив договор на проведение ремонта.

Платить придется

Директор ТОО «Тұрғын үй Шымкент» Кирилл Дондуков занимает эту должность пару месяцев. Признается, что история с крышей дома по улице Аскарова, 43 стала одной из первых конфликтных ситуаций, которой ему пришлось заниматься. С тех пор накопилась кипа документов, сдавать которые в архив, судя по всему, придется ох как не скоро.

– На основании протоколов, которые предоставил аппарат Абайского акимата, к нам поступило заявление о том, что жильцы дома выбрали нашу компанию для проведения текущего ремонта, – поясняет Кирилл Дондуков. – Был подписан трехсторонний договор между жильцами, нами, как операторами проекта, и подрядной организацией. Если граж­дане были не согласны, можно и нужно было заявить об этом, когда начинался ремонт. На самом же деле первое заявление к нам поступило в феврале, когда пришло время платить по счетам. Конечно, жильцы вправе через суд доказать свою позицию. Точно так же и мы задолженность взыскиваем через суд.

С 2012 года, когда стартовала программа модернизации ЖКХ, и в городе появился оператор по проведению модернизации местного жилого сектора, капитальный и текущий ремонт был проведен в 230 домах. В ТОО «Тұрғын үй Шымкент» сообщили, что на стадии ремонта, как правило, не возникает каких-то претензий у жильцов. Но когда наступает время платить, довольно часто появляются недовольные, те, кто под любым предлогом хотел бы избежать необходимости раскошеливаться.

Такие граждане есть практически в каждом доме. Суммы задолженности у них разные – от нескольких десятков тысяч до 200 тыс. тенге. Общая сумма долга, накопившаяся за весь этот период, составляет около 160 млн тенге. И с каждым годом долг только увеличивается.

Раньше не было электронной базы и сложно оказывалось вести учет неплательщиков. Сейчас взыскивать долги стало проще благодаря цифровизации.

Вот и в доме по улице Аскарова, 43, как только начались жалобы на некачественный ремонт, процесс подписания договоров практически сошел на нет. Люди стали думать: а вдруг окажется возможным не платить, отменят договор или появится еще какой-то вариант, избавляющий от денежных обязательств.

Такую позицию не разделяют в ТОО «Тұрғын үй Шымкент», советуя гасить причитающуюся сумму регулярно и не накапливать долги. В любом случае, когда все выявленные дефекты устранят, а их устранят обязательно, компания будет действовать в рамках законодательства и обратится в суды с исками о принудительном взыскании. Придется платить всем, у кого нет возможности получить льготы.

Даже продажа жилья не поможет избавиться от обязательств по договору, поскольку Закон «О жилищных отношениях» гласит, что имеющуюся на момент смены собственника задолженность обязан погасить предыдущий владелец жилья, а дальше платит уже новый хозяин.

Меня же в данной ситуации больше интересовало, насколько обоснованы претензии жильцов по поводу того, что кровля течет? К чести руководства ТОО «Тұрғын үй Шымкент», отрицать этот факт там не стали, признав брак в работе подрядной организации.

– Да, крыша течет, – соглашается Кирилл Дондуков. – Я сам выезжал на место, чтобы разобраться. Причина банальна. Поскольку речь идет не о капитальном, а о текущем ремонте, то подрядчики взяли существующие типовые узлы сопряжения кровли со зданием. Нехватка информации об объекте у специалистов привела к тому, что металлочерепица выступает за пределы кровли минимально, в итоге вода стекает по кровле и, подтекая под нее, смачивает стены. Достаточно было по краю устроить карнизы, но почему-то этого не сделали. Честно говоря, мне непонятно, зачем было доводить конфликт до точки кипения? Подрядчик давно бы мог установить карниз и снять все претензии со стороны жильцов, но по какой-то неясной причине не спешит устранять изъяны.

И это не единственный конф­ликт с горожанами, дома которых попали в программу модернизации. На днях ТОО «Тұрғын үй Шымкент» инициировало расторжение договора с подрядной организацией за просрочку графика выполнения работ сразу на трех домах. Один из них расположен по улице Гагарина, 76. Крышу строители сделали хорошо, и материалы соответствуют норме, но вот отделку фасада не завершили.

В многоэтажке микрорайона «Спортивный» после ремонта тоже течет кровля. Скандалом сопровождается проведение этой компанией капитального ремонта еще одного дома. При этом все телефоны руководства компании отключены, связи нет никакой.

– Отправили уведомление заказным письмом по адресу регистрации компании, будем расторгать договор, – говорит Кирилл Дондуков. – Если структура не возместит ущерб гражданам, имущество которых пострадало от дырявой кровли, будем обращаться в суд. Качество работ контролирует авторский и технический надзор, получая за это деньги. Видимо, у этих служб нет опыта. Возможно, люди всю жизнь занимались фасадами, а тут речь идет о кровле, или специализировались на системе отопления, а выполняют совсем иной вид работ.

Практика показывает, что за текущий ремонт зачастую берутся небольшие компании с ограниченным опытом работы. Они не участвуют в конкурсах государственных закупок, поскольку не в состоянии выдержать все предъявляемые там требования. Отсюда и низкая по сравнению с крупными структурами квалификация специалистов, не имеющих постоянной работы, а живущих от заказа к заказу.

При таком раскладе получается некачественный ремонт, и, как следствие, конфликты с жильцами неизбежны. По сути дела, заключая договор с компанией на проведение капитального или текущего ремонта, горожане не могут быть уверены в том, что выберут солидную строительную компанию, которая сделает все качественно и быстро. И то, что все подрядные организации дают трехлетнюю гарантию на свою работу и делают 5-процент­ное отчисление от сметы на случай, если ремонт окажется некачественным, служит слабым утешением.

В прошлом году в Шымкенте капитально отремонтировали 76 домов, еще 7 многоэтажек дождались текущего ремонта. Практически везде работы закончены, хотя в ТОО «Тұрғын үй Шымкент» признают: дефекты есть. Зачастую они мелкие, не требующие особых затрат. Но строительные компании не очень-то хотят устранять такие изъяны по первому же требованию собственников квартир, а вынуждают людей писать жалобы, ходить по инстанциям и в итоге доводить дело до судебного спора.

Каждый такой конфликт заставляет горожан крепко поду­мать: соглашаться ли им на участие в программе модернизации или и дальше жить со старой кровлей, обшарпанным фасадом и сгнившими трубами в подвале? Это тупиковый путь, который только усугубит состояние городского жилищного фонда, который с годами стремительно ветшает.

По большому счету, недобросовестные подрядные организации дискредитируют саму программу модернизации, позволяющую на приемлемых для собственников жилья условиях обновить коммунальные сети, привести в порядок дом, продлив его жизнь.

Популярное

Все
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Подруга для битья
Творить добро не напоказ, но с пользой
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Изучать язык нужно в ауле
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Волонтерство – элемент национального характера
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Насилие не оправдать!
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Позаботься о птицах – построй скворечник!
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Как проведут свой летний отдых жители нашей страны?
В олонхо требуется импровизировать
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Ассоциация кинокритиков назвала лучшие картины
Николай Рерих стоял на защите культурных ценностей
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Позаботься о птицах – построй скворечник!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]