Мировые компании-гиганты и собственное производство: какого уровня достигло машиностроение Казахстана за 30 лет

4890
Марина Демченко
За годы независимости в Казахстане сформировался современный машиностроительный комплекс, занимающий ведущее место в структуре обрабатывающей промышленности республики.

Острие индустриализации
Сектор охватывает 37 отраслевых сегментов и обеспечивает экономику республики средствами производства.

Динамика валовой добавленной стоимости казахстанского машиностроения отличалась высокими темпами роста в 2005–2007 годах, за ним последовало резкое двухгодичное падение, а в 2010-м положительный тренд возобновился. Особенный подъем наблюдался в годы индустриализации.

За этот период удалось выйти на освоение новых видов продукции. Были созданы с нуля автопром и железнодорожное машиностроение, значительно обновлены и усилены отрасли сельскохозяйственного, элект­ротехнического, горно-металлургического и нефтегазового машиностроения.

Всего же за годы индустриализации реализовано 128 проектов на 367 млрд тенге, создано около 16 тыс. рабочих мест. Объем производства в отрасли увеличился почти пятикратно: с 376 млрд в 2010-м до 1,8 трлн тенге – в 2020 году.

Вклад отечественных машиностроителей в ВВП вырос в 1,7 раза (с 1,5% – в 2010 году до 2,5% – в 2020-м). За это время вклад отрасли в промышленность вырос в 2,2 раза (с 3 до 7%), а в обрабатывающую промышленность – в 1,4 раза (с 10% до 14% соответственно).

Казахстанские предприятия стали переходить от производства комплектующих и запасных частей к выпуску конечных видов продукции, которых не было ранее. В республику пришли такие компании, как Siemens, General Еlectric, Alstom, Hyundai, Claas и другие. В данное время в стране действует более 3 тыс. машиностроительных предприятий, где трудятся 120 тыс. человек.

Наработав компетенции, отечественные производители начали успешно конкурировать на внешних рынках. Машинострои­тельная продукция Казахстана успешно экс­портируется на рынки таких стран, как Россия, Китай, ОАЭ. Знают ее в странах Центральной Азии и Европы.

В 2020 году республикой экс­портировано продукции машиностроения на 1,3 млрд долларов. В числе востребованных товаров – стрелочные переводы, рельсы, локомотивы и вагоны, легковые автомобили, подшипники, трансформаторы, аккумуляторы, кабели. Их главное преимущество заключается в высокой локализации, которая для отдельных категорий товаров доходит до 80–90%.

Даже во время пандемии машиностроение остается одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности. Объем производства в секторе за 10 месяцев 2021 года вырос на 19,5% и составил свыше 1,7 трлн тенге.

Положительные темпы роста отмечаются во всех ключевых сегментах отрасли: в железнодорожном машиностроении – на 84,3%, сельскохозяйственном – на 74,4%, электротехническом – на 45,8%, автомобилестроении – на 17,4%, горно-металлургическом – на 9,5%, нефтегазовом машиностроении – на 3,4%. Ожидается, что по итогам года объем производства в целом по отрасли впервые превысит 2 трлн тенге.

Не зависеть от импорта
Несомненным преимуществом развития машиностроения выступает мультипликативный эффект: одно рабочее место в отрасли способно стимулировать создание до 7–8 рабочих мест в смежных отраслях (металлургии, химии, легкой промышленности).

В октябре 2014 года в приветственном обращении к участникам форума «Машинострое­ние Казахстана в Программе индуст­риализации 2015–2019 годов» Первый Президент – Елбасы

Нурсултан Назарбаев отметил, что машиностроение должно стать локомотивом индустриального развития Казахстана. Поэтому государством уделяется особо пристальное внимание проб­лемам отрасли и ее поддержки.

На сегодня существует не менее ста инструментов государственной поддержки. Правительство разработало для потенциальных инвесторов прог­раммы льготного кредитования и лизинга, поддержки экспорта продукции, одобрило программу кооперации.

Вместе с тем в отрасли остаются нерешенные проблемы: машиностроители по-прежнему зависимы от импортных поставок комплектующих, доступного финансирования, испытывают недостаток в квалифицированных кадрах.

Важность развития отрасли, ее огромный, но пока еще далеко не полностью используемый потенциал подтверждаются большими объемами импорта продукции машиностроения. По итогам 2020 года объем импорта в Казахстан машин и комплектующих составил 17 млрд долларов, или 45% от общего объема импорта.

Республика стремится снизить зависимость от импорта. Для этого в рамках Дорожной карты по развитию машиностроения на 2019–2024 годы предлагается создать базовые производства. Как отмечают в Союзе машиностроителей Казахстана, для формирования конкурентных цен при экспорте очень важно собственное сырье, между тем машиностроительные предприя­тия вынуждены ежегодно закупать за рубежом до 240 тыс. тонн чугуна и литья для производства машинного оборудования, 467 тыс. тонн поковок и заготовок, легированной и нелегированной стали.

Только рост цен на металлы до 50% влечет за собой увеличение цены на готовую машиностроительную продукцию как минимум на 25%. Поэтому Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил «внедрить прос­тое правило: цена сырьевых товаров для отечественной промышленности должна быть доступной, а объем – дос­таточным».

Таким образом, отрасль ощущает личную поддержку Президента Казахстана. По его поручению разработан проект Закона «О промышленной политике», создан Фонд развития промышленности, решается проблема обеспечения сырьем отечественных производителей.



Помочь обрести уверенность
В Казахстане есть предприя­тия, обладающие опытом в производстве литых и кованых заготовок, а также заинтересованные в его развитии и модернизации. Однако на эти цели у них отсутствуют необходимые средства.

Машиностроение нуждается в опережающем финансировании. Из-за нехватки средств предприя­тия обрабатывающего сектора в среднем загружены лишь наполовину. При этом в рамках нацпроекта «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосос­тояния казахстанцев» на технологическую модернизацию предприятий выделено всего 9 млрд из 264 млрд тенге (3,4%).

Недостаток инвестиций обер­нется тем, что спрос на машины, оборудование, приборы и запчасти будет и впредь удовлетворяться в основном за счет импорта.
Если поставлена задача удвоить или утроить объемы производства, то и объемы инвестиций следует увеличить в разы. Отсюда следует, что предприятия нуждаются в длинных, дешевых деньгах, и получить их поможет созданный в сентябре 2020 года Фонд развития промышленности.

В Союзе машиностроителей Казахстана надеются, что наряду с другими инструментами финансовой поддержки обрабатывающей промышленности работа фонда будет сфокусирована на обеспечении доступного финансирования.

На фоне посткризисного восстановления и новых вызовов в мировой экономике уже сегодня необходимо вырабатывать конкретные решения по поддержке и стимулированию развития казахстанских производителей. Союз машиностроителей Казахстана совместно с Правительством, Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК актуализировали Дорожную карту по развитию машинострое­ния на 2019–2024 годы.

В обновленном документе предусмотрены практические механизмы поддержки машиностроителей: обеспечение исходными материалами заводов, меры экономического и налогового стимулирования.

Другой важной инициативой по развитию местного содержания стало открытие в прошлом году Международного центра развития нефтегазового машиностроения. Создан он в рамках исполнения поручения Главы государства по развитию машиностроительной отрасли.

Не секрет, что именно нефтегазовые компании испытывают особенно высокую потребность в продукции машиностроения. Они зависят не только от поставок машин и оборудования, но и запчастей для ремонта. В итоге в секторе нефтегазового машиностроения на один доллар отечест­венной продукции приходится 6 долларов импорта. Ежегодно Казахстан вынужден закупать нефтегазового оборудования на 3,4 млрд долларов.

Привлекая в страну современные технологии, центр будет способствовать созданию как минимум 10 новых крупных производств по выпуску нефтегазового оборудования.

В Союзе машиностроителей полагают, что все меры, принимаемые совместно с Правительством, позволят вдвое нарастить объемы производства в отрасли в среднесрочной перспективе, привлечь инвестиции на сумму около 840 млрд тенге, снизить зависимость от импорта и увеличить долю экспорта и налогооблагаемой базы.

Популярное

Все
Возврат активов: 7,5 млрд тенге направили на медучреждения в Балхаше
Этап Кубка мира по фристайл-акробатике в Китае: результаты казахстанцев
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Руками к надежде
Новую электроподстанцию запустили в Астане
В Павлодарской области нотариусы окажут содействие в борьбе с преступностью
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Самый большой каток в Казахстане примет туристов
Исполнение поручений Президента: итоги развития отрасли энергетики за 2025 год
Допинг-скандал с участием Алимханулы: в КФПБ сделали заявление
Город, который благоухает лавандой
Казахстан в орбите доверия мировых лидеров
Узбекский экономист сравнил промышленное производство Казахстана и Узбекистана
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Получи и путешествуй
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду

Читайте также

Казахстан рассчитывает на привлечение передовых японских те…
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску…
Китай запустил режим независимых таможенных операций на Хай…
Бектенов поручил проработать перечень новых промышленных пр…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]