Астана -10 °С Алматы 3 °С
Главная страница

версия для печати

Грани щедрого таланта
9 Августа 2008
Баянгали Алимжанов — человек в Кокшетау и области хорошо известный. Причем знают его горожане и акмолинцы в разных ипостасях. Он и писатель, и поэт, и драматург, и единственный казах-манасчи, исполнитель великого кыргызского эпоса «Манас». Он и жырау-сказитель, и акын-импровизатор, и литературный критик, исследователь казахского ораторского искусства, и журналист, а вот теперь и кинорежиссер, основоположник, директор и художественный руководитель киностудии «Пан Нурмагамбет». В свои 53 года Баянгали Токанович успел сделать очень много. Перечень его должностей — а он работал в различных газетах, журналах, на телевидении, в театре, музее — займет слишком много места. Что же касается его книг, сценариев к документальным фильмам, пьес, которые ставились пятью театрами, песен и сказаний, то их и вовсе трудно перечислить. Говоря о нем, например, как об акыне-импровизаторе, достаточно указать, что с 1984 года он выступил в 216 (!) айтысах международного, республиканского, краевого и областного масштабов. 22 раза он завоевывал на них Гран-при, многократно был призером. Словом, послужной список члена Союза писателей Казахстана, заслуженного деятеля культуры РК, лауреата многих международных премий Баянгали Алимжанова весьма впечатляющий. В 2000 году он был награжден медалью «Ерен енбегi yшiн». Многогранный талант Б. Алимжанова заслуживает глубокого уважения. — Я родился в административном центре Енбекшильдерского района города Степняка в семье, в которой трудно было не проникнуться духом казахского народа, — рассказывает о себе Баянгали Токанович. — Мой отец Токан и мать Батима очень любили книги. Вечерами мы вместе читали казахский эпос. Моя бабушка Алтын рассказывала мне множество сказок, а когда я сам научился читать, то первые строки, которые я прочитал, были о Кобланды-батыре. Мой дед Алимжан был сказителем, я его не видел, но мне часто и много о нем рассказывали. Так что в детстве я был воспитан на легендах и эпосе казахского народа. Когда же был издан «Манас», то он настолько мне понравился, что я заучивал отдельные фрагменты и повторял их, занимаясь домашними делами: вечером, когда шел за коровами, или днем, когда работал на скотном дворе. В 80-е годы я увидел выступление манасчи и сам стал петь отрывки речитативом. Это увлечение «Манасом» привело к тому, что я поехал в Кыргызстан, заслужил благодарность кыргызского народа, став лауреатом международной премии имени М. Малдыбаева, чем очень горжусь. Сегодня я знаю этот эпос наизусть и готов исполнять его в течение нескольких дней и ночей подряд... Искусство имеет такую притягательную силу! Когда я, например, участвуя в айтысах, запеваю первые строки, то отрываюсь от мира и думаю только о песне. Это самые прекрасные мгновения в моей жизни! Сегодня Баянгали Токанович занимается нелегким искусством кино в качестве художественного руководителя киностудии «Пан Нурмагамбет». Она была создана два года назад в Астане, ее учредителем и спонсором является известный общественный деятель, предприниматель Марат Набиев. Новая киностудия названа в честь крупного мецената прошлого — Пан Нурмагамбета, который построил дом в Мекке для паломников-казахов и в свое время благословил Балуана Шолака. Первой ласточкой киностудии стала музыкально-лирическая комедия на казахском языке с субтитрами на русском языке «Ан мен анаша» («Песня и наркотик»). — Это фильм о любви девушки и джигита, выбравших разные пути в жизни, — рассказывает Б. Алимжанов. — В нем переплетаются серьезное и смешное, песенное искусство и рыночная площадь, красота природы родного края (помимо Кокшетау, съемки шли в Боровской и Зерендинской курортных зонах) и унылые будни горожан, безумная жажда наживы и проснувшаяся людская совесть. Думаю, что зрителям запомнятся лирические песни, автором и исполнителем которых стал мой сын Нурлан, снявшийся в главной роли. Богатство, за которым гнались герои ленты, в итоге оказалось мнимым. Картина предназначена прежде всего для молодежи, и авторы надеются, что она найдет своего зрителя, поможет задуматься над проблемами современной жизни и пробудит в душе добрые чувства. — Когда я был молодым, то, как и многие, мечтал сниматься в кино, — продолжает Баянгали Токанович. — Сегодня я мечтаю видеть на экранах хорошее казахское кино, поэтому и решил попробовать создавать его. Лирическая комедия — это начало. Теперь я намереваюсь взяться за давно волнующую меня тему, касающуюся нашей национальной трагедии, — голода 1932 года. Уже написан сценарий, подобраны актеры на главные роли. Но, как это нередко бывает, работа над картиной застопорилась из-за возникших финансовых проблем. В планах — снять фильм «Легенды Великой степи» о героическом прошлом казахского народа, а также киноленту для самых маленьких зрителей. Пока о киностудии «Пан Нурмагамбет» знают немногие, ее первый фильм демонстрировался только в Кокшетау, Енбекшильдерском, Зерендинском и Буландынском районах. Но хочется надеяться, что уже в недалеком будущем она сможет весомо и зримо заявить о себе. Ведь возглавляет эту киностудию талантливый и трудолюбивый человек, не раз доказавший себе и окружающим, что искусство не знает границ и в конечном итоге преодолевает все преграды.

Чингиз ТАШЕНОВ