Суд биев – аккумулятор для национального кода

3612
Беседу вела Алипа Утешева
– Кайрат Абдразакович, в своем выступлении Вы процитировали Пифагора: «Лучше слабого закона хорошие традиции»…

– По большому счету традиции – это не просто обычаи, им присущ определенный нормативный характер. «В основе казахского права и самой его структуре, нормативной системе лежали народность и вольная, естественная свобода человека, – отмечал академик Салык Зиманов, – то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые созвучны вечным стремлениям человека». Иначе говоря, в различные периоды зарождения и становления Казахского ханства нравственные ценности, которые защищали бии в первую очередь, стали, по словам Зиманова, «одной из фундаментальных причин того, что казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режимов». Духовное содержание в деятельности биев при выполнении судебно-правовой и административно-управленческой функ­ций, рассмотрении споров и тяжб – это составляющая уникального национального кода, о котором пишет Президент в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Сегодня этот код важно сохранить как залог развития, будущего в целом.

– Какие же стандарты из отечественной истории права Вам особенно дороги?

– Глубинным источником казахского права и государственности, чье имя прошло через века, был великий Майкы-би, один из создателей Джучиева улуса. Это он отрегулировал законы-заповеди государственного управления, ввел расследование дела по существу в случае убийства человека, кратные штрафы за угон скота. Майкы-би оставил нам в наследство фундаментальные правила, определяющие основы суда и судебной деятельности, принципы правового поля Степи древних и средневековых тюрков. Их непреложность и непреходящая ценность отражены в крылатых фразах: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы – Майқы би» – «Праведного слова корень един, создатель его – Майкы-би»; «Тура биде туған жоқ» – «У справедливого бия одна вера – это справедливость». Причем позже к этому правилу было добавлено: «…Туғанды биде иман жоқ» – «Би-судья, привязанный к своим родственникам, попирает святость своего сана». Или, например, «Қара қылды қақ жарған әділ би» – то есть, образно говоря, при решении судебного дела бий обязан тонкий волосок разделить на равные две части.

В записке «Суд в древней народной форме» Чокан Валиханов писал: «Бии никем формально не избираются и формально никем не утверждаются. Значение их основано на честном авторитете, который приобретают они так же, как в Европе поэты, ученые и адвокаты. Шекспир и Гете считаются всеми за великих поэтов, но именно гениальность их основана не на декретах правительств и не на формальных выборах народа. Только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали казахам это почетное звание. Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допус­кал состязательность. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер».

По сути, условно говоря, в те времена выживал судья самый справедливый и развитый духовно. Народное признание было его охранной грамотой и «лицензией» на отправление правосудия. И, заметьте, какова нагрузка: бии выполняли практически все правовые функции государства – и знатоки, и интерпретаторы, и охранители законов, и реформаторы, и законодатели, и советники ханов и султанов.

Глубокое значение в позиционировании современных судей, например, имеет фраза «Сегодня вы перебиваете Майкы-би, а завтра вы перестанете прислушиваться к голосу народа и наломаете дров». По преданию такое замечание он сделал своим спорящим соратникам, Кумырска-батыру и Аяз-би, с которыми вместе вершил суд.

– И в древности судили коллегиально?

– Есть очень хороший, познавательный кыпчакский судебник XVI века, который называется «Төре бiтiгi». В нем говорится, что суд не должен состоять из одного судьи, так как решение одного человека всегда вызывает подозрение, его могут подкупить, он может заблуж­даться, и это чревато вынесением несправедливого приговора. Наши предки были мудрыми и придерживались принципа судить не одному, а с несколькими хорошими и опытными людьми.

Кстати, сегодня в Казахстане рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке производится коллегиальным составом суда в нечетном количестве, не менее трех судей.

– Что из наследия суда биев можно использовать сегодня? Какова злободневность норм, применявшихся столетия назад?

– Самое главное и ценное – исторические уроки призваны помочь нам возродить нравственные начала в воспитании достойных судейских кадров. А это не так просто: вовлечение в орбиту судебного правоприменения таких инструментов, как правовые обычаи и принципы, этических категорий предполагает соответствующий уровень образования и мышления судьи, его высокую внутреннюю культуру и гражданскую ответственность.

Многое из этого богатейшего наследия дошло до наших дней. В нынешнем уголовном и административном законодательствах отражены элементы права Тюркского каганата, в частности, система выкупов («укравший лошадь и другие вещи платит в 10 крат против стоимости кражи»; «пов­редивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери, то женино имущество, изувечивший какой-либо член тела, отдает лошадь» и другие). Как известно, сейчас применяются альтернативные меры наказания в виде штрафов по преступлениям средней и небольшой степени тяжести.

Некоторые нормы вошли в Конс­титуцию и законы независимого Казахстана. К примеру, знаменитый труд «Қасым ханның қасқа жолы» – «Доблестный путь Касым-хана» по структуре и содержанию похож на современную Конституцию. Дополнил его свод законов «Есім ханның ескі жолы» – «Есим-хана исконный путь», закрепивший ограничение политических прав чингизидов и установивший широкие права для общин и их руководителей. Это была серьезная реформа политической системы Казахского государства, так называемая бийская революция – ограничив аристократию, хан сделал своей опорой степных судей. При этом высшей законодательной властью оставался маслихат, состоящий из представителей казахских общин и наиболее влиятельных султанов. Далее, огромна роль в достижении внутриказахского единства вершины средневекового права «Жеті жарғы» Тауке-хана – как известно, этот свод законов создан им при непосредственном участии главных биев Старшего, Среднего и Младшего жузов, великих Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би.

«Тілмен түйгенді, тіспен шеше алмас», то есть дословно «Установленное словами не развязать зубами», – констатировали наши предки: моральные и процес­суальные установки обычного права носили безусловный характер, то есть не должны были подвергаться сомнению и обсуждаться.

Айтеке-би говорил: «Моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть». При таком мощном посыле суд биев обладал совершенным, максимально упрощенным и действенным судопроизводством. Известный русский исследователь ХIХ века Василий Григорьев писал: «...у них (казахов. – Ред.) возникли такое превосходное судопроизводство и такие порядки следственного и судебного процесса, каким могут позавидовать многие издавна цивилизовавшиеся народы». Немало лестных отзывов о казахском суде биев и биях мы найдем в работах и других русских обозревателей Степного края.

– Аульный суд – это была как бы первичная инстанция?

– Здесь надо подробнее остановиться на системе суда биев. Уже в конце XVIII века традиционное казахское право подверглось реформе. Спустя почти полвека после присоединения к царской России были созданы приграничные суды и расправы. В 1824 году после упразднения ханской власти казахские сообщества разделились на окружные приказы, округи. Султанов и биев назначили старшинами, которые возглавили каждый род. В иных случаях для управления округами избирались авторитетные султаны из ханских родов.

Преступления особой сложности рассматривались в окружных судах, споры и конфликты – на основе традиционного права в суде биев.

Суды биев состояли из трех инстанций: аульных, волостных судов и чрезвычайного съезда суда биев. Аульные суды принимали решения в ауле населением 50–150 семей, волостные – на территории, охватывавшей 10–12 аулов. На чрезвычайном съезде рассматривались дела, не нашедшие решения между уездами и областями, в некоторых случаях рассматривались споры по делам межнационального, международного значения. Чрезвычайный съезд суда биев созывался один раз в три года. Всем избранным биям царская администрация вместо удостоверения выдавала нагрудный знак «Судебный би».

Далеко не все, наверное, знают, что родной дед нашего Президента был бием: первые сведения о Назарбай-бие – судье казахского аула – встречаются в документах 1886 года. В них говорится о том, что Назарбай-бий несколько раз участвовал в выборах биев, в ­1909-м­ его избрали бием четвертого аула в возрасте 52 лет. Выборы были альтернативные, за Назарбай-бия проголосовали 27 из 28 аульчан.

Чокан Валиханов приводит такой факт: русские истцы и ответчики во многих случаях предпочитали русскому следствию суд биев. В «Записке о судебной реформе» он также отмечал: «Между тем обычное право киргиз (казахов. –Ред.), по той же аналогии высшего развития с низшим, на которое мы так любим ссылаться, имеет больше гуманных сторон, чем законодательство, например, мусульманское, китайское и русское по «Русской правде». В киргизских законах нет тех предупредительных и устрашающих мер, которыми наполнены и новейшие европейские кодексы. У киргиз телесные наказания никогда не существовали».

– Действительно была своя специфика по наказаниям. К примеру, ненаказуемым оставалось убийство того, кто укрывал преступника.

– В качестве основного наказания, уточню, его изгоняли из аула или общины. На первый, поверхностный взгляд и изгнание укрывателя, и его возможное убийство кажутся мерами чрезмерно жесткими. Но они преследовали цель искоренить тенденцию прес­тупления, точнее, его одобрения и поддержки народом. Ведь изгнанник представлял собой именно носителя опасной тенденции попустительства прес­туплению. Необходима была (сверхактуальная и сегодня) атмосфера нетерпимости к преступному деянию в целом, не говоря уже о конкретном члене общества, попирающем законы. Коллективная нравственность была и есть главным механизмом самоорганизации общества, ведь невозможно законами предусмот­реть абсолютно все многообразие жизни.

При этом не случайно в духовную сокровищницу человечества входит противодействие преступ­лениям: наши предки знали, что попустительство последним тож­дественно собственно преступ­лениям.

Незыблемость принципа коллективной ответственности общины иллюстрирует и такой пример: если ответчик не являлся в суд или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права: не существовало такой меры наказания, как лишение свободы, не было тюрем, смертная казнь применялась лишь в крайних случаях.

– …Например, за убийство мужа женой. Но при этом убийцу жены не карали так строго, равно как и лишившего жизни раба.

– Как правило, в Степи женщину столь жестко карали за прелюбодеяние, опять же искореняя безнравственное поведение. Напомню, наряду с этим к основному разделу «Жеті жарғы» относится закон о вдовах (Жесір дауы), который регламентировал имущест­венные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и рода.

Человечество всегда выживало в сложнейших условиях собственного несовершенства, по мере его роста и мужания, развития государства мягче становились и законы. Сформированная в плоскости новой истории казахстанская судебно-правовая система сегодня во многом заимствована, стандартизирована, интегрирована в мировую правовую систему – при этом стараясь гармонизировать национальные ценности с вызовами. Среди них, к примеру, можно отметить такие тревожные тренды, как поддержка однополых браков, легализация проституции и сводничества, а кое-где уже и педофилию рассматривают как болезнь, а не как преступление... Налицо двоякие явления глобализации, которые содержат реальные предпосылки кризиса самоидентификации казахстанского общества. Именно от этого неоднократно предостерегал казахстанцев Глава государства. Вместе с тем практика показала способность нашей страны преодолевать культурные и цивилизационные разломы именно благодаря своим корням, а также духовным достижениям наших предков.

Разумеется, невозможно механически перенести давние традиции в нынешние реалии, хотя иногда слышатся и такие предложения, особенно когда речь идет о третейских, мировых судах или институте досудебного примирения. Опять же, если обратиться к современной медиации: у биев существовала установочная норма «Даудың түбі біту» – «Примирение есть цель и конец тяжбы». «Примечательно и то, – писал Салык Зиманов, – что конечной целью правосудия биев, по господствующей идеологии средневекового кочевого общества казахов, является примирение и перемирие сторон, участвующих в суде, как бы ни были сложны и обострены их взаимоотношения». Такие прецедентные начала казахского ­обычного права не только решали споры, но обеспечивали единство социального сообщества. А в целом способствовали удержанию самого Казахского ханства на столь обширном пространстве. Российские ученые высказывают мнение, что в истории казахской государственности правосудие биев сыграло такую же роль, как, скажем, римское право для западной культуры и современного права. И с этим, думаю, трудно не согласиться.

– Как можно реализовать весь этот ценностный материал?

– В Верховном суде разработан и предложен для реализации не только в судебной системе, но и в центральных государственных и местных исполнительных органах целый ряд мер, перечисление которых займет не одну страницу. В частности, скоро для будущих юристов выйдет пособие «Традиционное право и суд биев казахского народа», в учебную программу Академии правосудия рекомендовано ввести специальный курс «Ораторское искусство казахских биев». Издание, посвященное казахскому суду биев, выпустил в свое время Центр научных исследований РАЕН, много лет изучающий развитие евразийской цивилизации. Группа отечественных правоведов проделала поистине колоссальную работу, издав многотомник «Мир древнего права казахов». Уверен, что этот труд ляжет в основу многих учебников, вернет нас к цивилизационным истокам казахского права.

Кроме того, рекомендовано повысить количество грантов для докторантуры по специальности «международные отношения» Академии государственного управления при Президенте, цитирую, «для изу­чения политико-дипломатичес­кой основы инс­титута суда биев, а также информационно-идеологического влияния глобализации». В самом деле есть немало сведений о дипломатической миссии биев, которые, устанавливая взаимоотношения с Восточной Европой, Россией, Китаем, Ираном, Индией, Центральной Азией, Джунгарией, добились роста международного авторитета нашей страны. Будущим управленцам полезно знать, как им удавалось – без кровопролития, войн и оружия, исключительно муд­ростью и здравомыслием – находить миротворческие пути решения сложнейших, острых ­ ­вопросов, не раз уводить страну от губительной войны, сох­ранять ее территорию и главное – единство народа…

Популярное

Все
Чистота становится философией жизни
Прочная основа единства общества
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Первую в мире «золотую» акулу поймали у берегов Коста-Рики
Уборка идет полным ходом
Сильные дожди ожидаются в большинстве регионов Казахстана
Арину разгромила, а Иге уступила
Казахстан укрепил свой статус международного транзитного хаба
Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе станут мультимодальными центрами мирового уровня
Астанчанин оформил миллионные автокредиты на четверых казахстанцев
Определены лучшие пляжи Казахстана сезона 2025
Водитель наехал на группу детей, трое из них скончались
Программу «Аналар саулығы» запустили в рамках исполнения поручений Президента
Глава государства провел совещание по бюджету
Кто поедет в Ливерпуль
UFC выбрал нового соперника Шавкату Рахмонову
Модернизацию объектов энергетики проверили в Степногорске и ЗКО
Золото из Самокова
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Гвардейцы впервые стали чемпионами МВД РК по спортивному самбо
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Дженнифер Лопес в Астане: что важно знать перед концертом
Дожди и град ожидаются в Казахстане в ближайшие дни
Модернизация на особом контроле
Новый формат срочной военной службы SARBAZ+ запускают в Казахстане
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
На концерт Дженнифер Лопес в Ереване потратили $7 млн
«Он сам — музыка»: Димаш спел без оркестра и покорил зал акапелла

Читайте также

Не просто полезный навык, а необходимость
Три кита реформ: «Слышащее государство», «Закон и Порядок»,…
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
Казахстан представил отчет по выполнению Международного пак…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]