– Асылжан Сарыбаевич, какие стимулы применяет государство для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся животноводством и растениеводством?– Для стимулирования сельхозтоваропроизводителей, занимающихся животноводством и растениеводством, оказывается государственная поддержка в виде субсидирования, кредитования, льготного налогообложения, а также информационно-маркетингового обеспечения субъектов.
Так, субсидирование в отрасли растениеводства осуществляется по нескольким направлениям. В частности, государство выделяет субсидии для повышения урожайности и качества продукции растениеводства, ежегодно во время проведения весенне-полевых и уборочных работ сельхозтоваропроизводители покупают ГСМ по льготной цене. Помимо этого, предусмотрены субсидии на производство приоритетных культур, а также частично компенсируются затраты на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте.
Традиционно государство субсидирует аграриям покупку удобрений (за исключением органических), гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур от насекомых-вредителей и болезней.
Осуществляется также субсидирование стоимости затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда, экспертизу качества хлопка-сырца и хлопка-волокна. Аналогично дотируется развитие семеноводства.
В рамках господдержки в животноводстве субсидируется развитие племенного животноводства. Фермерам возмещаются затраты на проведение селекционной и племенной работы, которая ведется для улучшения качественных характеристик всего поголовья сельхозживотных. Перерабатывающим предприятиям субсидируют затраты на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки.
Наряду с перечисленными направлениями субсидирования существует ряд общих инструментов поддержки отрасли, таких как финансовое оздоровление, инвестиционное субсидирование, снижение процентной ставки по кредитам и лизингу, гарантирование и страхование займов.
Кроме того, государством созданы благоприятные условия налогообложения, так, НДС в Казахстане на сегодня составляет 12%, тогда как в России – 18%, а в Беларуси – 20%. При этом переработчики имеют 70-процентную льготу по уплате НДС.
Вместе с тем нужно отметить, что сельхозпроизводители работают в льготном налоговом режиме, который также предполагает снижение на 70% платы по 4 видам налогов (имущественный, транспортный, социальный и НДС).
Также для поддержки сельхозтоваропроизводителей АО "НУХ "КазАгро" реализует программы кредитования субъектов МСБ, осуществляет лизинг сельхозтехники и оборудования, оказывает маркетинговую и консультационную поддержку.
– Насколько изменились объемы субсидирования приоритетных отраслей сельского хозяйства за последние годы?
– С каждым годом государство увеличивает поддержку сельского хозяйства. Если в 2011 году объем субсидий в АПК составлял 68,6 миллиарда тенге, то в 2015 году на субсидирование отрасли предусмотрено уже 177,3 миллиарда тенге. Но несмотря на это, объемы субсидирования остаются самыми низкими по сравнению со странами-партнерами по ЕАЭС – Россией и Беларусью. Так, по данным за 2013 год, уровень господдержки к валовому продукту сельского хозяйства в Республике Казахстан составил 4,3%, тогда как в Российской Федерации – 6,7%, в Республике Беларусь – 17%.
В этой связи Министерство сельского хозяйства проводит работу по увеличению объема государственной поддержки, а также прекращению финансирования низко- или малоэффективных видов субсидий и увеличению средств на эффективные.
Кроме того, в целях повышения эффективности мер государственной поддержки принята Схема специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции с учетом природно-климатических условий, наличия рынков сбыта и потенциала развития регионов.
– На протяжении последних лет Минсельхоз занимается породным преобразованием товарного стада. Есть ли позитивные сдвиги?
– Об этом лучше всего говорят цифры и факты. До 2011 года доля племенного КРС в стране составляла 5,6%. А для полноценного развития животноводства необходимо, чтобы эта цифра была не ниже 10% от общего поголовья. За время реализации программы породного преобразования в рамках проекта "Развитие экспортного потенциала мяса КРС" племенное стадо КРС увеличилось до 9,8% и составило 585 тысяч голов по итогам 2014 года.
– Рост поголовья должен был стимулировать увеличение производства и экспорт мяса…
– Прошедший год стал поворотным для экспорта мяса. В 2014 году Казахстан впервые за 20 лет экспортировал свыше 12 тысяч тонн мяса и мясопродуктов. Поставки охлажденной говядины на рынки СНГ, по сравнению с 2013 годом, увеличились более чем в 6 раз. К тому же нам удалось наладить экспорт замороженной говядины, который практически отсутствовал ранее. За январь – март 2015 года из Казахстана экспортировано 2,2 тысячи тонн мяса и мясопродуктов (в том числе 460 тонн говядины), 80% которых приходится на Россию.
Однако из-за сложившейся ситуации на рынке России, которая рассматривается как основная страна-импортер казахстанской говядины, план по экспорту на 2014 год выполнен не полностью. Тем не менее Министерством сельского хозяйства принимаются меры по дальнейшему развитию экспортного потенциала мясной отрасли, в том числе путем поддержки диверсифицированного экспорта.
Отмечу, что потенциальными рынками сбыта говядины отечественного производства выступают Российская Федерация, Китайская Народная Республика, а также рынки премиальной говядины Южной Кореи, Японии, стран ЕС и Персидского залива. При этом на сегодня внутренний рынок говядины достаточно насыщен и полностью обеспечивается за счет собственного производства.
– Недавно Казахстан получил статус страны, свободной от ящура, чего с нетерпением ждали производители животноводческой продукции. Какая работа была предварительно проведена в области ветеринарии?
– За несколько лет Министерство сельского хозяйства полностью реформировало систему ветеринарии. Был создан Комитет ветеринарного контроля и надзора с дочерними организациями: республиканской ветлабораторией с 18 областными, региональными и 197 районными филиалами, национальным референтным центром по ветеринарии, республиканским противоэпизоотическим отрядом. При местных исполнительных органах образованы госветорганизации с ветпунктами в сельских округах. В законодательство «О ветеринарии» внесли изменения, согласно которым функции по диагностике и вакцинации скота от особо опасных болезней из частного ведения вернулись государству. Сформирована четкая структура ветеринарной помощи на областном, районном и сельском уровнях. Необходимо отметить, что профилактика, диагностика и ликвидация особо опасных болезней сельскохозяйственных животных проводятся за счет средств республиканского бюджета.
На сегодня пересмотрены принципы проведения противоэпизоотических ветеринарных мероприятий против особо опасных болезней животных с учетом рекомендаций международных экспертов. А также ужесточены требования к качеству применяемых в Казахстане ветеринарных препаратов. Со второй половины 2013 года в стране используются только очищенные высокопотенциальные противоящурные вакцины, производство которых соответствует международным стандартам качества – Good Manufacturing Practice (GMP). С применением этих вакцин за последние годы на территории нашей страны не зарегистрированы случаи вспышек ящура.
В 2013 году для обеспечения эпизоотического благополучия на территории Центрально-Азиатского региона в Астане открыт субрегиональный координационный офис МЭБ по контролю за ящуром. При офисе МЭБ в Астане создается Банк вакцин, для которого МЭБ ежегодно будет выделять грант на закуп качественных противоящурных препаратов для вакцинации животных в республиках Средней Азии.
В августе прошлого года Минсельхоз направил две заявки в МЭБ для получения статуса свободной зоны без вакцинации сельхозживотных по 9 областям (Акмолинская, Атырауская, Мангистауская, Актюбинская, Павлодарская, Костанайская, Карагандинская, Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская) и с вакцинацией по 5 областям (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская). А уже в марте мы получили решение Научной комиссии МЭБ об одобрении заявки по признанию 9 областей Казахстана зоной, свободной от ящура без вакцинации. В мае на Ассамблее МЭБ в Париже наша страна официально получила сертификат.
Вся эта предварительная работа в итоге помогла нам открыть страну для экспорта животноводческой продукции на мировые рынки: в страны ЕС и ВТО. Согласно критериям, установленным МЭБ, эпизоотическая ситуация в Казахстане является благополучной по ящуру. Вторая заявка Казахстана на получение статуса зоны, свободной от ящура, с вакцинацией в оставшихся пяти областях будет рассмотрена осенью.
– Глава государства не раз говорил о необходимости импортозамещения в сфере производства продуктов питания, развитии переработки в стране. Какие меры принимает государство для того, чтобы увеличить выпуск конечной продукции из отечественного сырья и обеспечить продовольственную независимость республики?
– Казахстан более чем на 80% обеспечивает себя продовольствием. По итогам 2014 года производство продуктов питания в нашей стране увеличилось на 2,9% и впервые превысило 1 триллион тенге (5 миллиардов долларов). Импорт составил 2,9 миллиарда долларов, экспорт – 1,1 миллиарда долларов. При этом третью часть импорта составляют экзотические товары – чай, пальмовое, кокосовое, арахисовое масла, какао-бобы, тростниковый сахар, цитрусовые, хлопок элитных сортов и другие, выпуск которых не представляется возможным в Казахстане.
Наша задача – обеспечить производство конкурентоспособной продукции, для выпуска которой в стране есть благоприятные условия. В первую очередь это касается производства и глубокой переработки зерна, масличных культур, животноводческой продукции, овощей, кондитерских изделий, сахара и других. Всего Министерство сельского хозяйства определило 10 приоритетных направлений переработки. Они распределены по регионам с учетом схемы специализации для производства конкретных видов продукции и подлежат финансированию в первоочередном порядке. При этом господдержка проектов по переработке входит в разряд приоритетных в рамках программы «Агробизнес-2020» и программы второй пятилетки индустриально-инновационного развития.
В частности, программа "Агробизнес-2020" предусматривает выплату инвестиционных субсидий, которыми товаропроизводителям возмещается 30% от стоимости средств, вложенных в модернизацию (приобретение оборудования и техники) или строительство нового перерабатывающего предприятия.
С прошлого года государством субсидируются затраты перерабатывающих предприятий на закуп сырья. В перечень субсидируемой сельхозпродукции включены импортозависимые позиции: молоко и сахарная свекла для производства продуктов переработки. В качестве пилотного проекта в 2014 году реализовывалась программа субсидирования перерабатывающих предприятий в 8 областях: Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской. Субсидии получили предприятия, выпускающие сливочное масло, сыр и сухое молоко. Объем бюджетных субсидий составил порядка 2 миллиардов тенге на 2014 год. В результате реализации данной программы по итогам года, по сравнению с 2013 годом, на 16% (с 13,5 до 15,7 тысячи тонн) увеличилось производство масла сливочного, на 24% (с 2,3 до 2,9 тысячи тонн) – сухого молока, на 15% (с 2,4 до 2,7 тысячи тонн) – сыра твердого. В 2015 году данная программа будет реализовываться во всех регионах, где развито молокоперерабатывающее производство.
По поручению Главы государства разработан перечень прорывных проектов переработки сельхозпродукции и пищевой промышленности с участием иностранных компаний. Министерство сельского хозяйства прорабатывает инвестиционные предложения по 15 проектам. В частности, предлагается реализовать 4 проекта по созданию кластера в мясном скотоводстве с участием австрийских и немецких компаний. Планируется строительство мясоперерабатывающего комплекса мощностью 17 тысяч тонн переработки мяса в год, включая линию по переработке отходов производства. Также планируется строительство 3 птицефабрик общей мощностью 90 тысяч тонн, что позволит сократить объем импорта птицеводческой продукции более чем на 50%. Прорабатываются проекты по производству молочной продукции и растительных масел. Общая ориентировочная стоимость проектов составляет около 200 миллиардов тенге. Основной объем господдержки таких проектов будет осуществляться с помощью новых инструментов: инвестиционного субсидирования и субсидирования ставки по кредитам и лизингу.