Я мечтал, чтобы оркестр принимал активное действие в концерте и не был статичным

1345
Инга Селезнева
Фото ©Kazpravda.kz
Kazpravda.kz: Марат Саметович, расскажите об идее музыкального шоу "Энергия звука".

– Поначалу идея была более скромная, она соответствовала замыслу ЭКСПО – это энергия будущего – четыре стихии: вода, огонь, воздух, земля. Это мы и выполнили. Если говорить о самом замысле – показать всю Вселенную, то мне всегда казалось, что музыка Карла Дженкинса (британский композитор и дирижер – Прим. автора) по-настоящему вселенская, необычайно спиритуальная (духовная). А тема Вселенной никогда не была затронута ни одним из композиторов. Да, композиторы писали отдельно о космосе – "Млечный путь", "Планеты" от Холста, "Лунная соната"... У нас была отличная возможность стать первыми в этом и показать всю Вселенную на сцене. Поэтому сам проект уникальный и первый в своем роде. Что касается музыки, то благодаря тому, что задача в какой-то мере не была выполнена, а нам нужно было найти четырех топовых композиторов, но нам это не удалось, потому что эти композиторы не хотели друг с другом работать, поэтому мы остановились на кандидатуре Карла Дженкинса. Во-первых, он на сегодняшний день самый популярный композитор. Во-вторых, у нас с ним давние дружеские отношения. Он согласился сделать произведение на полтора часа.





Kazpravda.kz: Многие, кто посмотрел концерт, говорят о совершенно невероятной постановке. Он действительно грандиозен: музыканты не только играют, но и парят в воздухе, и выступают как актеры. Мало того, вы использовали еще и световые спецэффекты! Как удалось все это осуществить? 

– Когда эта идея мне пришла в голову, я ее написал как синопсис. Этот синопсис я послал Василию Бархотову. Правда, он не был первым режиссером, которого мы выбрали для постановки, сначала мы пригласили английских специалистов. Так получилось, что с англичанами было немного сложно, они держали в секрете детали. Поэтому в конце прошлого года мы решили поменять состав и пригласили Василия Бархотова (российский режиссер театра и кино, сценарист – Прим. автора). Это был самый лучший ход, потому что он оказался тем человеком, который гарантировал успех этому шоу. По моему мнению, он гений! Я смотрю на его возможности и фантазию и просто поражаюсь, мне очень повезло с ним! Команда Бархотова сотворила чудо, и хореограф и вся его команда расписали на компьютере все движения и другие элементы шоу, свет, спецэффеты и так далее. В итоге получилась сказка, которую я сам совершенно не ожидал увидеть, потому что идея – это одно, а исполнение – это другое. Конечно, здесь фантазия Василия Бархотова просто феноменальна. Это шоу, которое нужно смотреть не один и не два раза, чтобы понять и увидеть все детали задумки, благодаря которым и проявляется "класс" этого шоу.





Kazpravda.kz: Для чего вы решили подвесить музыкантов? 


– Это была моя давняя идея, мне хотелось сделать так, чтобы оркестр не был статичным, стандартным, когда все вместе сидят первые скрипачи, потом вторые и так далее. Мне хотелось, чтобы они все были вперемешку. У меня была мечта, чтобы все это было ликвидно, все играют, такой визуальный эффект. И сейчас я смотрю на картину происходящего и вижу, что это именно то, о чем я мечтал. 





Kazpravda.kz: Как раз об этом, о стандартности, хотела спросить. Зритель привык видеть, что музыканты на сцене располагаются в одном месте, смотрят на нотные листы, и управляет всем процессом дирижером. Но в "Энергии звука" не было ни того, ни другого, ни третьего. Раскройте секрет, как получилась такая слаженная работа музыкантов? 

– Здесь нет места дирижеру. У каждого на сцене кроме микрофона на инструменте в ушах были наушники, через который слышен "клик", он соединен с видеорядом, пиротехникой, потому что это очень важно. Ведь пиротехника настолько опасна, что любое неосторожное движение, на одну секунду раньше или позже. и человек может просто вспыхнуть. Я даже скрипку прятал, когда на меня эти "драконы" из тромбона направлялись. В сцене есть отверстия, из которого извергалось пламя. И в тот момент, когда музыкант находился над этой "дыркой", он мог вспыхнуть. Поэтому музыканты должны делать все точно – по сигналу. Клик дается в начале произведения, и тогда каждый вступает. Услышав этот звук, им нужно играть совершенно точно. Все движения запрограммированы, каждый знает, в какой момент музыкант взлетает и в какой момент он должен прыгать. Технология эта и заменяет дирижера, но и в этом есть какие-то минусы, нет той самой импровизации. А вот ноты мы не используем давно, мой оркестр один из первых в мире, который отказался от нот еще в 2005 году. Мы используем очки, на внутренней стороне которых расписаны ноты.



–Kazpravda.kz: Еще одно новшество, которое вы использовали, – это эффект трехмерного звука. Как удалось этого добиться, играя вживую и паря в воздухе?

– Постановкой 3D-звука занимался все-таки англичанин – большой специалист Ричард Ноулан, который постоянно работает с Лондонским симфоническим оркестром и с другими большими проектами. Он практически учетверял каждого музыканта и давал разный уровень звучания, поэтому в конце концов получился такой огромный мощный звук. Каждый музыкант должен был играть за четверых, чтобы добиться такого звучания. К тому же некоторые музыканты играют в воздухе, и поэтому возникал большой вопрос, а получится ли добиться качества звучания, смогут ли они летать? Я настолько удивился, когда ребята начали "летать", делать все эти трюки, им понравилось, и делали они это как профессионалы. В том числе девушки из знаменитого "Дуэта Л". Их голоса – это что-то космическое, словно сирены, словно восход Луны,  который сопровождается их пением. Они очень важный элемент, который придает глубину звучанию.






Kazpravda.kz: Такое представление крайне сложно осуществить. Не было ли у вас сомнений, что некоторые элементы задуманного нельзя будет воплотить в реальность или что-то пойдет не так? 


– В момент, когда я увидел сцену, огромную, я просто испугался, как можно сделать все за неделю? Так как мы используем концепцию, где музыканты являются активными участниками действий, это, конечно, очень не просто и буквально за неделю до открытия я совершенно не знал, получится ли это, или музыканты будут просто висеть, как мешки на этих тросах. Кстати, музыканты в оркестре очень молодые, и несмотря на это, они с таким удовольствием и рвением начали тренироваться, поэтому за неделю мы поставили это шоу. 






Kazpravda.kz: Но ведь не только молодость и физическая подготовка стали определяющим при подборе хора и оркестра?  

– Сам оркестр подбирался очень жестко, и там играют, я считаю, самые лучшие музыканты Казахстана. Мне удалось подобрать очень хорошую группу, и я горжусь ими. А вот хор мы подбирали специально именно для этого шоу. Мы проводили кастинг и смогли набрать очень хорошую группу. Ребята в основном из Алматы, я бы даже сказал, все хористы – алматинцы. В кастинге оценивались не только способности к пению, но и физическая форма. В этом шоу хор делает очень многое, они бегают, они танцуют, некоторые летают, поэтому на хор идет очень большая нагрузка, плюс они еще постоянно крутили кресла оркестра с музыкантами. 






Kazpravda.kz: К слову, в чем был замысел, зачем они крутили стулья, это действие происходило достаточно часто?

– Может, эта идея была не совсем ясна, но этот круговорот, когда видна лунка, как будто мы попадаем в Марианскую впадину и все кружится, все падают. Поэтому этот круговорот не только с артистами хора, но и с оркестром. В общем, идея в том, чтобы показать круговорот падения. 



Kazpravda.kz: В целом подготовка подобного рода мероприятий занимает длительный период. Сколько у вас ушло времени? 

– Сама организация, написание произведения и логистика заняли очень много времени, если считать с начала переговоров, то где-то два года. А с музыкантами, как я уже ранее говорил, мы начали работать за неделю до первого дня представления. 



Kazpravda.kz: Расскажите, как создавались костюмы для шоу? 


– Костюмы создавались специально для каждого артиста и должны были быть космическими. Плюс планировалось оснастить их специальными фонарями, которые тоже контролируются компьютерами. Я планировал, чтобы на костюмах были LED-ленты. У меня были другие ассоциации с костюмами, я представлял, что они будут металлические, серебряные, а у нас – черные фраки. Но у режиссера Василия Бархотова другое видение. И такие "разногласия" это нормально, они могут быть. Возможно, команде хотелось сделать костюмы более подобающими музыкантам оркестра. Это дело вкуса. В основном все говорят, что костюмы им нравятся. 

Kazpravda.kz: В конце представления на видео, которое на протяжении всего шоу является фоном, дополнением, появляется мальчик. Какова его роль, его участие в замысле? 

– Это мой сын, и он ассоциирует то, что на самом деле понятие Вселенной субъективное. Все, что мы видим, думаем, это на самом деле всего лишь пыль. Все, что есть в каждом человеке, заключено в Тарланчике, в этом беззубом мальчике, и у него на руках еще одна Вселенная, и эта тоже пылинка. И человек, если задумается о том, какая на самом деле Вселенная, может сойти с ума – она настолько огромна, что наш мозг не может воспринять ее масштабы. Наша галактика – "Млечный путь" – своеобразная пыль, которая была в самом начале, перед Большим взрывом. 




Kazpravda.kz: Расскажите о Ваших впечатлениях после первого показа шоу. 

– Наше шоу рассчитано на демократичную публику, а музыка Карла направлена на сердце, она не может не нравится, она настолько доходчива, и в этом его популярность и успех. После первого шоу реакция была очень яркой, я не ожидал, что публика будет так активна. Я думал, что шоу пройдет тихо, как обычный концерт, но публика реагировала на любое движение, когда музыкант поднимается в "облака", когда появляются "драконы" – тромбонисты – публика реагирует. Кстати, ребятам было очень сложно. Представьте: огонь извергается из инструмента, они даже жаловались. Тромбон нагревается, держать его сложно, плюс яркий свет, да у них были очки, в которых мы читаем ноты, и они покрыты темным пластиком, но даже это не спасает. Но есть поговорка "Искусство требует жертв". Артисты в данном случае действительно жертвы, ведь это шоу очень выматывает, видели бы вы их после концерта. Но при этом они заряжались энергией зрителей во время самого шоу. Но все-таки два концерта в день – это было очень серьезное испытание. Последние дни шоу для них были настоящим испытанием. Но мы это сделали и сделали на высоком уровне!

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Содержание металлов в горных реках Рудного Алтая превысило нормативы в 83 тыс. раз
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Китай любит тишину
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Пострадавшие благодарят за помощь
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться
Лихачей «прищучить» можно и нужно

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]