С этого момента первые зрители сравнивают создателя уморительной келинки Сабины с Квентином Тарантино, обожающим ставить криминальные кровавые драмы. О Таразе, об отношении к современному казахстанскому кинематографу и о том, на что уходят доходы от его фильмов, корреспонденты baiterek.kz поговорили с Нуртасом Адамбаевым.
Нуртас, в каком случае вы будете считать, что ваш фильм успешен, ведь известно, что последняя картина "Тараз" завоевала две номинации – "Лучший драматический фильм" и "Лучшая операторская работа" на фестивале Genre Celebration FilmFestival в Лос-Анджелесе, или для вас основной критик – это казахстанские зрители? - Я всегда говорил и твержу по сей день, что свое кино мы в первую очередь производим не для критиков и разнообразных международных фестивалей, а для нашего зрителя. Но такие награды, как две номинации на американском фестивале, безусловно, не могут не порадовать и не потешить самолюбие. Что скрывать? Но, опять же, для меня не это в приоритете. Важнее
– симпатия аудитории. Часто слышу истории о фильмах, которые завоевали массу наград за рубежом, но казахстанские и иностранные зрители так и не смогли или не захотели посмотреть сам кинопродукт. Мы очень дорожим тем, что на наши картины люди ходят семьями, парами, а залы нередко переполнены во время киносеанса.
Кстати, ваши киноленты всегда имеют неплохие кассовые сборы. Может, секрет в особом чутье на спрос в киноиндустрии? - Все потому, что я – прежде всего представитель своего народа и постоянно думаю, какой фильм будет мне по душе. У меня нет такого: вот я стал режиссером и теперь буду снимать только одному мне понятное кино. Наоборот, ориентир – на массовый интерес, и, честно говоря, я получаю от этого удовольствие.
Насколько в фильме "Тараз" вам удалось отойти от прицепившегося к вам амплуа "келинки Сабины"? - Несомненно, у меня это получилось. Однако к этому я не стремился специально. Просто захотелось снять криминальную драму и самому сыграть в ней. Воспользовался, так сказать, служебным положением.
А легко ли одновременно совмещать роли актера, режиссера и продюсера? - Разумеется, непросто. Ты и сам стараешься выложиться в кадре на 100%, а также следишь за текстом и игрой других актеров на съемочной площадке… Часто, когда смотришь на плейбэке снятую постановку, в глаза сразу же бросаются все ошибки, которые вынужден исправлять, и все снова переделываешь. Конечно, куда проще сидеть за монитором и руководить всем съемочным процессом. Ну не получается у меня по-другому! Я сам наслаждаюсь полным погружением в любой свой проект. И пока все выходит, надо продолжать в том же духе.
Новый фильм "Тараз" – это далеко не тот жанр, в котором казахстанский зритель привык вас видеть. Каково переходить от комедии к драме? - Очень захватывающе. Мне было интересно попробовать себя в новом жанре. Правда, на площадке во время съёмок я частенько ловил себя на мысли, что вообще впервые снимаю. Но справился, и, боюсь, после этого даже не захочу возвращаться к комедиям, а стану теперь ставить более серьёзные и суровые фильмы. В «Таразе» мы решили взять за основу атмосферу лихих 90-х, когда обстановка вокруг была криминальной, повсюду дежурили правоохранительные органы, особенно в школах. Сам помню, в то время, каждый раз собираясь в школу, я брал не только учебники по геометрии или биологии, но и нож в целях самообороны.
Можете рассказать о самом процессе съёмок фильма? - Нам сопутствовала удача во всем, даже в погоде. Когда необходимо для съёмок, начинался туман либо дождь. Очень благодарен всей съёмочной команде, в частности, актёрам, за их терпение и выдержку. Многие сцены были морально тяжёлыми и связаны с насилием. И, между прочим, если в кадре били, то били по-настоящему, если душили, то так же. Бывало, повторяли весь этот ужас по десять дублей, и никто не жаловался, так как каждый понимал, что все это во благо общего проекта.
Каков бюджет фильма «Тараз»? - Мы потратили около 400 тысяч долларов, что дороже фильмов «Келинка Сабина» в два раза. В какой-то момент я думал всё бросить и заморозить съёмки. Но каждый раз, видя, как горят глаза у всей команды, продолжал. Рад, что не опустил руки и довёл проект до конца.
Вы ведь сами родом из Тараза. Не взяли ли вы случайно какие-то реальные события из истории вашего родного города за основу фильма? - Сразу оговорюсь: фильм основан не на реальных событиях. Но сделан так, чтобы люди почувствовали современную реальность. Такое может произойти в любой день и с любым гражданином нашей страны. Но действительно, Тараз мы выбрали именно потому, что я сам там родился и вырос. Не умаляя значимости других городов Казахстана, отмечу, что очень рад этому факту. Фильм вышел довольно брутальным благодаря выбору места съёмок, да и само название звучит дерзко – «Тараз». Петропавловск, наверное, так бы не звучал (улыбается). Если только снять о нём романтическую комедию и поведать, что там живут самые красивые девушки. А «Тараз» – это социальная драма о быте простых и запутавшихся в обстоятельствах людей. Нам нравится снимать фильмы про самих себя, так было и в предыдущих картинах, так мы попытались поступить и на сей раз.
Чего вы ждёте от фильма «Тараз» на фоне конкуренции с местными и зарубежными картинами? - На самом деле у нас нет цели кого-то переплюнуть. Мы лишь желаем создать качественный продукт, за который завтра не будет стыдно. Многие, допустим, сравнивают «Тараз» с первой казахстанской криминальной драмой «Рэкетир» (уверен, в стране нет человека, не видевшего этот фильм моего друга режиссёра Акана Сатаева). Но, уверяю вас, это два совершенно разных оригинальных проекта.
А какой путь проделал простой парень из Тараза, чтобы заработать себе известность и имя востребованного продюсера, режиссёра и актёра? - Думаю, как и в любом другом деле, в кино главное – любить своё дело и отдавать ему себя полностью и с душой. И тогда успех не заставит себя ждать.
На что вы обычно тратите заработанные деньги? - Точно не на покупку недвижимости или элементы роскоши. Они обычно уходят на съёмки новых фильмов.
А есть ли в планах снять третью часть «Келинки Сабины» и сиквел фильма «Тараз»? - Продолжение комедии «Келинка Сабина» и новой драмы пока под вопросом, не успеваем физически приступить к съёмкам. Также этому препятствуют планы снять новый фильм, к производству которого мы приступим до конца этого года.
Какой вы представляете себе концепцию современного казахстанского кино? - Если честно, с новинками казахстанского кинематографа не знаком. Пригласили на первую встречу кинофестиваля «Евразия», я стал задавать участникам неудобные вопросы, поднимать актуальные и наболевшие темы. Больше меня ни туда, ни на другие собрания не приглашают. Может, потому, что я открыто высказываю своё мнение и видение будущего казахстанского кино. А нам давно надо развивать киноиндустрию, средства и таланты для этого есть. К сожалению, не все это понимают, но я это вижу.
Как вы относитесь к предложению Тимура Бекмамбетова удешевить билеты на казахстанские фильмы, которое он высказал на «круглом столе» по обсуждению проекта концепции развития кинематографа в Казахстане до 2050 года? - Я уже высказывал не раз своё мнение по этому поводу. Это крайне несправедливое замечание. Тем более у нас уже был прецедент в Казахстане, когда наши рабочие вышли на площадь бастовать против дискриминации по зарплате – экспатам из Китая платили в разы больше. Та же самая ситуация здесь. Почему билеты на казахстанские фильмы должны стоить дешевле зарубежных? По крайней мере, у себя дома мы должны быть красавчиками! Если себя не будем ценить и уважать, кто тогда будет?