Изображение с сайта fioco.ru
15 ноября были опубликованы результаты третьего раунда международного исследования оценки навыков взрослых PIAAC. Для официального обнародования результатов исследования 18 ноября состоялся брифинг с участием вице-министра образования и науки РК Ш.Кариновой, передает
Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
В связи с масштабностью и высокими методологическими стандартами, первый цикл исследования PIAAC проводился в три раунда с участием 39 стран и регионов. Данные каждого раунда собирались в разные годы. Тем не менее результаты всех раундов сопоставимы между собой.
"Как отмечается в международном отчете ОЭСР, третий раунд PIAAC отличается тем, что большинство стран-участниц (четыре из шести) являются странами с уровнем дохода выше среднего. Тогда как в целом большинство стран-участниц PIAAC – это страны с высоким уровнем дохода. Третий раунд тем самым позволяет сравнивать навыки взрослых Казахстана со странами с аналогичным уровнем дохода", – говорится в сообщении.
В свою очередь Казахстан, несмотря на то, что также является страной со средним уровнем дохода, находится посередине между этими двумя группами стран 3-го раунда. Доля взрослых, набравших наивысший уровень читательской, математической грамотности, а также навыков решения проблем ниже, чем в Венгрии и США, но выше, чем в Эквадоре, Мексике и Перу. Кроме того, Казахстан достигает уровня некоторых стран с высоким уровнем дохода, например, по математической и читательской грамотности – Испанию, по читательской – Италию.
Стоит отметить, что PIAAC является наиболее полным международным сопоставительным исследованием по оценке читательских, математических и навыков решения задач в высокотехнологической среде. Данные навыки считаются "ключевыми компетенциями по обработке информации", которые являются важными для любого человека, как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности.
"Развертывание новой экономической политики не может быть осуществлено без человеческих ресурсов, обладающих навыками высокого порядка. То есть конкурентными на международном рынке труда, востребованными, обладающими передовыми знаниями и технологиями. PIAAC наглядно продемонстрировал, какую диспропорцию в квалифицированных кадрах мы сегодня имеем", – заявила вице-министр образования и науки Ш.Каринова в ходе брифинга.
По ее словам, неквалифицированные работники в странах ОЭСР имеют такой же набор навыков, что и в Казахстане – разница статистически
не значима. Однако она удваивается, как только гражданин страны ОЭСР начинает приобретать квалификацию и достигает разницы в 16 раз у квалифицированных работников.
"При этом разрыв между неквалифицированным и квалифицированным персоналом в Казахстане в три раза меньше, чем в странах ОЭСР. Причины могут быть разными. Возможно курсы повышения квалификации, тренинги и другие доступные инструменты неформального образования слабо работают в Казахстане, не давая большого прироста в компетентности. Либо взрослые граждане нашей страны не так мотивированы к наращиванию своих навыков или не имеют возможности", – продолжила она.
Резюмируя свое выступление вице-министр подчеркнула, что в данном контексте необходимо учитывать специфику труда взрослых. Например, как показало недавнее международное исследование ОЭСР преподавания и обучения TALIS, в учительской среде за последний год более 90% прошли какие-либо курсы повышения квалификации.
"В данном контексте видится усиление роли вузов как точек роста и распространения лучших практик и навыков для населения. Необходимо активно прорабатывать вопрос содержания и организации обучающих курсов. Для этого у них есть все необходимое", – добавила вице-министр образования и науки.