фото предоставлено пресс-службой театра
– С какого возраста Вы поняли, что пение – это Ваше?
– Пела я всегда: с детства знала, чем я буду заниматься: ходила в вокальные студии, затем поступила в музыкальный колледж. Во многом, то, что я сегодня собой представляю как вокалистка, как оперная певица, я обязана моему первому педагогу Жакыпу Мухамадиевичу Кушкембаеву. Сложно не испортить, тем более в самом начале. Я поступила в музыкальное училище в возрасте 14 лет, но обычно учиться начинают лет в 17, когда заканчивается взросление организма. Он не побоялся и стал со мной заниматься в хрупком возрасте, за что я ему безмерно благодарна. История знает множество примеров, когда из-за неумелых рук педагога человек не состоялся как певец. Жакып Мухамадиевич посоветовал мне поступать к народной артистке Республики Казахстан профессору Калиламбековой Хорлан Ихсановне. Он готовил меня, занимался со мной, до моего поступления лично разговаривал с Хорлан Ихсановной, рассказывая обо мне. Я буду всегда благодарна своим учителям.
– Как правило, вокальные данные передаются по наследству, в Вашей семье были ли певцы?
– В моей семье певцов нет, но моя мама с детства мечтала заниматься музыкой. В их семье было пятеро детей, и, к сожалению, у мамы не получилось воплотить свою мечту в жизнь. А когда мы с сестренкой появились, мама отдала нас в музыкальную школу по классу фортепиано. Как говорили педагоги, уже тогда мой голос был поставлен.
Вип-гримерная театра "Астана Опера". Фото М. Куракова– Как часто Ваши выступления посещают близкие, мама?
– Мои близкие проживают в Кокшетау, и по мере возможности мама посещает все мои выступления.
– С какого времени Вы работаете в театре "Астана Опера"?
– В театре я с 2013 года. Вначале я поступила как солист-стажер, через год после прослушивания стала ведущей солисткой театра.
– Насколько остро чувствуется конкуренция внутри театра?
– Конкуренция есть всегда, но благо она здоровая, позволяющая расти и совершенствоваться. А такой конкуренции, о которой ходят мифы и байки, якобы артисты чуть ли не локтями толкают друг друга, такого нет. По крайней мере, я далека от всего этого. У нас собран достойный коллектив, каждый хорош по-своему.
Времени для соцсетей у Салтанат Ахметовой нет. Фото М. Куракова – Как много времени забирает репетиционный период у Вас?
– Не могу сказать, что я фанатично занимаюсь. Как правило, я прихожу на урок. После этого дома просматриваю ноты, проговариваю текст, занимаюсь переводом и работаю над произношением.
– Имеется ли определенный "кодекс" оперных артистов, запрещающий те или иные продукты, или что можно делать, а что нельзя? Сколько времени уходит на восстановление голоса?
– Безусловно, есть, но все индивидуально. Я, например, никогда не пойду зимой плавать в бассейн, лишний раз не поешь мороженку или не пощелкаешь семечки. Если говорить о восстановлении, то это голосовой покой, полноценный сон.
– В каких премьерах театра в текущем году Вы задействованы?
– В этом году я приму участие в постановке оперы "Кыз-Жибек" и в концертном исполнении оперы "Волшебная флейта".
Салтанат Ахметова исполняет партию Мюзетты из оперы "Богема"– За какое время до выступления начинаются репетиции? – Всегда по-разному, текст выучивается в зависимости от того, насколько быстро ты "схватываешь" музыкальный материал, но чем раньше, тем лучше. В среднем два – три месяца на выучку. В зависимости от объема партии и технических сложностей.
– Можете ли вспомнить курьезный случай, когда Вы забывали текст?
– Конечно же, бывают разные случаи, все мы люди (улыбается). Бывает такое, что ты занимаешься, занимаешься, выходишь на сцену, а слова "вылетают" из головы. Помню, еще в колледже был концерт Моцарта. Выхожу на сцену, поклонилась и понимаю, что не помню ни мелодии, ни первых слов. Просто как чистый лист бумаги. Улыбаюсь, поворачиваюсь к концертмейстеру, она шепотом повторяет слова, и после подсознание выдает тебе текст. А бывает такое, что в тексте ты поешь и забываешь слово или словосочетание и на автомате подбираешь слово – замену, которое подходит по смыслу и по рифме.
Артисты театра "Астана Опера" феерично выступают на родной сцене и не только– Замечали ли зрители такие вот "фокусы"? – Учитывая, что произведения исполняются на языке оригинала, думаю, что замечают лишь искушенные слушатели и зрители, разбирающиеся и знающие наизусть произведение. А как говорят нам педагоги, главное – не подавать вида, даже если ошибся, нужно улыбаться и продолжать.
– А что, на Ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы опера, балет были понятны и любимы большим количеством людей, ведь эти виды искусства не столь популярны у населения?
– Вы правы, испокон веков опера и балет в основном были доступны лишь высшему обществу. Театры существовали при дворе царей и богатых людей. Но, думаю, что любовь к ним можно и нужно воспитывать, и здесь огромна роль и масс-медиа, нужны интересные постановки, которые заинтересуют людей. Необходимо с детства прививать любовь к музыке. В этом плане мне нравится политика нашего театра, у нас есть детская музыкальная студия, где дети обучаются, участвуют в концертах. Также в театре очень много детских постановок.
– Всегда ли удается проявить себя творчески и по-своему показать героиню того или иного персонажа, которого показывали и исполняли множество раз до тебя?
– Это сложно, так как есть веками сложенное традиционное исполнение. Свое привнести удается не всегда, но каждое произведение ты пропускаешь через себя.
– А как Вы относитесь к тому, что сейчас все пытаются осовременить классику, преподнести под новым соусом. Как эта тенденция прослеживается в опере?
– Эту тенденцию можно проследить на опыте Европы, там могут сделать современной любую классику. Было бы желание, главное сделать это красиво и не пошло. Что касается нашей страны, то нам еще рано до осовременивания каких-то произведений, так как сначала нам нужно освоить классическую постановку спектаклей. Прививать вкус к образцовому классическому искусству, а уже после того, как зритель пресытится, можно будет подумать над тем, как иначе можно подать произведение, чтобы возобновить интерес публики.
– Что Вам дал опыт участия в российском телевизионном проекте "Большая опера"?
– Для меня это был хороший опыт и стресс одновременно. Это кстати, хорошая попытка актуализации и популяризации оперы, когда люди, которые никогда не были в театре на оперном спектакле, увидев по телевизору этот проект, в следующий раз, проходя мимо афиши, захотят купить билет и прийти в театр.
Салтанат Ахметова – многократный победитель международных конкурсов– В каких еще телевизионных проектах Вы участвовали? – У меня был опыт, во время учебы в колледже я участвовала в кастинге "SuperStar KZ". Моя подруга пианистка силком повела на кастинг в последний день прослушивания. В итоге я прошла отбор и дошла до полуфинала.
– Как Вы относитесь к популярности?
– Я стараюсь не думать об этом. Мне нравится выражение "чем больше человек, тем он меньше". Прелесть людей, достигших чего-то, как раз в том, что они этим не кичатся, а продолжают совершенствоваться в своем деле и не считают себя какими-то особенными.
– В чем заключается Ваша казахстанская мечта и что патриотизм лично для Вас?
– Для меня патриотизм, в первую очередь, заключается в возможности показать миру, что такое Казахстан, что мы современное государство, что мы можем конкурировать с другими странами и что-то предложить мировому сообществу.
– Насколько Вы активны в социальных сетях?
– Я в них есть, но в них я не живу. Как правило, просматриваю что-то по работе, почту, не более того.
– Насколько долог век оперного артиста?
– Здесь все очень индивидуально, кто-то может и до глубокой старости быть на сцене. Хотя оперный век куда короче, чем у эстрадных певцов, там есть возможность использования техники, для коррекции голоса. Мы такой возможности не имеем.
Покорение "La Scala" еще впереди – Была ли у Вас практика участия в той-бизнесе? – Во времена учебы в колледже такие предложения были, мы выступали на различных торжествах. Но уже очень давно на тоях я не пою.
– А поступали ли предложения от продюсеров заняться эстрадной музыкой?
– У меня нет опыта эстрадного пения. Но я бы с удовольствием рассмотрела такое предложение, если бы оно поступило, мне это интересно. Я попробовала бы себя в роке или соул-музыке.
– А Вы поете в караоке? Кого обычно исполняете? Всегда ли попадали в ноты?
– Я пою в караоке очень редко и обычно улетаю не в те ноты (смеется). Пою что-нибудь из репертуара Адама Ламберта.
– Салтанат, скажите, какие песни входят в ваш плей-лист?
– Я редко слушаю музыку, но в плей-листе есть определенный набор композиций.
– Какие у Вас есть увлечения, хобби?
– Вы знаете, сегодня у меня радостное событие: я приобрела автомобиль, недавно я стала квалифицированным водителем, и мое главное увлечение на данный момент – вождение. Хочу в полной мере овладеть этим искусством. В прошлом году я прошла курсы кройки и шитья. Купила себе манекен и швейную машинку. Также люблю языки, хочу выучить французский или корейский. Сейчас неплохо говорю на английском и итальянском языках.
– Относите ли Вы себя к категории сильных женщин?
– Скорее да, чем нет. Слабости, безусловно, как и у всех, у меня тоже есть, причем проявляются они в самый неподходящий момент. Но в основном, считаю, что я сильный человек.