Большие перспективы Среднего коридора

4848
Асель Муканова

Перспективным и стратегически важным для Казахстана коридором, способствующим более полной реализации транзитных и экспортных возможностей, выступает Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).

коллаж из архива «КП»

В сентябрьском Послании народу Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важную роль Транскаспийского маршрута в укреплении транзитного потенциала нашей страны. В среднесрочной перспективе объемы перевозок по нему могут быть увеличены в пять раз, считает Глава государства.

На открытии третьего форума международного сотрудничества «Один пояс – один путь» в Пекине в октябре Глава государства также заявил, что ТМТМ может стать «континентальным мостом «Пояса и Пути»», вдвое сократив сроки грузоперевозок и существенно снизив транспортные издержки.

– Между Казахстаном и Китаем подписано два межправительственных соглашения по развитию Транскаспийского маршрута. Уверен, в скором времени они принесут ощутимые результаты. Для более эффективной координации наших усилий предлагаю создать Партнерскую сеть крупных стратегических портов, логистических центров и почтовых хабов. Мы также заинтересованы в налаживании совместного производства транспортных судов и контейнеров. Казахстан готов стать надежным воздушным мостом и удобной гаванью для ведущих авиакомпаний мира, обеспечивая устойчивый трафик пассажиров и грузов, – сказал тогда Президент.

Транскаспийский международный транспортный маршрут связывает страны Западной Европы и Восточной Азии и пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, государства Европы. По нему осущест­вляются контейнерные перевозки с использованием железнодорожного и морского транспорта.

– В текущем году исполнилось 10 лет с момента подписания соглашения об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута, также имеющего наз­вание Средний коридор (Middle corridor). Железнодорожные администрации Азербайджана, Грузии и Казахстана начали применять эффективные комплексные тарифные ставки, новую технологию взаимодействия, организовали пилотный запуск контейнерных поездов. И сегодня можно с полной ответственностью заявить, что ТМТМ состоялся, его признали. Интерес к нему на Евразийском континенте, да и во всем мире, только растет. Доказательством служит расширение Среднего коридора с трех стран до одиннадцати. С еще рядом государств, транспортно-логис­тические компании которых хотят вступить в наш коридор, мы ведем переговоры, – рассказал генеральный секретарь Меж­дународной ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов.

Международная ассоциация функционирует с 2017 года. Она объединяет железнодорожные, морские администрации и логистических операторов таких стран, как Казахстан, Китай, Азербайджан, Грузия, Турция, Украина, Румыния, Болгария, Сингапур, Литва и Польша. Инициатором открытия Транскас­пийского коридора выступила наша страна, потому и штаб-квартира структуры расположена в Астане. Сегодня Австрия, Германия, Латвия, Эстония, Венгрия выразили заинтересованность во вступлении в ТМТМ.

Средний коридор действительно стал необходимым для устойчивого построения транс­портно-логистических цепочек в регионе. Изначально Казах­станом маршрут рассматривался альтернативой для перевозки транзитных грузов из Китая, Центральной Азии через Каспийское море, Кавказский регион в Турцию и страны ЕС и показывал кратный ежегодный рост объемов. Но в свете меняющейся геополитической ситуации нагрузка на него значительно возросла.

– Наблюдается активное изменение всей устоявшейся логистической структуры. Традиционные маршруты теряют актуальность, – отмечает Гайдар Абдикеримов. – И в данном контексте перспективы Среднего коридора выглядят весьма обнадеживающими, интерес к нему растет, и мы работаем над расширением возможностей. В ближайшие годы совместными усилиями мы выйдем на новый качественный уровень оказания сервиса.

Растут объемы, сокращаются сроки

Казахстанской стороной охватывается большая часть сухопутного участка Среднего коридора и обеспечивается регулярная работа Каспийских портов.

Основными заинтересованными грузообразующими регионами и провинциями Китая для отправления контейнерных поез­дов по ТМТМ являются Шаньси, Чжецзянь, Шаньдун (Циндао), Синьцзян-Уйгурский автономный район (Урумчи), Цзяньсу.

В 2022 году объем грузоперевозок по ТМТМ увеличился в 2,5 раза и достиг 1,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанских грузов возрос в 6,5 раза в сравнении с 2021-м и составил 891 тыс. тонн. Сегодня на этот маршрут ориентируется значительная часть грузопотока казахстанского экспорта – продукты неф­техимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, зерновые и другие грузы.

За 10 месяцев 2023 года объем грузоперевозок по маршруту вырос уже на 97,7% (в сравнении с аналогичным периодом 2022-го) и составил 2,3 млн тонн, при этом экспорт из Казахстана составил 1,8 млн тонн (рост в 2,8 раза).

– Такому значительному росту способствовала не только переориентация грузопотоков на маршрут, но и принятые меры по сокращению сроков доставки, формированию твердого графика отправок. Благодаря работе по упрощению транспортных процессов сроки доставки на ТМТМ сокращены с 53 до 18–23 дней. Для обеспечения конкурентоспособности маршрута в дальнейшем их планируется сократить до 10–15 дней. Это существенно ниже сроков доставки морским путем, которые занимают 35–45 дней, – пояснил исполняющий обязанности генерального директора АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов.

Для повышения привлекательности маршрута и увеличения скорости доставки грузов на ТМТМ запущен контейнерный шаттл-поезд по фиксированному расписанию по маршруту Алтынколь – Поти⁄Батуми. Шаттл-сервис предос‑тавляет уникальный комплекс преимуществ, включая строгое расписание с отправлением со станции Алтынколь три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу в семь утра по времени Астаны.

На станции Алтынколь осуществляется эффективная перегрузка контейнеров в течение 12 часов, а проход контейнеров на участке Алтынколь – Актау-Порт соблюдается по графику в течение 90 часов.

– Приоритетный судозаход для фидерных судов шаттл-сервиса обеспечивает перевалку контейнеров на судно всего за 24 часа. Также предоставляются стабильные тарифные условия, а ежесуточный контроль осуществляется через единый виртуальный диспетчерский центр, – рассказывает Дамир Кожахметов.

В августе этого года был расширен сервис по Черному морю. Запущены регулярные фидерные сообщения по маршруту Поти⁄Батуми – Констанца⁄Бургас, а также разработана нитка графика совместно с европейскими партнерами до Будапешта, Праги, Вены и Неаполя.

Развитие мировой торговли выступает определяющим фактором спроса на контейнерные перевозки. Согласно данным Международного валютного фонда, в 2024 году рост глобальной экономики прогнозируется на уровне 3%.

Реагируя на глобальные тренды, KTZ Express сосредоточивает усилия на развитии действующих и перспективных транзитных коридоров и укреплении международного сотрудничества.

Развитие пограничных пунк­тов, магистральных железнодорожных сетей, в том числе строительство путей, модернизация узловых станций, капитальный ремонт железных дорог и совершенствование тарифной политики придадут дополнительный импульс увеличению объема перевозок.

Ожидается, что реализация всех этих задач позволит к 2029 году довести транзитные перевозки через Казахстан до 35 млн тонн, в том числе контейнерный транзит – до 2 млн ДФЭ. При этом прогнозируемый годовой объем по маршруту КНР – ЕС – КНР к 2032 году составит более 500 тыс. ДФЭ.

Продолжается цифровизация: автоматизировано формирование и согласование планов по контейнерным перевозкам, что позволило улучшить этот бизнес-процесс в направлении КНР – ЕС – КНР. На веб-портале KTZ Express внедрен «калькулятор СО2», который позволяет вести замеры выбросов углекислого газа на транзитном маршруте.

Стала доступна онлайн-реализация таможенно-брокерских услуг. Реализация этих проектов позволит значительно увеличить транзитный грузопоток Казахстана и привлечь крупных мировых игроков транспортно-логистического сектора.

Для устойчивости перевозок

С каждым годом увеличивается и уровень взаимопонимания, сложившийся среди участников проекта.

25 ноября 2022 года в Актау между Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией была подписана Дорожная карта по синхронному устранению «узких» мест и развитию Среднего коридора до 2027 года. Обозначенные меры позволят увеличить пропускную способность коридора до 10 млн тонн в год.

17 октября 2023 года Казахстан и Китай подписали два межправительственных соглашения по ТМТМ, одно из которых предусматривает создание специальной группы между двумя странами, а второе – строительство железной дороги от Аягоза до Тачэна и третьего пропускного железнодорожного пункта между РК и КНР, с вводом которого ожидается почти двукратный рост объема перевозок.

Еще одним значительным шагом к развитию ТМТМ послужит подписанный в этом году железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии Договор о создании совместного предприятия для развития логистических связей ТМТМ. Тогда же, 26 октября, в рамках форума Tbilisi Silk Road Forum был подписан протокол по внесению дополнительных мероприятий в «дорожную карту» между Казахстаном и Грузией.

Созданное совместное предприятие позволит предоставлять услуги по принципу «одного окна», гарантировать сроки и стоимость доставки, проводить согласованную политику по развитию мультимодального сервиса в целях увеличения грузопотока по направлению Китай – Европа⁄Турция – Китай.

В рамках «дорожной карты» проводится работа по модернизации железнодорожной, портовой инфраструктуры и наращиванию подвижного состава и торгового флота. В конце 2022 года начато строительство вторых путей железнодорожного участка Дос­тык – Мойынты, что позволит увеличить пропускную способность в пять раз и повысить скорость контейнерных поездов до 1 500 км в сутки.

В следующем году планируется начать строительство обводной железнодорожной линии «Алматы». Реализация проекта позволит разгрузить Алматинский узел на 40% и сократить время доставки грузов до 24 часов.

Планируется строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал между Казахстаном и Узбекистаном стои­мостью 250 млрд тенге. Это разгрузит станцию Сарыагаш, соединит Мактааральский район с магистральной железнодорожной сетью, а также расширит транзитный потенциал и выход на Иран, Персидский залив и Индию.

Также в рамках развития перевозок в Транскаспийском нап­равлении принимаются меры по наращиванию грузоперевозок через морские порты Актау и Курык. Их пропускная способность – порядка 21 млн тонн в год. Запланирована реализация ряда крупных проектов (сухой порт на переходе «Бахты», логис­тический центр в Сиане (КНР), терминал в грузинском порту Поти).

В целях развития контейнерных перевозок открыты регулярные фидерные линии между портом Актау, азербайджанским портом Баку и иранским портом Каспиан. В порту Актау будет построен Контейнерный хаб, что позволит увеличить объем перевозок до 300 тыс. ДФЭ в год дополнительно.

В порту Курык будет запущен зерновой терминал. Совместно с Aby Dhabi Port ведется строительство многофункционального терминала «Саржа». Проект предполагает строительство транспортно-логистического центра и терминалов зернового, наливных и генеральных грузов.

Для обеспечения достаточной глубины для захода судов в шесть метров в 2024 году будет проведено дноуглубление портов Актау и Курык. Эти меры поз­волят увеличить пропускную способность портов Казахстана до 30 млн тонн в год.

– Для нас очень важна поддерж­ка на высоком уровне. Между Китаем и Казахстаном подписаны важные соглашения, которые, несомненно, дадут импульс развитию. Мы уже сегодня чувствуем и видим возросший интерес со стороны КНР, – резюмирует Гайдар Абдикеримов. – В текущей мировой ситуации свое­временная доставка грузов – уже не просто вопрос логистики, но и жизнеспособности предприятий, которые дают работу, в том чис­ле сотням тысяч казахстанцев. Каждый шаг, который предпринимается нашими участниками, направлен на улучшение сервиса, расширение пропускной способности и в целом устойчивости коридора.

Популярное

Все
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Рыбакина обыграла Рус и вышла в третий круг «Ролан Гаррос»
Какой должна быть взаимосвязь искусственного интеллекта и права?
Производственный парк строится в Туркестане
Чтобы обрести успешное будущее, необходимо помнить уроки прошлого
Мисс Казахстана стала амбассадором театра
Семь километров ради будущего Арала
Дожди мешают земледельцам, но не отменяют посевную
Мемориал жертвам репрессий предлагают открыть в Атырауской области
Строительство АЭС гарантирует устранение дефицита электроэнергии
Нужно учиться хорошему, отвергая все плохое
Паводок увеличил... жилую площадь
Корейский опыт цифровизации применят в Казахстане
О рыбах и Транскаспийском транспортном маршруте
Инвесторов из ОАЭ пригласили к сотрудничеству
Около 5 млрд тенге выделено Жезказгану на строительство коммуникаций
Ставки высоки: как изменятся правила игры для банковского сектора?
Пенсионные накопления: управлять самому или доверить государству?
Имя погибшего полицейского будет носить кадетский класс
От олимпийского «серебра» до полного комплекта наград
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Октай Букейхан – забытый первый казахский геолог-разведчик, коллега Каныша Сатпаева
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Астана и Париж «сверили часы»
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
О подходах к проблемам, поднятым Президентом на третьем Национальном курултае, высказался известный криминолог Куат Рахимбердин
Президент Казахстана скорбит в связи с кончиной академика Шарманова
Qarmet купил завод по утилизации автохлама
Умер легендарный академик Торегельды Шарманов
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

Казахстан и Кыргызстан планируют увеличить товарооборот до …
Новые купюры номиналом 10 тыс. тенге выпустит Нацбанк
Высокую зависимость Алматинской области от трансфертов из р…
Корейский опыт цифровизации применят в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]