– Александр Сергеевич, после прихода новых акционеров в лице южно-корейской компании Lotte Confectionery прошло уже достаточно времени. Несмотря на критику и опасения со стороны граждан, согласно официальным данным, производство на фабрике выросло в несколько раз, а также растет количество сотрудников. Скажите, какими положительными результатами после слияния фабрика может поделиться на данный момент?– В общих чертах для читателей Kazpravda.kz расскажу о компании Lotte Confectionery, а именно, куда попал бренд "Рахат". Lotte Confectionery обладает 80% акций, являясь основным акционером. Компания входит в огромный холдинг Lotte, который имеет японское и корейское подразделения. Lotte занимается не только кондитерским производством, в него входят банковское дело, гостиничный бизнес, есть бизнес транспортный, торговый. Lotte входит в десятку крупнейших холдингов Азии с огромным торговым оборотом. Одно из подразделений холдинга – это наше дочернее предприятие.
– Что из себя представляет компания? – Lotte Confectionery представляет собой предприятие с производством кондитерских изделий на корейских предприятиях (8 заводов) тоннажем примерно 360 тысяч тонн в год и предприятий кондитерского направления в 8 странах (Россия, Китай, Вьетнам, Индия, Пакистан, Бельгия, Таиланд), в том числе и "Рахат".
– Каковы их цели и задачи? – С учетом специфики казахстанского менталитета мы целый год отбивались от слухов о ГМО, но я могу вас заверить, что никаких добавок нет и не будет! Мы не отходим от тех рецептур, которые были. Мы ничего не меняли: ни рецептуру, ни поставщиков основных материалов и сырья. Когда говорят, что казахстанский шоколад стал не такой, это чистая психология – эффект плацебо. Зачем резать "курицу, несущую золотые яйца"? Хорошим качеством продукции мы уменьшаем затраты на рекламу, у нас действует народная реклама. Куда бы я ни пришел, везде слышу "мы покупаем только "Рахат". Мы не хвалимся, нас может рассудить только потребитель. Каждая фирма сравнима, но у каждого потребителя свои вкусы.
Новый инвестор купил бренд "Рахат", но ничего в деятельности и производстве менять не собирается. Ни одного корейского технолога на предприятии нет, а разработку будущей продукции корейские и казахстанские технологи обсуждают вместе. В Южной Корее существует научно-исследовательский институт, который занимается пищевой безопасностью, новыми продуктами, не только кондитерскими, но и другой пищевой продукцией. Численность их сотрудников 280 человек, наши технологи уже ездили в Корею для обмена опытом, для того чтобы приблизить и совместить стандарты двух стран. Корейские предприятия предлагают казахстанским потребителям свои продукты – это Choco pie, Pepero, жевательную резинку на торговых площадках "Рахат" в Казахстане. В Казахстане 17 миллионов человек, рынок потребления небольшой, но если мы увидим дефицит этих продуктов, то будем внедрять эту продукцию совместно на новых производственных площадках. Но пока мы разгружаем нашу площадку в Алматы. На первом этапе (III квартал 2015 года) мы собираемся нарастить производство мучнистых кондитерских изделий на новой производственной площадке в Шымкенте. На алматинской фабрике планируем сделать модернизацию шоколадного и конфетного производства, так как не хватает свободных площадей.
– А что касается бюджета и продаж?– Если сравнивать бюджет с предыдущими годами, то у нас наблюдаются хорошие показатели. Если в 2013 году мы произвели около 57 тысяч тонн, то в 2014-м – 62,6 тысячи тонн продукции головного предприятия в Алматы. Что касается корпоративных продаж, то с учетом шымкентской площадки 60 546 тонн. Факт продаж в 2014 году – 65 740 тонн – это на 9% больше. Чистая прибыль также возросла.
К сожалению, сегодня экономическая ситуация несколько изменилась, и не в лучшую для нас сторону. В связи в девальвацией российского рубля и, как следствие, с хлынувшим потоком дешевого российского товара наша продукция по независящим от нас причинам стала неконкурентноспособной. Все это повлекло за собой некоторый спад продаж и сокращение объемов производства. Но мы принимаем активные меры для стабилизации сложившейся ситуации. В настоящее время наши усилия направлены на усиление экспортных поставок в страны СНГ и дальнее зарубежье, аренду паллетного и полочного пространства в розничных сетях, проведение различных маркетинговых акций с предоставлением скидок и другое.
– Несколько лет назад шоколад "Рахат" впервые пробно вышел за пределы СНГ. Сначала продавался в так называемых русских магазинах, а три года назад уже стал размещаться в немецких супермаркетах среднего ценового сегмента. Как на сегодняшний день расширилась география? Какие планы в развитии экспорта?– Знаете, каковы преимущества нашего шоколада "Казахстанский"? Наши технологи воспроизвели такие вкусовые качества, которые нравятся большинству потребителей. В шоколаде какао-продуктов больше 45%, и именно такой шоколад может считаться настоящим. Мы прочно стоим на неизменности технологии. Ежегодно мы участвуем на выставках в Кельне, Москве, Берлине и на других выставках. Там собирается весь мир, а от Казахстана только "Рахат". К слову, на выставках интерес к нашей продукции очень большой.
Что касается экспорта. Темп роста экспортных поставок в 2014 году по отношению к 2013 году составил 135%. Свою продукцию мы экспортируем в Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Монголию, Китай, Германию, но больше всего наши сладости потребляет соседняя Россия – в 2014 году мы продали им наших сладостей 5 324 тонны на сумму 2,5 миллиарда тенге. Например, в Новосибирске за нашими конфетами очереди стоят. В Америку направлять слишком большая логистика, есть предложения, но мы смотрим по выгодности. Этим занимаются наши трейдеры в Германии. Сейчас мы прорабатываем вопрос выхода в Пакистан и Индию. Кстати, вхождение в холдинг Lotte дает нам еще одно преимущество – мы можем наладить поставки на рынок Азии, а это огромные объемы.
– Наше качество ничуть не уступает многим иностранным кондитерским брендам. С какими именитыми из них можно поставить "Рахат" в один ряд?– На определенном ассортименте мы можем сравниваться с любой кондитерской мира. Звучит, быть может, нескромно, но нас ставят в один ряд с самыми элитными производителями сладостей. Все наше оборудование современное, технологии, рецептуры поддерживаются с давних пор, за входным сырьем мы строго следим. Но хочу отметить, что у каждого потребителя есть свой любимый бренд и у каждого производителя своя ниша. Мы готовы и к критике и к похвалам, но последнее слово всегда остается за покупателями.
– Говоря о ЕАЭС. Как будут складываться дела компании в рамках Евразийского экономического союза? Можем мы на равных конкурировать с российскими и белорусскими производителями? Чего стоит бояться и на что делать ставку? – Я считаю, что такое союзничество принесет только положительный результат, как бы то ни было, это расширение рынка. Вступление в ЕАЭС и приход новых его членов поможет облегчить бизнес, любой бизнес, который делается в Казахстане, не только кондитерский. Это, безусловно, рынки сбыта, ведь мы ликвидировали преграды, барьеры. Мы расширили площадку от 17 миллионов до 140 миллионов в России, 6 миллионов в Беларуси, и в будущем в Армении и Кыргызстане.
Что касается конкуренции. Мы за здоровую, нормальную, не демпинговую, а добросовестную конкуренцию. Мы к этому абсолютно готовы и видим наше преимущество в высоком и неизменном качестве продукции. У нас огромное разнообразие рынка, а будет еще больше. Мы не боимся конкуренции.
– Говоря о производстве. Как часто в ассортименте появляются новинки? Что сегодня нужно нашему потребителю? Чем планируете удивлять в будущем?– По плану ежегодно мы выпускаем до 10 новых видов продукции. Специально для этого существуют программа, технологи, менеджеры. Но, откровенно говоря, на сегодняшний день у нас накопился большой "багаж" нераскрученных продуктов, которые имеют исключительное качество и вкусовые характеристики. Например, никто в Казахстане сегодня не делает пористый шоколад, у нас же есть все технологии и возможности, но после его первичного выпуска он по каким-то причинам не завоевал народной любви, и таких товаров у нас очень много. Сейчас мы делаем старое новое, то есть уже давно выпускаемые продукты в новой апробации. В ассортименте "Рахата" сейчас 400 наименований продукции, ни одна кондитерская мира не может похвастаться таким разнообразием.
– Назовите самые популярные кондитерские изделия и объемы их годовых продаж.– Основываясь на продажах 2014 года, первое место занимают вафли "Сюрприз" – их мы продали на 1 миллиард тенге. За ними следует целая группа печенья, далее переслоенная карамель "Кузнечик" – почти тоже на миллиард тенге, следом шоколадные конфеты "Вечер", карамель "Барбарис", шоколад "Казахстанский" и так далее.
– Повсеместно в обществе стало модным приобщаться к здоровому образу жизни. Планируете ли вы запустить линию так называемой фитнес-продукции?
– Понятие "фитнес-продукция" подразумевает употребление низкокалорийных продуктов питания, а наши кондитерские изделия, наверное, нельзя назвать таковыми, так как в них высокое содержание сахара, жиров и т. д. Но в линейке Lotte есть такие продукты – это крекеры – тонкие, хрустящие, так и называются Fitness. Сейчас в продаже пока два вида: "8 овощей" и "Крекер с кунжутом".
– Очень хочется узнать у Вас, не как у производителя, а как у потребителя, какие кондитерские изделия Вы любите больше всего?– Моими фаворитами являются, безусловно, шоколад "Казахстанский", группа переслоенной карамели, например "Кузнечик", глазированная переслоенная карамель "Рахат", зефир в шоколаде и глазированное печенье, особенно с чаем.
– И напоследок расскажите о ваших принципах и той философии, который вы придерживаетесь в работе?– Нашим главным и единственным принципом на протяжении вот уже более чем 70 лет является забота о потребителе, потому что в конце концов все наши силы и старания направлены только на него и для него. У наших акционеров Lotte есть очень хороший и емкий философский лозунг – "Love, live & joy", и мы теперь, как одна большая семья, будем думать и развиваться под одним лозунгом. Любить, жить и радоваться. Это самое главное.