А после теста что? Статьи 21 сентября 2020 г. 7:17 734 Инеш Бержанова Эффект главный и не толькоИзначально идея по оборудованию проезжей части отдельных районов столицы платными парковочными местами была нацелена на снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, обеспечение дорожной безопасности, уменьшение транспортных потоков. Как говорят в самом ТОО, «платные парковки стимулируют водителей ответственно планировать свое время и соблюдать ПДД». В итоге это приводит к стимулированию оборачиваемости каждого паркоместа. На платной парковке по сравнению с бесплатной она выше в среднем на 300%. Условно, одним местом в течение дня могут воспользоваться в 3 раза больше водителей.«Это мы говорим о главном эффекте, а есть еще немало косвенных, таких как наведение порядка благодаря разметкам и регулярным объездам служб фиксации нарушений, уменьшение нарушений правил парковки, наличие удобных проездов для экстренных служб в зонах платной парковки и т. д. Проще говоря, платные парковки являются эффективным инструментом для наведения порядка и уже не один десяток лет используется в развитых городах», – отмечают в ТОО «Парковочное пространство Астаны».Они же приводят в пример пилотный проект по введению платы за парковку на бульваре Нуржол, который дал улучшение показателей транспортного движения в этом районе. Если ранее среднее время стоянки автомобилей здесь составляло 4 часа, то сегодня оно не превышает 40 минут. Показатель количества нарушений снизился на 63%.Намерения, безусловно, вызывают лишь положительный отклик. Поскольку рост населения в главном городе страны, а он неизбежен, предполагает и повышение нагрузки на дорожно-транспортную инфраструктуру. Машин стало так много, что припарковать свой автомобиль, особенно в административной части города, теперь уже тот еще квест. Люди умудрялись ставить авто в два, а то и в три ряда вдоль края дороги, препятствуя движению и параллельно способствуя росту дорожно-транспортных происшествий. В итоге вопрос был решен путем оборудования парковочных мест в Нур-Султане. При этом само товарищество называет себя лишь исполнителем. Главным заказчиком здесь выступает местная власть. В ответе на наш запрос к ТОО, в частности, было сказано, что «компания ТОО «Парковочное пространство Астаны» является оператором, который создает парковочные места, эксплуатирует и управляет ими. Земельные участки, отведенные для размещения платных парковок, являются частью улично-дорожной сети и находятся в государственной коммунальной собственности города Нур-Султана». При этом было отмечено, что и доход от существующих парковок идет в городской бюджет. К слову, товарищество заключило договор ГЧП, причем реализует проект управления платными парковками за счет собственных средств, «не предусматривая возврата инвестиций из бюджета. Денежные средства от платежей и штрафов попадают в бюджет города для финансирования городских программ по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры». Первая реакция на такое заявление – повезло же городу с предпринимателями. Ведь согласно проекту затраты на него были немалые. В отчетах ТОО значится сумма в 1,2 млрд тенге. А поступлений в казну с 2018 года за счет парковок было уже свыше 21,5 млн тенге. «И это без учета штрафов», – комментирует пресс-служба товарищества. Впрочем, при детальном раскладе тарифа в 100 тенге в час картина выглядит чуть иначе. Так, из этой суммы, согласно ответу пресс-службы ТОО, только 7 тенге уходят на выплаты госпартнеру. Еще 12 тенге – налоги, что также нацелено пополнять наш бюджет. Но остальные деньги распределяются на обустройство парковочной зоны, расходы на амортизацию, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, сопровождение системы управления, оплату труда сотрудникам, оплату комиссии платежному агенту, прибыль частного партнера и… возврат инвестиций.За что платим?Между тем горожан больше волнует свой кошелек, и, соответственно, в социальных сетях зачастую автолюбители ставят вопрос по-другому: кому уходят мои деньги, за что я, собственно, плачу? Дело в том, что по факту человек оплачивает только место и никаких гарантий по сохранности его автомобиля ТОО не дает. «Парковка не является местом хранения автомобилей, ТОО «Парковочное пространство Астаны» за сохранность транспортных средств не несет ответственности. Согласно общемировой практике концепция уличных платных парковок открытого типа не предусматривает охрану припаркованного транспорта. Форс-мажорные ситуации на территории парковки разрешаются в соответствии с действующим законодательством РК», – ответила нам пресс-служба, тут же отметив, что ТОО не работает со страховыми компаниями. Согласно их ответу в этом случае оплата за парковку была бы значительно выше. И тогда при наступлении возможного страхового случая подключались бы страховщики. Но это не представляется возможным, потому что некому анализировать и оценивать состояние автомобиля до и после каждой парковки. Подобного нет нигде в мире.– Согласен, в законе такой обязанности нет, но Вы задали хороший вопрос. Действительно, за что человек конкретно платит деньги? – комментирует в свою очередь адвокат магистр юридических наук Бахтияр Галимжанов. – Необходимо на уровне Правительства принять Типовые правила оказания услуг по предоставлению парковочного места водителю во временное пользование, где предусмотреть права и обязанности водителя (потребителя услуг) и права и обязанности компании – продавца услуги (исполнителя), где будет четко все регламентировано, а пока действительно непонятно, за что человек платит деньги и какие права у него в этом случае имеются.Интерес к юридическому заключению со стороны автовладельцев вызывает также вопрос о том, почему наряду с платными парковками в городе не предусмотрены альтернативные – бесплатные? Так вот, как оказалось, и такой нормы в законодательстве нет. Хотя, как считает юрист, ее следовало бы ввести на уровне Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении».Что не запрещено законом…В общем, все условия работы ТОО юридически грамотно оформлены, и говорить о нарушении наших прав не приходится. Но порой, как сказал Президент в своем Послании народу Казахстана, «здравый смысл и содержание могут превалировать над жесткими юридическими нормами». Кстати, это высказывание можно соотнести и с распространением платных парковок уже далеко за пределами административного центра. Все чаще в Сети стали появляться посты возмущенных жителей о том, что парковку установили в спальном районе, близ жилых домов, где ранее парковались исключительно их жильцы. Между тем в «Парковочном пространстве Астаны» говорят о том, что действующие парковки расположились лишь на бульваре Нуржол. Их общее количество – 487 мест. Все остальные – в районах «Есиль» и «Сарыарка», а это ни много ни мало 3 381 парковочное место, работают в тестовом режиме. Это значит, что они укомплектованы необходимым для эксплуатации оборудованием, там установлены все дорожные знаки, информационные щиты и паркоматы, но пока они не функционируют и соответственно штрафы за них не выставляются. На вопрос о том, для чего нужен этот режим, нам ответили: для проверки систем фотовидеофиксации, разных видов оплат, загруженности данного участка и т. д. А вот за ответом на вопрос, почему будущие парковки стали устанавливать не только близ административных зданий, отправили в акимат. «Земельные участки, отведенные для размещения платных парковок, находятся в государственной коммунальной собственности города Нур-Султана. Определение зон для платных парковок находится в компетенции акимата города. Любое строительство на земельном участке, который находится в государственной собственности, регулируется местными исполнительными органами в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений», – прокомментировали в «Парковочном пространстве Астаны».По их данным, установка паркоматов осуществляется на основании заключенного договора ГЧП, а также согласно постановлению акимата Астаны от 22 июня 2017 года «Об определении мест, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств в столице».Тогда мы решили «забросить» вполне конкретный вопрос о том, почему платные парковки стали «заходить» в спальные районы города, в акимат, и вот какой не совсем конкретный получили ответ: «Согласно постановлению акимата города Астаны от 3 мая 2016 года № 108-863 (зарегистрированное департаментом юстиции города Астаны 23 мая 2016 года № 1021) в «Правилах организации автостоянок (автопарковок) на территории города Нур-Султана», коммунальная платная автопарковка – это места, оборудованные специально сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания платы за парковку и учета времени стоянки транспортных средств на территории столицы, определенные местным исполнительным органом столицы, являющиеся частью автомобильной дороги и (или) примыкающие к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту, либо являющиеся частью подэстакадных и (или) подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в коммунальной собственности местного исполнительного органа столицы. Платные парковки функционируют только на бульваре Нуржол. Остальные места, где установлены паркоматы, информационные щиты, разметка и другие дорожные знаки, не функционируют. Штрафы за неуплату не приходят». Последовавшее за этим уточнение о том, что они все равно когда-нибудь заработают, осталось без внимания…– Порядок организации платных автостоянок (автопарковок) на территории города Нур-Султана прописан в Правилах организации автостоянок (автопарковок) на территории города Нур-Султана, утвержденных постановлением акимата столицы от 3 мая 2016 года, – поясняет в свою очередь Бахтияр Галимжанов. – В правилах перечня запрещенных мест для установки платных парковок не установлено. Соответственно, что не запрещено законом, то разрешено, поэтому на данный момент – это законно.При этом адвокат заметил, что это актуальный вопрос, в связи с чем необходимо разработать и установить в действующем законодательстве Казахстана четкий перечень социально важных объектов, где установка платных парковок будет запрещена. По его словам, эти правила требуют дальнейшей их разработки, так как проблемных вопросов по платным парковкам довольно много.Пишите нам на почтуНемало вопросов пока еще вызывает и сам тестовый режим, в котором сейчас пребывает большинство столичных платных парковок. К слову, мы уже поднимали эту тему в статье «Бесплатно, но… за деньги» («Казправда» от 09.07.2020 г.). Дело в том, что для человека несведущего, который видит размеченное парковочное место и паркомат рядом, все понимается буквально: поставил машину – плати. О том же, что эти парковки работают в тестовом режиме, читать надо было ранее. Где? «В социальных сетях и СМИ», – отвечают в товариществе. «На новых зонах паркоматы в рабочем состоянии для того, чтобы пользователи смогли протестировать и научились ими пользоваться. При тестовом режиме в первую очередь происходит проверка способов оплаты по различным методам. Период предназначен для ознакомления водителей с принципами работы новой инфраструктуры. У жителей столицы есть возможность заранее узнать о расположении платных парковок, опробовать различные способы оплаты, создать личный кабинет на сайте astanapark.kz и скачать мобильное приложение «Парковки Астаны». Специалисты ТОО «Парковочное пространство Астаны» проверяют работу оборудования, программного обеспечения, онлайн-сервисов и отрабатывают маршруты движения мобильных комплексов контроля. Информация о переходе в полный режим будет доступна на сайте astanapark.kz и oфициальных страницах в Фейcбyк, Инстaграм», – сообщает пресс-служба ТОО. И вроде как все понятно, но тут возникает другой вопрос: почему, если вдруг по незнанию человек оплатил услугу, деньги ему не возвращаются?– Если сама компания делает объявление, что определенные парковочные зоны работают в тестовом режиме, оплата не взимается, администрирование не ведется, то и получать оплату за стоянку в этих парковочных зонах компания не может, – уточняет Бахтияр Галимжанов. – Соответственно, компания обязана вернуть эту оплату, так как полученная компанией сумма является неосновательным обогащением. Так, на основании пункта 1 статьи 953 Гражданского кодекса Республики Казахстан «лицо (приобретатель), которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (неосновательно обогатилось) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество»…На подобные высказывания в «Парковочном пространстве Астаны» говорят о том, что тестовый режим невозможен без взимания платы. Как правило, пользователи за один раз уже понимают принцип работы паркомата и процесс оплаты безналичным способом. А на вопрос, вернут ли они 100 тенге обратившимся к ним, сказали, что «возврат средств рассматривается в индивидуальном порядке. Пользователю необходимо написать на почту поддержки пользователей».В целом хочу сказать, что, конечно, выгода от парковочных мест на платной основе есть. Справедливости ради отметим, что положительных откликантов в той же Сети немало. Но, видимо, нам нужно время, чтобы и механизм заработал как нужно, и люди к его работе были готовы. Тем более что согласно планам товарищества, после того как проект выйдет на полную мощность, будут далее прорабатываться вопросы по ценообразованию (надеемся – в сторону уменьшения) и техническому совершенствованию работы парковок.
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»