Как теперь получить водительские права в Казахстане

1802
Асет Сыздыков

Ужесточены правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения

Фото: Kazpravda.kz

Но снизит ли это коррупцию и количество ДТП на дорогах? Вопрос остается открытым.

Как сообщили в Антикоррупционной службе, поводом для изменения правил послужили многочисленные факты незаконной выдачи водительских удос­товерений. Антикор совместно с Министерством внутренних дел провел мониторинг и выя­вил, что в спецЦОНах страны действовали посредники, которые за определенную плату без фактической сдачи экзаменов выдавали гражданам права.

Среди факторов, способствующих появлению незаконных посреднических услуг, названы незащищенность информационных систем в спецЦОНах, недостаточная цифровизация процессов, правовые пробелы приема экзаменов и формальное обучение в автошколах.

По результатам проверок Антикор направил 22 предложения в адрес уполномоченных госорганов, и большинство рекомендаций уже выполнено. В свою очередь МВД закрыло дос­туп к изменению базы данных автотранспортных средств во всех своих территориальных подразделениях. Также в спецЦОНах и правоохранительном ведомстве в пилотном режиме запущены новые информсистемы. В них исключены возможности для любых корректировок, предусмотрены механизмы автоматической цифровой сверки данных автомобилей, оплаты обязательных платежей и сборов, штрафов.

Ужесточен и регламент пересдачи экзаменов. Раньше кандидаты, которые отучились в автошколе, могли в течение двух лет сдавать экзамены в спецЦОНе неограниченное количество раз. Теперь такого «безлимита» нет: после первой и второй неудачных попыток третья возможна только через месяц.

При этом после третьей неудачной попытки практического экзамена аннулируются результаты теоретического теста.

Те же правила действуют и в отношении тех, кто учился самостоятельно. Единственное, их после трех отрицательных попыток сдать экзамен отправляют в автошколы. Пока не получат свидетельство об окончании курса, обучающиеся в спецЦОН не допускаются. Раньше самоучки после трех провалов могли пересдать экзамены через шесть месяцев без прохождения водительских курсов.

Есть и еще одно важное нововведение – в процедуру выдачи водительских удостоверений внедрили обязательную биометрию экзаменуемых. Раньше человек не подтверждал свою личность и мог пересдать экзамен на следующий день, сейчас же такое возможно только через шесть месяцев. Экзаменаторы будут вести видеофиксацию всего процесса тестирования, а данные с систем видеонаблюдения станут передаваться в ситуационный центр и общий зал ожидания спецЦОНа.

Антикоррупционная служба и МВД признали, что обучение в автошколах страны по большей части было формальным. Автор этих строк сам столкнулся с любопытной схемой в одной из крупных столичных автошкол с сетью из 10 филиалов.

Дело было в конце мая этого года, когда я записался на ускоренные курсы, рассчитанные на две недели. Каждый будний день посещал занятия, изучил все нюансы вождения и ПДД. Через две недели нужно было сдать теорию на компьютере и пройти три практических вождения.

Здесь и началось самое интересное. Автошкола дает две бесплатные попытки на сдачу тестов на компьютере. На 40 воп­росов выделяется 40 минут. Чтобы пройти тест, нужно ответить правильно на 35 из 40. Но я, как и многие курсанты в группе, с первой попытки набрал недостаточно баллов. А если не пройдешь и второй раз, то следующие попытки – платные, за каждую – 20 тыс. тенге.

Мы поинтересовались: «Это нужно каждый раз платить?» Менеджер автошколы успокаи­вающе сказала: «Нет, оплатите один раз, и вам выдадут свидетельство об окончании курсов». И на практический курс ты не перейдешь, пока не сдашь тест. То есть автошкола любого граж­данина, который не сдал экзамен, но хочет получить свидетельство, понуждает платить.

Я от такого предложения отказался. Спросил, на каком законодательном основании автошкола ставит такие условия: «прайс» в 20 тыс. тенге, почему только две бесплатные попытки, но мне ответили, что это правило автошколы. То есть сами так установили и выдают направо и налево за деньги документ.

При этом автошкола никак не контролирует учебный процесс. Только в моей группе было около 15 человек, половина из которых не ходила на занятия, но свидетельства, как я понял, получила. Были и те, кто и вовсе не сдавал тесты, а сразу решил вопрос с менеджером. Как выразилась сотрудница, они лишь «помогают» своим курсантам. А то, что потом такие горе-водители выезжают на дороги и пополняют статистику ДТП, учебное заведение не заботит.

Почему такие учебные заведения пользуются спросом, ведь можно и самому подготовиться, есть объяснение. Если курсант без свидетельства об окончании курсов пошел сдавать тест в спецЦОН, то ему даются три попытки, провалив которые заново можно прийти только через шесть месяцев. А с «корочкой» автошколы можно сдавать тесты неограниченное количество раз в течение двух лет.

Кроме того, в Интернете есть немало рекламы так называемых «помогаек», которые обещают посодействовать в получении водительских прав. Утром заплатил – вечером получил права.

Понятно, что чудодейственного способа нет, без «помощи» сотрудников спецЦОНа не обходится. Процесс был настолько хорошо налажен, что этим заинтересовался Антикор. Уже разработан и направлен в Парламент законопроект, где работников спецЦОНов предложено отнести к субъектам коррупционных правонарушений. Однако, как признала Антикоррупционная служба, там все еще не искоренены посреднические услуги.

«Просим не обращаться к незаконным услугам «помогаек». А если вы столкнулись с подобными фактами, то незамедлительно сообщайте в Антикор по короткому номеру 1424», – предупредили в ведомстве.

Станет ли ужесточение сдачи правил экзаменов панацеей от коррупции? В нашей стране подобных изменений правил было немало. Но это не повлияло на качество вождения, водители продолжают нарушать правила дорожного движения.

Депутат Мажилиса Олжас Куспеков профессионально интересуется этой темой: когда-то работал преподавателем по специальности «Техобслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта». В своем депутатском запросе на имя премьер-министра он поднял вопрос о коррупции в сфере выдачи водительских удостоверений.

Мажилисмен привел статистику: ежегодно в Казахстане регистрируется 10–15 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибает около 2 тыс. человек. Выходит, каждый год республика теряет среднюю численность населения одного села. За 30 лет число погибших в автомобильных авариях в четыре раза превысило численность советских солдат, погибших в Афганской войне. Объем экономических потерь в результате ДТП составляет 3% от годового ВВП страны.

Один из главных факторов, который приводит к трагедиям на дороге, – возможность получить водительское удостоверение без сдачи экзамена.

«В среднем ежегодно сдают экзамен 424 тысячи человек, если 10% из них – 42 тысячи человек – купят права, то теневой оборот выручки от продажи составит 8 миллиардов тенге», – привел данные Олжас Куспеков.

По его словам, госкорпорация «Правительство для граждан» незаконно передает в ведение третьих лиц услуги по приему экзаменов на получение водительских удостоверений, а предъявляемые к подрядным компаниям требования в отношении информационной безопас­ности не соблюдаются.

Олжас Куспеков предложил вывести данный вид госуслуги из компетенции «Правительства для граждан» и передать его в конкурентную среду. Также он рекомендовал создать совещательный орган с участием представителей министерств внутренних дел, цифрового развития, государственной службы и Агентства по противодействию коррупции, провести анализ коррупционных рисков и внедрить механизм их предотвращения в будущем.

«А что мы видим сейчас? МВД своим изменением просто покрасило забор, который гниет изнутри. Это никак не уменьшает количество ДТП», – резюмировал Олжас Куспеков.

Популярное

Все
«ҰЛЫ ДАЛА ЖОРЫҒЫ-2024»: Итоги первого дня
Абиба Абужакынова взяла «бронзу» на чемпионате мира по дзюдо в ОАЭ
Ерулан Жамаубаев назначен советником президента
Президент Ирана Раиси погиб при крушении вертолета - СМИ
Аида Балаева предложила основать литературную премию имени Фраги
МВД обратилось к выпускникам и их родителям
Как фермерам будут возмещать убытки после паводков
Казахстан согласовал дополнительную квоту обмена бланками с Латвией, Литвой и Эстонией
Глава МИД Китая прибыл в Астану
Сумма выплаченных пособий по безработице в РК ежемесячно растет
Пропавших в России лошадей нашли спустя месяцы в Актюбинской области
Астанчанка оформила на доверчивую соседку шесть кредитов
Алматинцы ощутили землетрясение
Президентские выборы пройдут в Иране в течение 50 дней
Бывший замакима Шымкента осужден за покушение на дачу взятки
Токаев: Турция входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Казахстана
Глава государства выразил соболезнования в связи с кончиной президента Ирана
В Казахстане из-за паводков отменили международный ІТ-форум
Ерлан Кошанов встретился с главой турецкого парламента
Кратковременные дожди с грозами обещают синоптики 21-23 мая
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Мужчина с почкой свиньи умер в США
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
Главы МИД стран ШОС встретятся в Астане в конце мая
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
В суде определили вопросы для присяжных по делу Бишимбаева
Казахстанские гимнастки завоевали медали на турнире в Португалии
Ни проехать, ни пройти
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Сенатор поддержала законодательный запрет на вейпы в Казахстане

Читайте также

План по борьбе с лудоманией на 80 млн тенге разработало Мин…
Наказывать жестче артистов за мат и нетрезвость на сцене бу…
В нацпарке «Бурабай» начали очистку скал от вандальных надп…
Губернатор Санкт-Петербурга наградил казахстанца Ерхана Аха…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]