Казахстанцам нужно перестать смотреть на мир чужими глазами

1451
Жания Уранкаева
Фото © Марата Куракова/Kazpravda.kz
KAZPRAVDA.KZ: Олжас, уверена, что Ваши творения видело большое количество казахстанцев, да и не только, но мало кто знает о Вас, предлагаю исправить это...

– 
Я из творческой семьи. Мой отец является графиком. В седьмом классе я поступил в художественную школу, позже перешел в художественный колледж, далее в Академию искусств имени Темирбека Жургенова по специальности "скульптура". В общей сложности обучение у меня заняло 11 лет. Талант проявлялся с раннего возраста, и я всегда знал, кем я буду. Первая моя работа была в салоне красоты, в котором я два года рисовал эскизы татуировок. К 19 годам я уже зарегистрировал свою компанию, назвав ее Ideal Design. Сейчас работаю с братом, он – дизайнер интерьера. Девиз нашей компании – "От идеи до воплощения". Сейчас мы достигли уровня, когда делаем проекты под ключ. К этому мы шли не один год. Наш каждый проект индивидуальный, нет конвейерного подхода. В будущем планируем выйти на рынки СНГ и Китая. Несколько лет назад я осознал социальную ответственность бизнесменов, которые, открыв свое дело, дают работу десяткам семей. Поэтому очень важна поддержка малых и средних предприятий.

583447a8343c91479821224.jpg
Работы Олжаса Мухамеди

KAZPRAVDA.KZ: Звучит здорово! А насколько наши люди готовы ценить оригинальную идею, эксклюзивный дизайн и оплачивать эту работу?

– Вы точно подметили, увы, но у нас много людей, которые думают, что придумать дизайн нового продукта очень просто. Много дилетантов на рынке, которые сбивают цены. Работники нашей сферы не защищены сертификатами. Есть общая масса, и люди вынуждены методом проб и ошибок выбирать мастеров.
К сожалению, скульптурой в материальном плане в наше время заниматься невыгодно. Мне в университете преподаватели говорили, что нельзя заниматься чем-то наполовину. Поэтому я выбрал немного другое направление. И в этой области я состоялся, а как скульптор, к сожалению, отстаю. Я делаю композиции для персональных выставок. Для участия в крупных конкурсах нет возможностей, так как в данной сфере у нас все "схвачено".

583447bcc07f11479821244.jpg

KAZPRAVDA.KZ: Неужели длинные руки коррупции добрались и до скульптурного искусства?

– К сожалению, да. Коррупция сумела влезть во все сферы нашей жизни. В нашей сфере это легко отслеживается, мы видим, что в объявленных последних десяти конкурсах все проекты уходят в одни и те же руки. Не знаком с самой схемой, но последствия данной несправедливости на лицо. Как и в любой другой монопольной сфере, качество начинает страдать. К примеру, возьмем скульптуру Абая Кунанбаева, установленного в столице по одноименной улице. Как по мне, так в данной работе полностью нарушены анатомические показатели. Он почему-то очень высокий и худой, хотя все мы знаем, что сам Абай не отличался стройностью. Если раньше, прежде чем принять в работу скульптуру, проводился жесткий отбор, выбирали эскизы работ, их строго оценивала целая комиссия. Порой эта процедура занимала несколько лет. Сейчас у нас ситуация такая: объявляется конкурс, и буквально параллельно, на месте, где должна быть установлена скульптура, кто-то заливает постамент. Получается, что конкурс фиктивный, победитель уже определен, и он, чтобы успеть к срокам, судорожно начинает работать. Сроки тоже устанавливаются очень сжатые, два месяца на крупную скульптуру – очень мало. Начинаешь ускоряться – качество хромает.

583447ec603921479821292.JPG

KAZPRAVDA.KZ: О каких суммах речь? Сколько в наши дни может стоить большой памятник? 

Деньги там огромные. Одна крупная скульптура может стоить от $500 тысяч до $1 миллиона. И мы знаем, что есть приближенный круг людей, которые и поделили этот пирог между собой. Хотя лишь самые лучшие скульпторы должны ставить памятники, ведь они устанавливаются на обозрение миллионов человек – как местных жителей, так и туристов. Это устанавливается надолго, это ведь не выставка. Все это приводит к тому, что постфактум мы видим вот таких вот "квазимод", хотя при правильном подходе этих ошибок можно было бы избежать во время эскизов и лепки.

KAZPRAVDA.KZ: Помимо коррумпированности какие еще недостатки Вы можете назвать? 

– У нас не учитываются современные тенденции в искусстве. Люди до сих пор любят устанавливать батыров с копьями и лошадьми. До сих пор сохранен советский подход к этому делу. В стране нет поддержки молодых талантов. К примеру, вместе со мной оканчивали шесть человек, и лишь три процента из всех, кто учился на скульптора, идет работать по специальности, так как люди знают, что участвовать в конкурсах смысла нет. Чтобы самому организовывать выставки, нужно быть очень богатым человеком. Одна маленькая бронзовая скульптура требует минимум $2000. Поэтому показать себя, свой талант мало кому удается. Также мы должны признать, что у общества слабый интерес в этом отношении, на выставки к художникам чаще всего приходят сами художники. У нас нет фондов меценатов, поддерживающих молодых скульпторов, в СМИ все это слабо освещается.

5834485b1afdc1479821403.JPG

KAZPRAVDA.KZ: Получается, что журналисты виновны в непопулярности наших художников? 

– Не совсем, в этом есть и вина самих художников. Многие мои коллеги не следят за мировыми трендами. В частности, европейские художники стараются удивлять. Они делают скандальные вещи, не всю коллекцию, а некоторые вещи, которые привлекают внимание. И еще, главный минус в том, что наши чиновники часто лезут не в свое дело. Лично я не знаю политиков, которые бы оканчивали академии искусств и хорошо разбирались в творчестве, чтобы судить и решать, какая скульптура должна стоять, а какая нет. Это все-таки удел компетентных людей, профессионалов в своем деле. Это не должно решаться локально, комиссия государственная должна лучше работать. Еще один минус моих коллег в том, что все художники очень ранимы, они не умеют себя защищать и отстаивать свои границы. Это и позволяет многим непрофессионалам за правильный откат установить то, что хочется видеть агашкам.

KAZPRAVDA.KZ: Олжас, а как же то, что со вкусом не спорят? 

– В том то и дело, что в личных пределах каждый пусть сам по своему вкусу решает, что нужно, а что нет. Но когда это касается логотипов, скульптур и других общественных произведений, то здесь должны решать именно профессионалы. Ведь есть законы и каноны композиции, и мастера не должны ориентироваться на вкус масс, задача истинного художника – потянуть массы за собой своей работой, своим профессионализмом.

KAZPRAVDA.KZ: Хорошо, давайте представим, что у Вас есть полномочия провести реформу в данной сфере, с чего бы Вы начали?

– В первую очередь я бы предложил открытые, прозрачные конкурсы. Сайт, на котором казахстанцы могли бы видеть эскизы будущих работ. Чтобы у них была возможность оценивать и голосовать за них. На этом же ресурсе чтобы выставлялись суммы, предлагаемые за ту или иную работу. Нужна заинтересованность всех участников общества.

KAZPRAVDA.KZ: У нас в стране есть Союз художников Казахстана, входите ли Вы в это сообщество, насколько хорошо там защищают интересы своих подопечных?

– Я не состою в этом сообществе, так как само здание отпугивает, чтобы в него входить (смеется). Если серьезно, то там не учитывают и никак не защищают интересы художников. Каждый выживает как может, сам по себе. У меня есть друзья, состоящие в союзе, но наличие корочки ничем им не помогает.

583448a7e35bd1479821479.JPG

KAZPRAVDA.KZ: Готовы ли Вы сами возглавить движение молодых скульпторов Казахстана?

– Я это планирую. Сейчас моя цель – выйти на пассивный доход, обеспечить себя запасом финансовой прочности на пару лет и освободившееся время посвятить общественной работе по развитию молодежного искусства в нашей стране. Я преподавал в художественном колледже и могу с уверенностью сказать, что талантливой молодежи у нас очень много. И обидно, когда слышишь от 16-летних ребят, что они уже знают о системе: что без связей и денег ничего не решается. Эта система подрезает крылья этим птенцам, это большая проблема. И если разобраться, то поменять систему не так уж и сложно. Все преграды мы строим в своих головах. Просто не нужно ставить свое эго на первое место и нужно избавляться от наших комплексов, боязни того, кто что скажет. Творческим людям в этом отношении нужно быть независимыми и ставить свои цели, не обращая внимания на окружающих. Сам я был в числе диванных критиков, на это ушло пять лет, и ничего за это время не изменилось. Я понял, что если ты хочешь что-то поменять, то нужно кого-то поддержать, для этого как раз и нужно угомонить свое эго.

KAZPRAVDA.KZ: Звучит как предвыборная программа... Олжас, вы несколько лет прожили за рубежом, учились там. Насколько уровень образования на наших творческих факультетах соответствует общемировым? 

– Я оптимистично отношусь к нашей молодежи. Мне нравится видение ребят 1994–95 годов рождения. На них можно смотреть и видеть будущее нашей страны. Они люди новой формации, они раскрепощенные, не боятся новых движений, не ждут какой-то стабильности в жизни. У них шире границы, они не забитые "уятом". Им просто нужно дать дорогу через экспериментальные площадки, центры, чтобы они могли проявить себя.

KAZPRAVDA.KZ: Если вы помните, то на день Астаны на Водно-зеленом бульваре проходил международный фестиваль современного искусства, дизайна и архитектуры Art Fest, это ведь отличная площадка для молодых художников и скульпторов.

– Это отличная инициатива. То, что должно было быть много лет назад. Такие мероприятия нужно проводить чаще, больше финансировать и развивать не только классическое искусство, но и современное.

KAZPRAVDA.KZ: Вы сказали, что у нас преобладают скульптуры батыров на лошадях, но ведь это наша история. Что, по-Вашему, нужно устанавливать? Каких памятников не хватает нашим городам?

– История должна быть, но она не должна быть доминирующей. У нас мало яркого, современного. Людей нельзя ограничивать. У нас чувствуется давление старой школы. И самое главное, жестче отбирать работы, чтобы они были более качественными. Если говорить по регионам, то им не хватает внимания. Все внимание в двух городах, а в регионах нужно начинать с элементарного: с вокзалов, аэропортов, инфраструктуры и освещения. Украшать местные достопримечательности ведь никто не запрещает, просто нужно больше внимания и участия.
Свою активную гражданскую позицию я стал проявлять не так давно. Знакомлюсь со многими людьми. И думаю, что противостояние властных структур и оппозиции преувеличено, способы разные, а цель одна: все хотят жить в лучшей стране. Те, кто остались в стране, они и есть патриоты. Нужно время, постепенно все меняется. Для творческого развития нужен определенный уровень финансового благосостояния. У нас еще слишком много людей, которые выживают, им не до красоты,

KAZPRAVDA.KZ: Помните в соцсетях началась полемика о порочности скульптуры влюбленных в Астане, дескать "а девушка-то голая"? Вы как считаете – ұят это или нет?

– А это большая ошибка, когда люди думают, что закомплексованность и строгие рамки – это наше. Нет, казахи раньше верили и были очень близки с природой, они были философами. А то, что современных казахов загоняют в проблемы и требуют определенного поведения – это неправильно. Музыка, поэзия, искусство – это всегда было близко нашему народу. О той скульптуре могу сказать, что это смешно. Ведь в изобразительном искусстве нет рамок, и доля определенного эротизма должна быть. Сама работа выполнена неплохо. По композиции она напоминает фотографию, немного не хватает духовной связи между парнем и девушкой, но ничего недопустимого я там не вижу. А уят зависит от уровня сознания, он зарождается от узости развития. И я считаю, что в моральном плане те, кто осуждают и задевают другого, менее моральны, нежели чем те, кто живет как хочет. Не нужно сужать и так узкое мышление.

583448ee0ea9d1479821550.JPG

KAZPRAVDA.KZ: А как объяснить то, что наши люди сами любят критиковать все вокруг, но если услышат критику от посторонних, то рьяно начинают защищать и оправдывать все наше. К примеру, многие очень негативно отнеслись к постам российского блогера Ильи Варламова, который нелестно отозвался об архитектуре Астаны и Алматы. Вам, как профессионалу, как казахстанцу, нравится облик главных казахстанских городов?

– Если говорить об Астане, то здесь много чего построено на скорую руку, прямо чувствуется, что строители не успевали и быстро-быстро все это делали. Иначе как объяснить пробки в новом городе, где проживает меньше двух миллионов человек. В плане архитектуры – у нас есть очень красивые здания, которые построены по последнему слову архитектурной инженерии, а есть и просто коробки, замазанные алюкобондом. Астана – молодой город, и я уверен, что не очень удачные строения со временем пропадут в массиве новых сооружений. Если говорить про Алматы, то главная достопримечательность там – горы, вид на которые не испортить ничем (улыбается). А насчет критики и отношения к ней, то нам нужно больше развиваться самим и избавляться от комплексов, смотреть на мир не чужими глазами, а своими. Ведь что представляет из себя блогер – он представляет из себя то, что мы позволяем ему из себя представлять.

KAZPRAVDA.KZ: Спасибо за Ваше мнение и отрытый разговор. Чего бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии больших праздников? 

– Всем читателям Kazpravda.kz я желаю меньше переживать, больше мечтать. Выражать благие намерения и думать о хорошем, желая людям добра и уважая их. Нужно помнить, что мы созданы богом для процветания, поэтому всем нам нужно стремиться к хорошему и красивому.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Этностиль остается на пике популярности
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Почувствовать себя частичкой природы, прикоснуться к истории смогли участники первого экофестиваля «Талдыкорган – столица страны петроглифов»
Черепахи умеют улыбаться
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Эмоции взяли верх
«И Родина щедро поила меня…»
Ради водворения правды
Превратили остановку в арт-объект
Дождалась котельная ремонта
Паводковые воды направят в природные озера
Распоряжение Главы государства
Увеличены выплаты для медкадров
Распоряжение Главы государства
Казахский должен стать языком межнационального общения
Легионеры будут уповать на меценатов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]