Отладить социальные механизмы

2347
Лаура Тусупбекова
– Айгуль Кабдушевна, какая сегодня поддержка у нас в стране оказывается нуждающимся гражданам?

– В республике нуждающимся гражданам предоставляются государственные пособия, социальная помощь, социальные выплаты по потере работы, кормильца, утраты трудоспособности, по уходу за ребенком до 1 года, беременности и родам, а также принимаются меры по обеспечению занятости населения.

Для выхода из трудной жизненной ситуации государством оказывается адресная социальная помощь малообеспеченным семьям с низкими доходами.

Для определения того, что семья живет ниже уровня черты бедности и нуждается в адресной социальной помощи, определяется совокупный доход семьи.

Изначально уровень черты бедности в стране составлял 40% от прожиточного минимума. В 2018 году он был увеличен до 50%, а в 2019 году в соответствии с поручением Елбасы, которое он дал на съезде партии «Nur Otan», черта бедности увеличилась до 70% от прожиточного минимума.

Таким образом, если месячный совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает 70% от прожиточного минимума (или 20 789 тенге), в этом случае семье положена выплата адресной социальной помощи. При этом несовершеннолетним детям выплачивается сумма в размере 20 789 тенге на каждого.

Ранее в совокупный доход семьи были включены специальное государственное пособие многодетным семьям, имеющим 4 и более детей, пособие многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа», пособие по инвалидности ребенка, стипендии студентам и единовременные выплаты, осуществляемые местными исполнительными органами.

Депутатами Мажилиса Пар­ламента РК в рамках проведения правительственного часа «О ходе внедрения адресной социальной помощи нового формата» в нояб­ре 2018 года были даны рекомендации Правительству РК об исключении данных пособий из доходов семьи.

Правительством рекомендации были поддержаны, и с 1 апреля 2019 года данные пособия исключены из совокупного дохода семьи.

– Действительно, для нуждаю­щихся семей принимаются необходимые меры поддержки, но, как мы знаем, новшества, которые были введены с 1 апреля 2019 года, вызвали много шума, была информация о фактах мошенничества со стороны получателей. Предпринимаются ли государством какие-либо изменения в назначении АСП?

– Да, действительно, внедренный с 1 апреля 2019 года механизм адресной социальной помощи показал себя как с положительной стороны, так и с отрицательной.
В результате мониторинга были выявлены факты сокрытия доходов, наличия бизнеса у семьи, нарушения условий получения адресной социальной помощи. Все это привело к незаконному назначению адресной социальной помощи таким семьям.

В связи с этим Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» поручил Правительству Республики Казахстан скорректировать механизм выделения адресной социальной помощи, чтобы она стала прозрачной, справедливой, мотивировала к труду, а не к праздному образу жизни.

Согласно поручению Главы государства, Министерством труда и социальной защиты населения были разработаны новые подходы назначения адресной социальной помощи.
Так, одно из главных условий получения АСП будет заключаться в том, что трудоспособные члены семьи, как и раньше, должны будут трудоустроиться, но если сейчас при отказе в активных мерах содействия занятости только трудоспособные члены семьи теряли адресную социальную помощь, а несовершеннолетние так же получали ежемесячно на каждого ребенка по 20 789 тенге, то в новом подходе при отказе в трудоустройстве семья будет полностью лишена выплаты АСП.

Кроме того, для многодетных семей будут введены государственные пособия из средств рес­публиканского бюджета.

Выплата данного государственного пособия не будет зависеть от дохода семьи и будет выплачиваться всем многодетным семьям, то есть имеющим 4 и более несовершеннолетних детей. Размеры данного пособия будут дифференцированные в зависимости от количества детей.

Для реализации новых подходов с 1 января 2020 года необходимо подготовить соответствую­щую законодательную основу.

В связи с этим пакет законодательных предложений по совершенствованию механизма оказания адресной социальной помощи внесен и рассматривается в Парламенте.

– Айгуль Кабдушевна, ни для кого не секрет, что если в стране наши граждане будут обеспечены активными мерами занятости, то, соответственно, уменьшится и количество людей, получающих социальную помощь. Однако, к сожалению, есть мнение, подтвержденное статистикой, что программа по факту не достигает заявленных целей. Каковы причины?

– В предвыборной платформе нашей партии «Nur Otan» уделено особое место вопросам, касаю­щимся занятос­ти населения. Так, в пунк­те 6.3 «Обеспечение трудовой занятости» одной из ключевых мер в противостоянии глобальному кризису является предотвращение безработицы.
Программы по обеспечению занятости населения в Респуб­лике Казахстан реализуются с 2009 года, когда по поручению Главы государства была разработана Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров.

Если сделать краткий экскурс, коррективы в политику занятости были внесены в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Так, программы в разные годы назывались по-разному: Программа занятости, Дорожная карта занятости, Программа продуктивной занятости и массового предпринимательства, госпрограмма «Еңбек».

Каждая из них направлена на вовлечение молодежи, самостоя­тельно занятых, безработных граж­дан в продуктивную занятость населения и в развитие массового предпринимательства, а также поддержку социально уязвимых слоев населения. То есть за все годы реализации программ занятости целевая группа и суть данных программ не меняются. Различие было только в объемах финансирования того или иного направления.

Если говорить о финансовой составляющей, то в общей сложности за весь период реализации программ по обеспечению занятости из республиканского бюджета были выделены средства в сумме более 800 млрд тенге, при рассмотрении законопроекта «О республиканском бюджете на 2020–2022 годы» на государственную программу «Еңбек» выделяется 186 млрд тенге. Итого с учетом предлагаемых в респуб­ликанском бюджете средств на занятость населения за эти годы выделена сумма в порядке 1 трлн тенге. Благодаря таким немалым средствам можно было бы решить большинство проблем в сфере занятости населения.

Однако улучшения ситуации на рынке труда не наблюдается, несмотря на то, что государство обучает участников программы, дает льготные микрокредиты, трудоустраивает на субсидируе­мые рабочие места, переселяет из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные.

По сути, госпрограмма «Еңбек» очень громоздкая, с множеством направлений, которые решают отдельные задачи, о которых я сказала выше. В связи с этим дать оценку результатов госпрограммы, проконтролировать эффективность расходования средств непросто.
Все это говорит, к сожалению, о низкой эффективности программ занятости.

Если взять одно из направлений госпрограммы «Еңбек», к примеру, субсидируемые государством рабочие места, так она не дает полной возможности обеспечить продуктивную занятость безработного населения.

Рабочие места, на которые трудоустраиваются участники ­программы, зачастую имеют низкую заработную плату, а субсидируемые государством рабочие места носят временный характер, то есть не решают стратеги­ческую задачу по обеспечению постоянной занятости.

Сегодня программа направлена в первую очередь на массовость вовлечения незанятого населения в меры содействия занятости, при этом качественные показатели не достигаются.

В связи с этим возникает вопрос по отдельным направлениям программы, насколько она эффективна и обеспечивает продуктивную занятость?
Так, если взять краткосрочное обучение, то здесь показатель трудоустройства уже обученных лиц не достигает 60%, то есть часть граждан, на которых затрачены средства из государственного бюджета, так и не ­нашли себе работу.

Эти и другие недостатки реа­лизуемой программы неоднократно озвучивались депутатским корпусом. При обсуждении этого вопроса в стенах Мажилиса Парламента РК депутатами было рекомендовано провести глубокий анализ программы занятости (сколько участников программ занятости за эти годы обеспечены постоянными рабочими местами, какова потребность в профессиях на рынке труда на ближайший и длительный период), адекватности численнос­ти обучаемых лиц и количества выдаваемых микрокредитов для них, создания эффективной модели трудового посредничества, включая поддержку социально уязвимых групп населения, путем прекращения всех действующих программ и объединения в единую востребованную программу с учетом анализа конъюнктуры рынка труда и мирового опыта, то есть скорреспондировать все программы, связанные с вопросами занятости и открытием новых рабочих мест, в одну программу; обеспечить отражение результатов от выделенных бюджетных средств при разработке целевых индикаторов программы.

В конечном счете мы должны добиться такого результата, когда чем больше выделяется средств на Программу занятости, тем меньше становится безработных и лиц, живущих за чертой бедности. Это главный приоритет предвыборной программы нашей партии.

– На Ваш взгляд, с учетом реалий нужно менять концептуально социальную политику в нашей стране? Какие алгоритмы, на Ваш взгляд, уже устарели и, возможно, настала пора озаботиться поиском новых форм, механизмом социальной защиты населения? Какие новые подходы необходимо сегодня, по Вашему мнению?

– Государство выполняет все обязательства и принимает все меры поддержки нуждающихся граждан, ежегодно увеличивая объемы финансирования социальной сферы.
Как я уже говорила, в стенах Парламента Республики Казах­стан рассматривается законо­проект, которым предусматривается вернуть ежеквартальное назначение АСП и, соответственно, назначать как обусловленную, так и безусловную помощь на 3 месяца. Это будет максимально исключать злоупотребления получателями АСП, возможность скрывать свои доходы.

Кроме того, предлагается вывести из состава многодетных семей получателей АСП и предоставлять им государственную поддержку независимо от дохода. Это будет признание авторитета многодетных матерей, повысит их материальное благополучие.

Также будет внедрен гарантированный социальный пакет детям из малообеспеченных семей, при котором дети до 6 лет будут обеспечиваться питанием, гигиеническими средствами и образовательными услугами, а дети от 6 до 18 лет – бесплатным горячим питанием в школах, ежедневным бесплатным проездом, школьной формой, учебными принадлежностями за счет государства.

Для наших граждан с особыми потребностями создается портал социальных услуг, который дает возможность таким лицам самостоятельно выбирать и покупать на создаваемом портале социальных услуг необходимые ему товары или услуги (техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, специальными средствами передвижения, а также санаторно-­курортным лечением, социальными услугами индивидуального помощника и специалиста жестового языка).

Таким образом, государство будет постепенно отходить от прежней системы государственных закупок товаров, при которой главным критерием являлась цена, а не качество.
Хотелось бы быть уверенной, что портал позволит улучшить качество предоставляемых технических средств реабилитации и услуг, сократить сроки и адрес­ность их получения, определить реальную потребность в товарах и услугах.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Подруга для битья
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Творить добро не напоказ, но с пользой
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]