​Газопровод «Сарыарка»: целесообразность выше стоимости

3275
Асель Муканова
– Насколько известно, несколько лет назад детально прорабатывался маршрут Запад – Север – Центр, который позволил бы газифицировать Центральный Казахстан от действующего газопровода в Костанайской области. Почему в итоге был выбран иной – южный – маршрут?

– Действительно, ранее рассматривался северный маршрут строительства магистрального газопровода Запад – Север – Центр с поставкой газа из Российской Федерации от Карталы через Тобол и Кокшетау до Астаны. 

Вместе с тем Глава государства в своем недавнем Обращении к народу обозначил 5-й социальной инициативой сооружение газопровода «Сарыарка». Он пройдет от Кызылорды через Жезказган, Караганду, Темиртау до Астаны с возможностью дальнейшей газификации Кокшетау и Петропавловска.
В первую очередь южный маршрут был выбран по причине большего охвата населения. Второй плюс – возможность использовать голубое топливо из месторождений Карачаганак, Тенгиз и Кашаган, где сосредоточены крупнейшие ресурсы газа. 

За последние годы фактически создана вся необходимая инфраструктура, чтобы направлять газ из Западного Казахстана через существующий газопровод Средняя Азия – Центр на юг страны через недавно построенный газопровод Бейнеу – Бозой – Шымкент и далее на «Сарыарку». То есть мы хотим воспользоваться действующим газотранспортным коридором и продлить его до центра страны.
Возможно, от Костаная тянуть газопровод было бы ближе на 200 с лишним километров, и по нему уже проработано и технико-экономическое обоснование, и проектно-сметная документация. Но по стоимости эти 2 маршрута примерно сопоставимы, а по целесообразности и эффективности предпочтительнее, несомненно, «Сарыарка». 

Учитывая, что по южному трафику есть возможность охватить газификацией на 1 миллион казахстанцев больше, выбор очевиден. Ведь газ – это в первую очередь социальный продукт, направленный на улучшение качества жизни наших сограждан. 
– О каких сроках идет речь? 

– ТЭО газопровода «Сарыарка» было разработано в 2017 году, прошло госэкспертизу. Сейчас готовится проектно-сметная документация. Эти работы должны быть завершены в мае, в июне ожидаем экспертное одобрение всего проекта, а уже в июле намерены приступить к строительным работам.
Параллельно решаются вопросы финансирования, в том числе с привлечением международных финансовых организаций. Участок Кызылорда (от КС «Караозек») – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана, согласно ТЭО, оценивается в 267,3 миллиарда тенге. В настоящее время обсуждаются условия и схема финансирования. 

Также необходим своевременный отвод земель по трассе маршрута в 3 областях – Кызылординской, Карагандинской, Акмолинской и Астане. Мы рассчитываем на активную работу акиматов. Ведь необходимо подготовить внутригородскую инфраструктуру, подвести к домам газопроводы среднего и малого давления.
В процессе подготовки ТЭО наши специалисты прошли всю трассу, убедились, что рельеф довольно несложный. К тому же за годы независимости уже накопился достаточный опыт по строительству газопроводов. Конечно, могут сыграть свою роль погодные условия. Но в целом мы рассчитываем, что строительство «Сарыарки», как отметил Глава государства, займет срок до полутора лет.
Мы намеренно подбираем такой диаметр трубы, который позволил бы нам в дальнейшем безболезненно продлить газопровод «Сарыарка» до Кокшетау и Петропавловска. 

С ростом потребления газа планируем построить 2 компрессорные станции в Жезказгане и Темиртау. На первых же этапах хватит мощности компрессорной станции Караозек, благодаря которой мы и сможем осуществить проект достаточно быстро.
 

– Так что все-таки нам даст строительство нового газопровода? 

– Во-первых, будут созданы новые рабочие места как в процессе строительства (на масштабной строительной площадке планируется задействовать около 800 человек), так и в процессе обслуживания (более 200 специалистов). 

Вдоль трассы магистрального газопровода появится возможность для развития инфраструктуры, создания новых производств с использованием природного газа, причем как в сфере малого и среднего, так и крупного бизнеса. К примеру, ранее уже поступали предложения от инвесторов о строительстве небольших газотурбинных электростанций для отдельных поселков. 

Астане же в первую очередь это даст возможность улучшить качество воздуха. Мы, жители столицы, в период отопительного сезона в безветренную погоду можем наблюдать над городом смог. Так вот, только в Астане перевод на газ позволит снизить вредные выбросы в атмосферу в 6 раз, или на 35 тысяч тонн в год. И это не считая выбросов частного сектора. 

Реализация проекта позволит перевести на газ 192 частных и 48 малых коммунальных котельных, 22 тысячи частных жилых домов и водогрейных котлов ТЭЦ-1, 2, а в перспективе – строящуюся ТЭЦ-3. Все эти меры в итоге должны улучшить экологическое состояние столицы. 

– Как скажется газификация на угольной промышленности, традиционно прибыльной в регионе? 

– В Астане основной потребитель угля – ТЭЦ. Объем потребления каменного топлива вследствие газификации снизится на 650 тысяч тонн. Учитывая, что в стране добывается более 100 миллионов тонн угля в год, это абсолютно не критическая цифра. Весь мир постепенно идет к тому, чтобы отказываться от угля в пользу «зеленых» технологий – возобновляемых источников энергии. Это общемировые тренды, и Казахстан не намерен оставаться в стороне.
Кстати, крупнейшие потребители угля – Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2 – так и продолжат работать на твердом топливе. Вопрос по Караганде и Жезказгану будет еще обсуждаться. 

– А что касается кошельков астанинцев? 

– Конечно, надо понимать, что газ априори дороже угля. Но мы должны этот вопрос проработать таким образом, чтобы тариф остался приемлемым для населения. И это тоже одна из краеугольных задач, которой будем заниматься в предстоящее время. Создана межведомственная рабочая группа. Все будет зависеть от схемы финансирования и стоимости привлечения капитала.
О принятых решениях по тарифу будет сообщено дополнительно в ближайшем будущем. 

– Можно ли назвать газопровод «Сарыарка» еще одним уникальным проектом Казахстана? 

– За годы независимости объемы добычи газа в стране увеличились с 8 до 52 миллиардов кубометров в год, и эта цифра будет расти дальше. На сегодня уровень газификации населения составляет почти 50%.
Первый уникальный по своим масштабам газопровод Бейнеу – Бозой – Шымкент также был построен по прямому поручению Президента в рамках его договоренностей с Председателем КНР. Благодаря этому маршруту были решены 2 крупные задачи: вопрос обеспеченности юга Казахстана отечественным газом и экспорта голубого топлива в Китай. 

Здесь следует обязательно упомянуть и о втором проекте – международном – о транзитном газопроводе Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, по которому сегодня среднеазиатский газ экспортируется в Поднебесную.
«Сарыарка» – это уже третий крупный газовый проект внутри страны за годы независимости. За этот период нами наработан богатый опыт, сформирована мощная техническая компетенция как по строительству, так и управлению крупными магистральными газопроводами. 

В советское время мы оперировали лишь газопроводом Средняя Азия – Центр, который доставлял газ на европейские рынки, и газопроводами меньшей мощности Бухара – Урал и Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы. Сейчас же говорим о новой мощной инфраструктуре, которой, несомненно, сможем гордиться. 

– Не пострадает ли при этом отечественный газовый экспорт? 

– Когда полностью обеспечим весь север и центр республики, то на это будет уходить около 2,5 миллиарда кубометров газа. Для сравнения: на юге мы потребляем примерно 5 миллиардов кубов. Это достаточно значимые объемы. 

По газовому балансу сегодня мы чувствуем себя достаточно комфортно. И внутренний рынок для нас является приоритетным. Как я уже говорил, газ – это социальный товар и в первую очередь должен быть достоянием республики и ее граждан. Возможно, в дальнейшем какие-то объемы придется снимать с экспорта, но перед нами выбор не стоит, он очевиден. 

К тому же хотел бы напомнить, что газ – очень важное химическое сырье. В данный момент мы реализуем 2 крупных газохимических проекта в Атырауской области. Первый касается возведения завода по производству полипропилена мощностью 550 тысяч тонн. Там уже определен подрядчик, выделено финансирование и начато строительство. 

Второй проект касается выпуска полиэтилена, аналогов ему на пространстве СНГ нет. Переговоры по этому предприятию находятся в активной фазе благодаря политической воле Главы государства. Это будет современный завод мощностью 1 миллион 250 тысяч тонн полиэтилена в год, причем почти полностью (до 90%) ориентированный на экспорт. 

Когда эти 2 проекта будут запущены, их вклад в ВВП составит на уровне 1,5%. То есть вместо экспорта сырья – газа – Казахстан начнет поставлять за рубеж продукцию с высокой добавленной стоимостью. А это еще один задел для будущего развития. 

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]