Казахстанская дипломатия создала надежную систему взаимоотношений со всеми государствами мира и международными организациями, на равных участвует и вносит свой конструктивный вклад в решение региональных и глобальных проблем современного мироустройства. Сегодня внешнеполитическая деятельность Астаны охватывает все сферы национальных интересов и наиболее актуальную международную проблематику.
Министерство иностранных дел продолжает последовательную реализацию обозначенных Президентом РК стратегических внешнеполитических задач и приоритетов по всем направлениям. Так, только в прошлом году состоялось около 170 международных мероприятий и встреч с участием Главы нашего государства в Казахстане и за рубежом.
Проведены плодотворные переговоры на высшем уровне с нашими ближайшими соседями – Кыргызстаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
В ноябре 2013 года подписан новый Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке с Российской Федерацией, охватывающий весь спектр двусторонних отношений.
В ходе первого государственного визита нового Председателя КНР Си Цзиньпина в Астану подписаны соглашения о сотрудничестве в области энергетики, финансов и инвестиций на общую сумму 35 млрд. долларов. Достигнута важная договоренность о начале работы в 2015 году над проектом соглашения о вододелении между двумя странами.
Уверенно продолжается стратегическое партнерство с США по широкому кругу вопросов двусторонней и международной повесток дня.
Достигнуты новые рубежи на европейском направлении. Глава нашего государства совершил свой первый визит в Княжество Монако. Впервые в истории двусторонних отношений состоялся государственный визит британского премьер-министра Д. Кэмерона в Казахстан, который вывел наши связи на уровень стратегического партнерства. С первым официальным визитом Астану посетил Председатель Правительства Испании М. Рахой.
Визит Председателя Еврокомиссии Ж. М. Баррозу в Казахстан в июне прошлого года придал серьезный импульс углублению полномасштабных отношений с ЕС, являющимся крупнейшим торгово-экономическим и инвестиционным партнером нашей страны.
Внешнеполитическое ведомство активизировало свои усилия на азиатском направлении. Это касается не только наших традиционных партнеров – Японии, Республики Кореи, Индии, Малайзии, но также и других стран региона. Так, в ходе первого государственного визита Президента Индонезии С. Б. Юдойоно в Астану были подписаны соглашения в сферах торговли и экономики, технологических связей, сотрудничества с участием государственных и частных предприятий и финансовых институтов двух стран.
Большое внимание уделялось многосторонней дипломатии и взаимодействию в рамках ООН, ОБСЕ, ОИС, СВМДА, ШОС, ОДКБ и других международных структур. Важное значение придается нами дальнейшей работе с партнерами по трансформации в полноценную международную организацию Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, председательство в котором переходит от Турции к КНР на период 2014–2016 годы.
С момента своего создания Министерство иностранных дел руководствовалось прежде всего необходимостью содействия в решении задач развития государства и общества. Именно дипломатическими средствами Казахстан обеспечил благоприятную внешнюю среду для проведения масштабных политических, экономических и социальных преобразований внутри страны.
Этот процесс проходил через несколько этапов – на каждом Главой государства формулировался свод внешнеполитических приоритетов, оформлявшихся в виде Концепции внешней политики, определяющей видение места и роли Казахстана в современном мире, стратегические принципы, цели и задачи международной политики нашей страны.
Одним из важных событий нового, 2014 года стало утверждение Главой государства Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014–2020 годы.
Данный документ был разработан в русле изложенных в Стратегии «Казахстан-2050» внешнеполитических установок, и потому вполне естественно, что новая концепция отличается от предыдущих по своему содержательному наполнению. Это связано с новыми поставленными Лидером нации приоритетами модернизации, возросшей международной ролью и влиянием Казахстана, появлением принципиально новых трендов в современной мировой политике и экономике.
При разработке документа стояла задача, с одной стороны, сохранить преемственность внешней политики Казахстана, с другой – продемонстрировать ее адекватность изменяющимся условиям современного мира.
Надеюсь, что этот замысел удался. Изложенные в концепции приоритетные направления внешнеполитической деятельности отражают как фундаментальные, незыблемые положения, так и новые императивы, обусловленные требованиями сегодняшнего дня.
Нововведением стало и придание концепции открытого публичного характера. Тем самым решалась двуединая задача: обозначить ясные и конкретные ориентиры для деятельности казахстанской дипломатии и, что еще более важно, помочь нашей общественности и зарубежным партнерам лучше понять курс и приоритеты внешней политики Республики Казахстан. Большее понимание ведет к большему доверию; понятный и предсказуемый контрагент часто становится самым близким партнером.
Другой особенностью концепции является ее лаконичный характер. Это сделано для вычленения главных моментов содержания и удобства восприятия информации. Она представляет собой своего рода внешнеполитическую философию Казахстана, рассчитанную на ближайшие семь лет.
До своего окончательного утверждения концепция прошла весь предусмотренный казахстанским законодательством путь разработки и согласования с соответствующими государственными органами. В процессе ее подготовки были учтены рекомендации представителей экспертного сообщества Казахстана, а также мнения и оценки общественности страны по тем или иным аспектам международной жизни. Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить всех тех, кто принял участие в обсуждении и разработке концепции.
Принципы многовекторной и сбалансированной внешней политики, провозглашенные Президентом Республики Казахстан на заре независимости, подтвердили свою состоятельность и стали безальтернативной основой взаимодействия с международным сообществом. Одновременно, с учетом современных реалий в мировой политике, в нынешней редакции документа они усилены необходимостью проведения исключительно прагматичной внешней политики на основе взаимной выгоды и твердого отстаивания национальных интересов. На это нацеливает нас и недавнее Послание Президента Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Такой путь дальнейшего развития, по сути, неизбежен в современных условиях глобализации и связанного с ней обострения международной конкуренции, негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, актуализации общечеловеческих проблем, сокращения невозобновляемых природных ресурсов планеты.
Казахстан является активным участником международного сообщества и, конечно, зависим от процессов, происходящих в нем. Учитывая это обстоятельство, внешняя политика нашей страны не может не быть прагматичной. Как говорится, в политике нет постоянных врагов и постоянных друзей, а есть только постоянные интересы. В современных международных реалиях этот афоризм не утратил своей актуальности.
Среди прописанных в документе целей внешней политики Казахстана можно, наряду с традиционными установками, предполагающими, к примеру, «обеспечение национальной безопасности, обороноспособности, суверенитета и территориальной целостности», найти и новые элементы.
В частности, речь идет о необходимости создания благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии «Казахстан-2050», достижения высокого уровня жизни населения, укрепления единства многонационального общества, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека. Если ранее упор делался преимущественно на защиту интересов государства, то сегодня центр тяжести последовательно смещается на обеспечение потребностей общества как совокупности граждан и каждого казахстанца в отдельности. В рамках этой задачи мы и дальше будем оказывать всемерную поддержку казахской диаспоре и казахскому языку за рубежом.
Казахстану не чужды здоровые амбиции и стремление найти достойное место в остроконкурентной среде мирового сообщества. Поэтому среди новых целевых установок внешней политики можно обнаружить переход страны на «зеленый» путь развития и вхождение в число 30 самых развитых государств мира. Качественная подготовка и проведение международной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане на тему «Энергия будущего», а также внедрение высоких экологических и энергосберегающих стандартов и технологий станут одними из важных элементов достижения этой цели.
Известно, что многие народы добились успеха в развитии благодаря раскрытию потенциала своего национального характера. Поэтому сохранение национально-культурной самобытности казахской и других наций нашей страны и следование собственному пути дальнейшего развития государства являются одними из важнейших ориентиров во внешнеполитической деятельности Казахстана.
Важным нововведением концепции стало выдвижение Центральной Азии в качестве одного из первых стратегических приоритетов внешней политики современного Казахстана. Думаю, что такой посыл исключительно важен с точки зрения коренных, национальных интересов нашей страны. Казахстан расположен в самом сердце Центральной Азии, и его благополучие тесно увязано с отношениями с соседними государствами. Прежде всего это касается обеспечения экономического и политического развития, региональной стабильности и безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.
Залогом успешного развития всех центральноазиатских стран мы считаем их активное участие во внутрирегиональной кооперации и, в будущем, экономической интеграции. Только в этом случае можно начать по-настоящему эффективно решать общие социально-экономические и экологические проблемы региона, укреплять торговые и транспортные связи, повышать благосостояние наших народов.
В основе казахстанской внешней политики, как и прежде, лежит приоритет национальных интересов страны. Именно под этим углом зрения мы оцениваем ход интеграционных процессов на евразийском пространстве и свое участие в них.
Экономическая интеграция является объективной тенденцией и закономерным явлением глобализации в XXI веке. Ни одна страна не может успешно развиваться без интегрированности экономики. А наша экономика требует новых рынков, устранения барьеров для торговли и инвестиций – для этого мы идем на экономическую интеграцию и создание Евразийского экономического союза.
При этом мы неукоснительно соблюдаем такие основополагающие принципы, как незыблемость политического суверенитета, экономическая обоснованность принимаемых решений, поэтапность, прагматизм и взаимная выгода. Мы также выступаем за равное представительство сторон во всех органах интеграции и консенсус на всех уровнях интеграционного взаимодействия.
При этом реализации приоритетов внешнеэкономической деятельности Казахстана в концепции придается особое значение. Здесь мы считаем важным оказание всемерной политико-дипломатической поддержки продвижению казахстанского бизнеса за рубежом и привлечению иностранных инвестиций и ноу-хау в отечественную экономику. Международный опыт свидетельствует о том, что экономическая составляющая в деятельности МИДов и посольств сегодня является одной из главных тенденций в развитии дипломатии. К примеру, большинство обращений иностранных послов, аккредитованных в Казахстане, адресованных в МИД и другие госорганы, так или иначе касается экономического сотрудничества.
Укреплению международного авторитета Казахстана способствует активное участие нашей страны в работе многосторонних структур на региональном и глобальном уровнях. При этом Казахстан участвует только в тех международных организациях, деятельность которых отвечает нашим национальным интересам. Как член ООН, за прошедшие годы Казахстан вышел на заметные роли в этой авторитетной структуре. Целый ряд казахстанских инициатив был поддержан мировым сообществом, что способствовало формированию позитивного международного имиджа страны. Сегодня мы с полным на то основанием претендуем на место непостоянного члена Совета Безопасности ООН в 2017–2018 годах.
Проактивная и ответственная политика в сфере глобальной безопасности принесла Казахстану авторитет флагмана движения за безъядерный мир, разоружение и нераспространение оружия массового уничтожения. Новая концепция предполагает сохранение преемственности в этой важнейшей области внешней политики.
Будучи неотъемлемой частью мирового сообщества, Казахстан продолжит уделять особое внимание вопросам охраны окружающей среды и сохранения глобального климата. Это объясняется нахождением на территории страны таких экологически уязвимых зон, как Аральское море и бывший Семипалатинский ядерный полигон.
С первых лет независимости лидерами среди страновых и региональных приоритетов внешней политики Казахстана являлись Россия, Китай, государства Центральной Азии, США, страны Европы и СНГ. В новой редакции концепции предусматривается расширение традиционного спектра приоритетных направлений.
В частности, планируется укрепить азиатский вектор внешней политики, в том числе посредством реализации отдельной программы, разработка которой ведется в настоящее время. Основными сферами взаимодействия станут инвестиционно-технологическое и торгово-экономическое сотрудничество. Правильность принятия такого решения подтверждается нашим предыдущим опытом. Так, успешная реализация в 2009–2011 годах государственной программы «Путь в Европу» позволила значительно увеличить объемы торговли и инвестиций, активизировать сотрудничество с европейскими странами по всему спектру отношений.
Как близлежащее государство, Казахстан заинтересован в устойчивом и стабильном развитии Афганистана и готов совместно с международными партнерами содействовать социально-экономической реабилитации этой страны.
С учетом исторических и духовных связей, объединяющих нашу страну с государствами Среднего и Ближнего Востока, мы возлагаем надежды на скорейшее наступление долгожданной стабильности в этом регионе. Казахстан неизменно выступает за мирное, исключительно дипломатическое урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы и надеется на продолжение конструктивного диалога Ирана со всеми заинтересованными сторонами для выработки взаимоприемлемых решений.
Возрастающий авторитет и экономические возможности нашей страны создали предпосылки для расширения сотрудничества с государствами Африки, а также Центральной и Латинской Америки. Символичным стало подписание в ноябре 2013 года Главой государства Указа об открытии посольства Казахстана в ЮАР. Эта страна по праву считается «воротами африканского континента». В нынешнем году ожидается открытие посольств РК в Эфиопии и Мексике, а в 2012 году, как известно, начало работу наше посольство в Бразилии.
В соответствии с новой концепцией предполагается дальнейшее прагматическое расширение казахстанского присутствия за рубежом. Наша страна планирует продвигать свои интересы в самых удаленных странах и регионах.
Эту задачу невозможно было решать в начальный период независимости, когда на повестке дня стояли совершенно иные вопросы. Именно сегодня, когда Казахстан состоялся как стабильное и динамично развивающееся государство и поставил перед собой стратегические цели до 2050 года, появились предпосылки для проведения более масштабной и амбициозной внешней политики.
Новая концепция, вобравшая в себя исторический опыт предыдущих лет и поколений, знаменует собой начало следующего этапа развития казахстанской дипломатии. Хочу подчеркнуть, что сегодня Казахстан располагает выверенной системой основополагающих взглядов на свою внешнеполитическую деятельность. Наша задача заключается в ее эффективной и профессиональной реализации.
Ерлан Идрисов,
министр иностранных дел Республики Казахстан