Фото предоставлено пресс-службой "Астана Опера"
Оперу "Қыз Жібек" Евгения Брусиловского в совершенно новой подаче представит "Астана Опера". Премьера состоится 10 и 11 февраля. Впервые в истории отечественного классического искусства вместе с Симфоническим оркестром в опере будут задействованы казахские национальные инструменты, передает
Kazpravda.kz."Қыз Жібек" – это трогательная история о любви доблестного воина Толегена и красавицы Жибек – двух влюбленных из разных родов (Жагалбайлы и Шекты). Межродовые разногласия, а также слепая ревность Бекежана приводят к трагическому финалу.
Как стало известно, изначально, помимо музыкальных цитат известных казахских кюев и песен, спектакль состоял из разговорных диалогов, которые произносились со сцены оперными певцами, как в драматическом спектакле. Поэтому данное произведение больше относилось к музыкально-драматическому жанру, нежели к опере. В новой музыкальной редакции маэстро Абзал Мухитдинов заменил разговорные диалоги музыкальными речитативами, а также добавил несколько эпизодов, использовав, как и Евгений Брусиловский, музыку известных казахских песен и кюев.
"Музыка Евгения Брусиловского не изменилась принципиально. Более того, мы вернули несколько музыкальных номеров, которые не были использованы в предыдущих известных постановках данного спектакля. В новой редакции опера станет более динамичной, как по форме, так и по содержанию. Теперь, когда появились музыкальные речитативы, солисты, естественно, чувствуют себя в "своей тарелке", так как отпала необходимость перевоплощения в драматического актера, у которого в распоряжении совершенно иные средства самовыражения, не свойственные вокалисту. Опера, в которой в нотной форме зафиксированы ритм и интонация казахской речи, вполне может быть исполнена любым профессиональным вокалистом, даже не носителем языка. Партитура оперы претерпела значительные изменения – ошибки ручной переписки были устранены безоговорочно, стала богаче оркестровка. Партитура с клавиром приведены в полное соответствие, и теперь опера отвечает всем традициям оперного жанра", – резюмировал дирижер-постановщик Абзал Мухитдинов.
Маэстро впервые ввел детский хор, а также использовал звучание национальных инструментов, как сольно, так и совместно с Симфоническим оркестром "Астана Опера". Так, наряду с классическими инструментами публика услышит народные инструменты: домбру, қыл-қобыз, шан-кобыз, жетіген и керней.
Режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, отличающийся особой стилистикой и славящийся необычным подходом в работе с оперным материалом, и в этот раз хочет удивить публику.
"Мы можем говорить о новом прочтении произведения, отличающемся от первоисточника. Изменения коснулись музыкальной формы, трактовки образов, они станут более насыщенными с точки зрения психологизма. К примеру, образ главной героини приобретет мистическое начало: ей подвластна смена времен года. И даже смерть Жибек будет рассматриваться не как физический уход, а как смена времени года – наступление зимы и начало нового года, вечное обновление. Произведение очень глубокое, говорящее о силе любви. Это великое и в то же самое время жестокое чувство, которое может сделать все что угодно с людскими судьбами. Нам хочется, чтобы публика после просмотра спектакля испытывала гордость за то, что у казахского народа есть такое великое произведение", – отметил режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе.
Изучив казахские традиции, культуру и быт народа, российский режиссер, работающий в Беларуси, с интересом взялся за постановку оперы "Қыз Жібек". И хотя это его первая работа над национальной оперой в Казахстане, со столичной публикой и казахстанскими оперными певцами Панджавидзе знаком не понаслышке: в 2010 году он поставил оперу "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха в театре имени Куляш Байсеитовой.
Стоит отметить, что первая казахская опера Евгения Брусиловского "Қыз Жібек" была создана в 1934 году. Либретто принадлежит величайшему народному писателю Габиту Мусрепову, который за основу взял одноименную народную лиро-эпическую поэму. Произведение вобрало в себя всю красоту поэтического наследия казахского народа.