Фото: Kazpravda.kz/Талгат Аханов
О том, как выявляются фиктивные сделки, совершаемые ради уклонения от уплаты налогов, рассказали в Комитете государственных доходов МФ РК, ередает
Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
"Приоритетным направлением деятельности налоговых органов является обеспечение полноты уплаты налогов. Главой государства поручено обеспечить снижение теневой экономики. Одной из составляющих теневого оборота является совершение сделок с фирмами-однодневками для ухода от уплаты налогов.
В этом направлении налоговыми органами проводится планомерная работа по пресечению оформления фиктивных счетов-фактур. Учитывая активное развитие цифровых технологий, используются различные источники информации", – говорится в сообщении.
Отмечается, что совокупность интеллектуального анализа информации с применением Системы управления рисками позволяет налоговым органам с высокой долей вероятности выявлять фирмы-однодневки.
"Перед подачей искового заявления в суд изучаются все обстоятельства заключения сделок, анализируются условия совершения перевозки товаров, наличие трудовых ресурсов и специализированной техники для выполнения работ и услуг, в том числе у субподрядных организаций. Устанавливаются факты, когда на бумаге выполняются строительные работы, но при этом "подрядчик" не имеет ни рабочих, ни спецтехники для строительных работ", – продолжили в ведомстве.
По данным КГД, дистанционное выявление таких фактов стало возможным после внедрения ЭСФ. Дополнительно анализируются сведения банков о выдаче наличных денег и переводах за границу, проверяется наличие складов, лицензий, поступление материалов, зарегистрированная техника и прочее.
"Таким образом, доказательства фиктивности сделок основаны не только на данных ЭСФ, хозяйственные операции анализируются в совокупности всех обстоятельств. В результате, если в 2018 году судебными органами удовлетворено 571 исковое заявление, то в 2019 году (в связи с переходом всех плательщиков НДС на обязательную выписку ЭСФ) этот показатель вырос почти в 4 раза и составил 1999 исков.
К примеру, выявляются случаи, когда осуществляется продажа стройматериалов, тогда как поставщик приобретал товары народного потребления (одежда, хозяйственные товары и т.д.). Такие несоответствия явно указывают на риск совершения мнимых сделок", – подчеркивают в КГД.
Отмечается, что судебные органы после изучения и оценки всех представленных доказательств, как правило, признают требования налоговых органов обоснованными и выносят соответствующие решения. Это позволило взыскать в государственный бюджет за 2019-2020 годы налогов на сумму 7 228 млн тенге.
"Кроме того, применение Системы управления рисками помогло выявить в 2019-2020 годах 526 компаний, директоры которых оказались не причастными к их созданию, после подачи исков государственная регистрация судами отменена", – сообщили в КГД.
Таким образом, суды подтвердили обоснованность подозрений налоговых органов в отношении данных налогоплательщиков. Это означает, что данные компании созданы для оформления фиктивных документов покупателям, которые использовали их для занижения налогов.
Согласно Налоговому кодексу, фиктивные счета-фактуры не подлежат отнесению на расходы, т.е. покупатели обязаны устранить допущенные нарушения и исчислить налоги, поэтому повторное начисление налогов не производится.
При проведении налоговых проверок проводится детальный анализ хозяйственных операций на предмет их совершения. Если руководители компаний признают мнимость совершенных сделок, обороты по реализации не подтверждаются. Так, в 2020 году по итогам налоговых проверок установлено 59 компаний, которые не осуществляли деятельность, но выписывали платежные документы.
"Учитывая изложенное, налогоплательщикам следует проявлять осмотрительность при выборе контрагентов", – дополнили в КГД.