Естай создал свой, глубоко органичный индивидуальный стиль, а вершиной его творчества стала знаменитая песня «Қорлан»

4625
Саида Елеманова, доктор искусствоведения

Во времена СССР считалось, что существует одно-единственное профессиональное, то есть подлинное, настоящее музыкальное искусство – европейская и русская композиторская музыка XVIII–XX века. А все остальное – фольклор, народную музыку принято было относить к так называемой «традиции». Такое утверждение можно объяснить лишь ограниченностью, которая диктовалась европоцентризмом…

фото из архива

Более тридцати лет назад я защитила в консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде кандидатскую диссертацию «Профессионализм устной традиции в песенной культуре казахов». В то время для советской науки (особенно в Казах­стане) это была новая и довольно необычная тема. Мне предстояло доказывать не только во время защиты, но и в каждодневной работе в Алматинской (позже – Казахской национальной) консерватории им. Курмангазы, что казахская устная музыкальная культура представляет собой важное, серьезное, классическое музыкальное искусство, которое может конкурировать с европейским по своей глубине и значимости, по своему художественному уровню.

Аргументом в доказательствах наличия профессионализма не могло быть просто голословное утверждение – «Это замечательное, великолепное искусство, я его люблю!» Начинать изучение профессионализма устной традиции в казахской музыке надо было со своей культуры, национального языка, разных региональных традиций.

Как оказалось, именно это было целиной в казахстанской музыкальной науке. На русском языке информации было крайне мало. На пластинках с записями кюев и песен, как правило, никогда не писали никаких пояснений, комментариев. Конечно, были музыкально-этнографические сборники Александра Затаевича и Бориса Ерзаковича, книги Ахмета Жубанова. Правда, узнать музыкальную традицию нацио­нальной культуры «в лицо», на слух – по книгам и нотам почти невозможно. Ее знали только местные люди, знатоки и эксперты своей традиции. Других регио­нальных традиций эти знатоки обычно не знают.

Изучение казахской устной профессиональной или народно-профессиональной песни начиналось с исследования того, как жила традиция в обществе, как относились люди к своим музыкантам и певцам, к салам, серэ, акынам, исполнителям эпоса.
И, конечно, с того, каким было их материальное положение, – это первый и главный признак профессионализма. Ведь профессио­нал может получать материальное вознаграждение только в том случае, если он владеет вторым признаком профессионализма – мастерством, которое приобретается во время такой деятельности при условии обладания талантом и музыкальными, артистическими способностями.

Существовали четкие признаки собственно музыкального, исполнительского профессионализма – умение владеть домброй, своим голосом, запоминать и передавать тонкие детали интонационного, мелодического, ритмического выражения, а главное – воспринимать и точно передавать композицию, строение песни. Все это обычные люди не могли делать, поэтому варианты высокопрофессиональных песен могли быть точно переданы только профессиональными исполнителями. В этом можно еще раз убедиться, если посмотреть на нотные записи Кайрата Айтбаева в книге «Бір мысқал», которая была издана перед юбилеем классика казахской музыки Естая в 2018 году.

Нотировки песен Естая были сделаны народным артистом РК Кайратом Байбосыновым. Записи этих же песен, сделанные Борисом Ерзаковичем от самого Естая, с ними совпадают. Песни Естая были записаны в свое время Александром Затаевичем в его сборнике «1 000 песен казахского народа», Оренбург, 1925 год. В том сборнике их я насчитала 19. Они были сделаны от любителей музыки, к коим относился и Каныш Сатпаев, Каип Айнабеков. Эти варианты и не могли совпадать с оригиналами Естая, так как для их передачи снова требовался профессионализм – то есть комплекс умений, знаний и таланта.

Естай родился 155 лет назад в регионе, где уже давно к этому времени установились традиции профессионализма в песенной культуре. Творчество классиков аркинской традиции Биржан-сала и Ахана-серэ, Жаяу Мусы, пес­ни Буркитбая и Агаш-аяка – это богатая, насыщенная, экспрессивная социальная и звуковая реальность, в которой отчетливо прозвучал голос Естая, сформировалось, выделилось и засверкало его филигранное искусство.

Всем известно, что Естай учился у Биржан-сала, сопровождал в поездках Ақан сері. Весьма ощутимо также воздействие творчества Жаяу Мусы, который прославился не только бунтарской песней «Ақ сиса», но и яркими, классически совершенными и гармоничными «Хаулау», «Қоқаршын», «Гаухар-қыз», «Сурша-қыз».

Естай не стал вторичным, не стал дублировать достижения предшественников – великих певцов Арки. Он создал свой, глубоко органичный индивидуальный стиль, который напитан музыкальными соками народного и профессионального творчества Северного Казахстана, в котором не последнюю роль играет звучание его глубоких, бархатных, баритональных голосов (как у Кали Байжанова, Шакена Айманова, Ербола Айтбаева, например). Естай – автор таких замечательных, ярко самобытных песен, как «Сандуғаш», «Ақжалмаш», «Жай қоңыр», «Бір мысқал» и, конечно же, «Юран-ай».

Вершина творчества Естая – его знаменитая песня «Қорлан». Говорят, что он сочинил ее в 20 лет. Если принять во внимание, что форма этой великолепной, масштабной песни представляет собой абсолютно новый музыкальный феномен в казахской культуре, новый уровень музыкального мышления, это значит, что Естай как композитор сложился чрезвычайно рано. Но возможно и то, что, когда Естай спел эту песню доктору искусствоведения Борису Ерзаковичу, это был все же результат его продолжительной работы над песней – ведь в течение многих лет он сочинял песни, где появлялись и отрабатывались интонационные и композиционные идеи, которые в «Қорлан» были объединены в сквозной, динамичной композиции.

Как показывает изучение вариантов песен, в исполнении профессионалов сохраняется не только конкретный интонационный облик, но и ее композиционные особенности, то есть то, как строится песня, из каких частей она состоит. Именно композицион­ные особенности делают песню народно-профессиональной, в отличие от народных песен, которые всегда используют одну и ту же, достаточно простую форму. Сложное строение профессиональной песни осознается как одно из самых сильных средств музыкальной выразительности песенного искусства. Сохранение и точная передача исполнителем этого «проекта» позволяет в большей или меньшей мере приблизиться к воплощению авторского замысла.

Что же происходит в «Қорлан», чем так интересна форма этой песни? Почему мы говорим о ее новизне?

Прежде чем перейти к самой песне, хочу напомнить, что вся казахская устно-профессиональная песенная классика (за редчайшими исключениями) отталкивается от формы и норм музыкального оформления народной песни қара өлең – массовой лирической бытовой песни, всем доступной и широко распространенной. Народно-профессиональная песня также использует мелодические и ритмические средства, выработанные в народном песнетворчестве. Но постепенно развиваясь, благодаря профессиональному характеру деятельности певцов, традиционная песня все дальше отходит от «матери-прародительницы» – қара өлең. У нее появляется своя история, своя судьба. И, наверное, поэтому, спустя более чем сто лет, в устной истории казахской музыки сохраняются ее шедевры.

И еще одно сравнение устно-профессиональной песни с қара өлең. Простая народная песня қара өлең, как правило, связана не только с общением людей между собой (песней могут быть выражены самые разные информативные ситуации). Ее основная тема – чувства людей: дружба, иногда намеки на нежные любовные переживания.

В народно-профессиональной песне тема любви особенная. Она главенствует здесь как истинная госпожа, о любви здесь поют во весь голос. Восторг, восхищение красотой любимой, почти гимническое прославление любви, чувственная страсть и умиление – весь диапазон эмоций, все их богатство безраздельно царят в этом прекрасном мире песни.

В «Қорлан» Естая тема любви – огромной, бесконечной, глубокой – выражена особыми средствами. Естай не пользуется здесь такими распространенными интонациями, которыми поют о любви в песнях «Гаухартас», «Қарғам-ау», «Наз қоңыр», «Ғайни», «Қарқаралы». Здесь они как нельзя лучше выражают светлую, нежную, возвышенную и вдохновенную любовь.

Начало песни построено на плачевых интонациях жоқтау, они скупые, сдержанные, повествовательные. Музыка уже одной первой строки песни содержит в себе основную мысль – повествование об утрате любимой, печальное и мудрое осознание потери.

Первый припев песни снова построен на тех же звуках, что и запев, но теперь характер музыки другой – он стал более решительным и настойчивым. Благодаря незначительному изменению ритмики и акцентов, поменялось, чуть-чуть светлее стало настрое­ние. Как будто зарядившись силой и энергией от повторения этого хода, мелодия поднимается выше к кульминации на верхней тонике. И снова сникает в печали, точно повторяя последнюю строку, кадансовую формулу куплета.

Начинается второй куплет пес­ни, но он звучит не полностью – нет первых двух строк. Второй припев песни начинается так же, как первый, но разворачивается совсем в другом направлении. Чувство Естая как бы обретает крылья. В нем – кульминация пес­ни. С этого момента мы слышим целое кульминационное «плато» песни на патетические слова Естая: «Ни во внутреннем, ни во внешнем Китае, ни в Египте, нигде я не найду подобной Қорлан!»

Кажется, что окончание песни тянется беспредельно долго. Это мелодическая волна, которая несет с собой постепенно успокаивающееся волнение, истаивающие эмоции, понимание и принятие неизбежного.

Форма этого потрясающего произведения Естая, продолжая оставаться в своей основе песенной, пронизана как драматизмом, так и неотвратимой логикой мелодического становления. По сути, Естай в этом произведении вплотную подходит к выходу за пределы простой куплетной формы. Он строит непрерывную музыкальную форму сквозного строения, в которой высокие любовные чувства переплавлены в интонации. Это непрерывный поток интонационно-ладового «прорастания» и превращает повествование Естая в величайшую поэму о любви.

Сила музыки в том, что она может обобщать мысли и эмоции человека, в восприятии же музыкальные звуки, наделенные талантом или гениальностью автора этими чувствами, разворачивают свое бесконечно волнующее и трепетное содержание.

Популярное

Все
Человека нельзя победить
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру
Талантливый казахстанский лучник готовится к своей первой Олимпиаде
Знаменитый австралийский игрок Ллейтон Хьюитт оценил развитие тенниса в нашей стране
Получит ли порода қазақы тазы международное признание?
Столичный дворник радует горожан, украшая городские дворы различными скульптурами
У воспитанников детской хоровой студии театра «Астана Опера» день расписан буквально по минутам
Уже почти 30 лет при музее имени семьи Невзоровых действует детская художественная студия
Каждой иголочкой радует нас
Центральная Азия и Италия нацелены на расширение взаимодействия
Проблемы государственных финансов обсудили в КИСИ
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Астана и Париж «сверили часы»
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
Президент Казахстана скорбит в связи с кончиной академика Шарманова
Qarmet купил завод по утилизации автохлама
Умер легендарный академик Торегельды Шарманов
Самую большую городскую мечеть открыли в Шымкенте
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

У воспитанников детской хоровой студии театра «Астана Опера…
Мисс Казахстана стала амбассадором театра
В Колумбии приняли закон об отмене боев быков с 2027 года
Музей Карлага организовал театрализованную экскурсию, показ…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]