Фото: пресс-служба Мажилиса
Мажилис Парламента РК на пленарном заседании одобрил в первом чтении поправки в Уголовный кодекс Республики Казахстан по вопросам смертной казни, сообщает корреспондент
Kazpravda.kz.
Как напомнил заместитель Генерального прокурора РК Асет Чиндалиев, в 2005 году Казахстаном ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах. Согласно статье 6-й пакта смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который не противоречит Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него.
Кроме того, в 2006 году Казахстан присоединился к Заявлению Европейского Союза об отмене смертной казни и в 2007 году поддержал резолюцию 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о моратории на высшую меру наказания.
«Сфера применения смертной казни сокращалась поэтапно. В первые годы независимости смертная казнь могла быть назначена по 26 особо тяжким преступлениям. При принятии Уголовного кодекса 1997 года ее предусмотрели только по 18 статьям. В действующем Уголовном кодексе 2014 года высшая мера предусмотрена по 17 статьям. Во всех санкциях суд имеет альтернативу в виде пожизненного лишения свободы. Смертную казнь или альтернативу ей суды избирают с учетом тяжести совершенного преступления, личности виновного и его отношения к последствиям своего деяния», - пояснил Асет Чиндалиев.
Также он напомнил, что в декабре 2003 года Президент подписал Указ о введении бессрочного моратория, который действует вплоть до решения вопроса о полной отмене смертной казни.
«Одним из ключевых актов, направленных на отмену смертной казни, является Второй Факультативный протокол, который Казахстан ратифицировал 2 января текущего года. Протокол обязывает принимать все необходимые меры для отмены смертной казни, но допускает её сохранение, если сделана оговорка. Казахстан воспользовался этим исключением и сделал соответствующую оговорку в момент ратификации», - сказал заместитель Генпрокурора.
В соответствии с оговоркой Казахстан оставляет за собой право применения смертной казни в военное время после признания виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время.
«Поэтому разработанный по поручению Президента настоящий законопроект направлен на приведение Уголовного кодекса в соответствии со Вторым Факультативным протоколом и сделанной оговоркой», - уточнил он.
Вносимыми поправками в Уголовный кодекс смертная казнь исключается из 13 статей Уголовного кодекса, и устанавливаются пределы применения данного вида наказания только за особо тяжкие преступления военного характера, совершенные в военное время.
«В соответствии с этим смертную казнь предлагается оставить только в 4 статьях Уголовного кодекса, а именно за наиболее тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, которые связаны с военными действиями и совершаются в военное время», - пояснил Асет Чиндалиев.
К ним по действующему Уголовному кодексу относятся развязывание и ведение агрессивной войны, применение оружия массового поражения, нарушение законов и обычаев войны, выразившееся в убийствах военнопленных и гражданских лиц, а также геноцид, совершенный в военное время.
«Эти статьи выбраны с учетом тяжести последствий и предусматривают ответственность за убийство большого количества людей в военное время. Именно о таких бесчеловечных деяниях говорится в международных актах, которые указывают на допустимые пределы применения смертной казни», - добавил Асет Чиндалиев.
Кроме того, Казахстан является участником двух конвенций о запрещении биологического и химического оружия (1972 и 1993 годов) и договора о запрещении ядерного оружия (2017 года).
«Соответственно, высшую меру предлагается сохранить и за применение оружия массового уничтожения, которое само по себе несет угрозу всему человечеству», - резюмировал он.