Казахстан, реформируя образование, не копирует опыт других стран, а нарабатывает собственный. С первого сентября нынешнего года первоклассники казахстанских школ занимаются по программе обновленного содержания образования, разработанной педагогами, учеными на базе экспериментальных площадок Назарбаев Интеллектуальных школ. Прошло всего восемь лет со дня открытия сети этих учебных заведений, призванной стать локомотивом отечественной школы, а совершен немалый прорыв, о котором и говорили участники восьмой международной научно-практической конференции «Расширяя границы изменений в образовании: апробация и трансляция», собравшей в столице порядка 700 участников, в том числе более 70 международных экспертов.
Подготовка к внедрению обновленного содержания образования потребовала большой работы. Согласно плану Министерства образования и науки разработано три государственных общеобязательных стандарта образования, 45 учебных программ начальной, основной и старшей школы, 169 учебных планов для 1–11 классов, для 1–2 класса, 148 методических пособий по критериальному оцениванию, 133 – по методикам и технологиям преподавания, 30 учебников, рабочих тетрадей и руководств для учителей. Курсы повышения квалификации прошли более 130 тыс. педагогов. Но реформаторы, как отмечалось в ходе пленарного заседания, посвященного 25-летию Независимости, не зациклены только на методиках, очень важна идеологическая часть.
– Школа новой формации – это создание доброжелательной среды для детей, – считает председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова. – Это прежде всего учитель очень высокой квалификации, который может организовать работу, это достаточность ресурсов для организации практической работы. А также переход от обучения ученика, который все знает, к обучению ученика, который может искать и находить знания, использовать их в практической деятельности. Это интеграция предметов вокруг математики, физики, биологии, новых технологий. Иначе говоря, школа нового типа – не просто новое здание, это организация самого учебно-воспитательного процесса, в который вовлечены учителя, учащиеся, родители, общественность.
Как раз важность конференции заключается в том, чтобы на первых же этапах внедрения помочь учительству, общественности глубже понять проводимые реформы через ознакомление с тенденциями мировой образовательной политики, с инновационными педагогическим подходами. И не менее важным для них было услышать мнение экспертов стран, шагнувших далеко вперед.
– Обновляя стандарты образования, казахстанские педагоги делают важный шаг, поскольку стандарты – это стержень, на котором держится все образование, – считает профессор Мичиганского университета, директор Центра образовательной политики, эксперт ОЭСР Уильям Шмидт (США). – Любая страна, стремящаяся войти в число конкурентоспособных, начинает именно с этого. Другой вопрос – вопрос равенства в получении образования, о котором нередко забывают, пытаясь вырваться вперед, даже очень развитые государства. Так вот Казахстан проделал огромные шаги в обоих направлениях – обновляет содержание образования и делает это новое доступным для всех. В этом и заключается особенность казахстанского опыта реформирования образования: сегодня буквально каждая школа несет огромную ответственность перед обществом и государством за подготовку будущих поколений к жизни в непростом и постоянно меняющемся мире.
В рамках конференции, продолжающейся сегодня, пройдет около 50 секционных заседаний и 165 выступлений казахстанских и международных экспертов в области образования.