Социальные сети всколыхнул
пост отца юного "руфера" – алматинский подросток в компании друзей после уроков лазает по крышам, а фотографии выкладывает в социальные сети, благодаря чему все и раскрылось. Родители готовы пойти на крайние меры – заблокировать доступ к социальным сетям и не спускать глаз с ребенка. Но как правильно вести себя, чтобы не усугубить ситуацию, найти с ребенком общий язык и вернуть доверие?
Kazpravda.kz попросила московского психолога Марию Буртман дать профессиональный совет, тем более, что в России движение руферов распространено и известно гораздо шире, чем в Казахстане.
– Распространенные базовые советы в общении с подростками звучат обычно так: доверие, обсуждение, уважение, открытость. В идеале, все это должно присутствовать в отношениях с ребенком всегда. Но даже в этом случае, становясь подростком, определенную часть жизни ребенок начинает утаивать.
Если уже произошла ситуация, описанная в блоге – ребенок уже собрался на крышу. Уже сегодня, или завтра. То есть прямая угроза для жизни есть прямо сейчас, меры необходимо принимать такие же экстренные.
Скандал и удаление аккаунта могут и сработать, если ребенку самому нужен повод не делать то, что предлагают друзья и если ребенок младше 9-10 лет. Но если ребенок решил это сам, или даже он инициатор – результат будет прямо противоположный, он всегда найдет способ связаться с друзьями, и ему будет важно доказать и им, и родителям, что он достаточно взрослый, чтобы поступить по-своему и доказать, что у него все под контролем. Кроме того, надо понимать, что следующий созданный им аккаунт родителям уже будет неизвестен, а информирован – значит вооружен, в следующий раз узнать о планах будет неоткуда.
– Что же делать в этом случае?
– Экстренные меры как правило такие: Первое – в первые дни не оставлять одного. Совсем. И известить родителей остальных детей. Идеально взять отгулы и провести время вместе, не дома, обязательно важна совместная деятельность, то есть делать что угодно, но вместе, а в процессе разговаривать. Крайне опасен вариант поговорить с ребенком вечером, а завтра он один пошел с друзьями из школы.
Кроме того, у каждого подростка есть так называемый "значимый взрослый", либо есть в нем потребность. Это человек, которому он доверяет, обязательно старше, но не родитель. Подумайте, есть ли такой у вашего ребенка и кто: папа друга, мама подруги, преподаватель кружка или тренер в секции, старший двоюродный брат, сосед, призовите его на помощь, попросите побеседовать с ребенком. Если совсем нельзя остаться с ребенком – можно отправить погостить к родственникам или друзьям.
Второе – разговор. Неважно, как вы объясните откуда у вас информация, вам "сказали", что он готовится стать "руфером" или вам рассказали историю неудачного падения выдуманного сына коллеги друга, важно, что вы будете обсуждать это как реальную возможность.
Разговаривайте на равных, насколько это возможно. Любые нотации и давление с позиции взрослого вызывают у подростка протест, и он вас вообще не услышит. Необходимо именно обсуждение, выясняйте мнение ребенка, как он представляет себе руфинг, что это вообще такое, в чем он видит опасности и как именно можно их избежать, кто, как он думает этим занимается, и зачем? Что хотят руферы? Какая у них физическая подготовка? Что он думает о статистике, знает ли случаи падений? Какая часть роликов в сети постановочная со страховкой, а какая настоящая?
Вы интересуетесь, изучаете вопрос, обращаетесь к нему, как к эксперту, а не давите. И, если он уже оценил уровень опасности, почему он хотел бы заниматься именно этим? После этого, рассказав о том, как ребенок вам дорог, важен и нужен, как вам важно, чтобы он был жив, здоров и рядом с вами, можно перейти к совместной выработке стратегии, как избежать опасности, но не потерять уважение друзей.
Тут вариантов много: можно пойти попробовать силы в альпклубе или на скалодроме, там страховка и контроль, можно договориться с тренером, чтобы он усилил инструктаж примерами из жизни. Туда же можно позвать друзей. А кому-то будет достаточно сказать друзьям, что "я обещал отцу этого не делать". Можно договориться и привести в школу специалиста, который проведет урок и расскажет с наглядными примерами об опасностях и о том, что половина роликов в сети постановочные, их делают со страховкой, но снимают с таких ракурсов, что этого не видно, и дети начинают повторять и падают.
Важно не только проговорить опасности, но и снять ореол героизма, никто не хочет выглядеть в глазах друзей наивным и обманутым. Коротко: нужно понимать, что экстренные меры в случае опасности отличаются от тех, которые мы применяем к другим проблемам. Первый пункт – спасти и остановить. Дальше – работать над отношениями, в сети есть масса информации, есть книги, статьи, есть специалисты-психологи.
Общаясь с ребенком нужно помнить, что подросток обычно оценивает себя по возрасту примерно на 2 года старше своего возраста, а родители оценивают на те же два года младше, и эту пропасть в 4 года надо преодолевать. Именно поэтому запреты не работают с подростками.
И, конечно, устанавливайте доверительные отношения, говорите ребенку о своей любви и привязанности, о том, как вы цените его и его успехи. Проводите с ребенком вместе время за совместной деятельностью и разговорами. Ищите точки соприкосновения, занятие, которое будет одинаково интересно и ребенку и взрослому, например, ребенок, увлеченный гаджетами, вряд ли обрадуется предложению сварить вместе суп, но сходить на концерт, на каток, на шопинг, на рыбалку или помочь вам в работе, возможно, согласится.
Это очень сложный возраст, нелегко и детям, и родителям, возникает масса неожиданных и часто очень неприятных ситуаций, к ним невозможно быть готовыми заранее, но обдуманная взвешенная стратегия всегда работает лучше, чем эмоции и запреты.