Швейцарские часы, паркеры, набор для зимней рыбалки... Эти и другие подарки сдали в госфонд чиновники Карагандинской области.
Закон о противодействии коррупции лишил чиновников «маленькой человеческой радости» – принимать подарки. Они не имеют права взять ни шоколадку, которую оставила на столе благодарная пенсионерка, ни бутылку французского коньяка, что в честь праздника передал знакомый предприниматель. Все это в семидневный срок надлежит сдать в госфонд. Иначе за презент госслужащим грозит штраф в 600 МРП (1,8 млн тенге), поскольку он считается незаконным вознаграждением, а за спиртное – даже тюремный срок!
Здесь все дело в цене. За подарок, который дешевле 2 МРП, то есть 6 126 тенге, предусмотрена дисциплинарная и административная ответственность, а за тот, что подороже, – уголовная. Он считается взяткой.
Об этом знают госслужащие Карагандинской области. А тех, кто не в курсе, время от времени просвещает департамент госимущества и приватизации. Именно он ответственен за прием подарков, которые чиновники сдают в госфонд.
– Большое количество подношений госслужащим поступает до и после Нового года, на 8 марта, в дни рождения, – рассказывает глава Карагандинского департамента госимущества и приватизации Болат Рахимбеков. – Поэтому перед каждым праздником мы направляем письма в госорганы и уведомляем о том, что по законодательству все поступившие подарки необходимо сдать в госфонд. Хочу сказать, что госслужащий имеет право выкупить свой презент по рыночной стоимости. Но в основном от них отказываются, и мы продаем такие вещи с торгов.
За семь лет чиновники Карагандинского региона передали в госфонд 133 подарка. Департамент госимущества ведет их реестр.
В нем значатся книги и картины, вазы и статуэтки, конфеты и чай, канцелярские принадлежности и спиртные напитки. Пожалуй, самый оригинальный подарок – набор для рыбалки на льду – сдал в 2018 году в госфонд тогдашний аким области. Это был небольшой чемоданчик, в котором помещались удочки, мормышки, блесна и прочие снасти. Его оценили в 25 тыс. тенге.
Глава региона выкупать свой подарок не стал, поэтому его продали с торгов за 12 834 тенге. Деньги пошли в республиканский бюджет.
Часто чиновников «благодарят» алкогольными напитками. Это неудивительно, ведь подавляющее большинство руководителей госорганов – мужчины. В списке сданных в госфонд алкопрезентов значатся вина, коньяки и виски. Самый дорогой набор, состоящий из бутылки виски Glenmorangie 0,7 л и вина Kabuki такого же объема, передал в госфонд департамент Комитета по регулированию естественных монополий. Это спиртное оценили без малого в 40 тыс. тенге.
Были еще два статусных подарка, от которых чиновникам пришлось отказаться. Первый – ручка-паркер немецкой фирмы Montblanc. Ее сдал представитель управления культуры, архивов и документации. Канцелярский символ значимости ее обладателя оценили в 48 тыс. тенге и продали через электронный аукцион.
Второй солидный презент – наручные часы швейцарской фирмы Tissot. Их в госфонд передал сотрудник Бюро по противодействию коррупции по Карагандинской области. Странно, но аксессуар класса «люкс» оценили всего в 13 тыс. тенге, а продали за 36 500 тенге. Почему? Ведь на сайте марки Tissot самые скромные мужские часы стоят минимум в пять раз дороже? Не исключено, что статусный аксессуар уже был в употреблении...
Ну, а самым дорогим подарком, попавшим в госфонд, стал сувенир ручной работы. Это была металлическая тарелка-панно с изображением шахтного ствола и надписью «Абай». Ее сдал департамент статистики. Сувенир с горняцким колоритом оценили в 127 тыс. тенге, а продали с торгов за 64 тыс. тенге. Видимо, покупателю приглянулась уникальная вещица.
– Выставляя подарки госслужащих на продажу, мы сначала проводим торги на повышение цены, – объясняет глава департамента госимущества и приватизации. – Если потенциальных покупателей нет, то во второй раз проходит аукцион на понижение цены, но не менее чем на 50%. Проводится несколько туров, в ходе которых стоимость опускается вплоть до 1 тенге. Если товар не продается, мы отправляем его на уничтожение.
Такая участь чаще всего постигает скоропортящиеся подарки, например, сладости. К примеру, на портале gosreestr.kz выставлена на торги коробка шоколадных конфет «Мерси». Ее сдали в госфонд законопослушные сотрудники отдела архитектуры и градостроительства Караганды. Стартовая цена сладкого набора – 7 200 тенге – будет снижаться. Но пока нет желающих ее купить. Да и зачем, если такие конфеты продаются в каждом супермаркете?
Не исключено, что за время торгов истечет срок годности сладкого подарка и его придется утилизировать. В результате пользы не получит никто – ни госбюджет, ни чиновник, который бы мог вместе с коллегами попить чайку и насладиться шоколадным лакомством. Может, стоит разрешить госслужащим принимать скромные подарки по праздникам?
– Я считаю, что ограничение по принятию подарков – правильное, – говорит руководитель Карагандинского департамента госимущества и приватизации. – Госслужащий получает зарплату. Он сам себе может купить коробку конфет или бутылку вина.