Более чем 25-летняя история развития страны, углубления социально-экономических и политических реформ, выход на новый этап государственного устройства свидетельствуют об обоснованности и перспективности стратегического курса преобразований, сформированного Главой государства, Елбасы Нурсултаном Назарбаевым.
В начале текущего года Президент страны в своем Послании народу Казахстана вновь сформулировал стратегическую и исторически значимую программу действий «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».
Основной императив Послания в системности и единовременности модернизации всех сфер жизни гражданина, общества, государства. Поэтому
Нурсултан Назарбаев в развитие идеи новой модернизации выступил с программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Модернизация общественного сознания как основа и фундаментальное условие духовного возрождения и пассионарного подъема общества в статье Президента страны предлагается через новое осмысление позитивного исторического опыта, обычаев и традиций народа, опору на лучшее достижение государства и международного сообщества, сохранение национального кода.
«Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены», – так емко и точно Глава государства формулирует свой взгляд на будущую архитектонику нашего общества.
Впитать в себя, донести до новых поколений, обогатить общечеловеческие ценности и мировое сообщество самобытным и уникальным языком, культурой и историей нашего народа, сохранить в реальной жизни (а не только в памяти) все многообразие обычаев и традиций общества, – таковы параметры нового открытого, конструктивного и прагматичного сознания общества.
Понимая важность поставленных перед обществом, перед учеными-обществоведами, историками задач по модернизации общественного сознания, хотелось отметить, что нас в настоящее время ожидают конкретные проекты, мероприятия.
В связи с чем на страницах газеты считаю весьма важным поделиться идеями, раскрывающими основные направления программной статьи Главы государства.
По проекту «Новое гуманитарное знание «100 новых учебников»
Это реальный шаг повышения качества отечественного образования и его интегрированности в международное пространство.
Из 100 зарубежных учебников, которые будут переведены на казахский язык, должны быть внедрены в учебный процесс книги по всемирной истории, истории страны и истории тех или иных событий, знаний (религий, науки, образования, государства и права). Наверное, в этом направлении должно найти свое место решение вопроса о полном обеспечении учебниками дисциплин по всем историческим специальностям в вузах и колледжах страны. Ученые-историки могли бы взять на себя координационную функцию в решении этой важной задачи.
По программе «Туған жер»
Данный проект полностью относится к профессиональной компетенции историков и ученых-обществоведов. Прежде всего надо развернуть работу по внедрению курсов и учебных программ по «Краеведению» и «Өлкетану». Эту задачу ставит перед нами Глава государства. Поэтому необходимо в срочном порядке разработать типовую программу и издавать учебники для школ и колледжей по всем областям, городам Астане и Алматы.
Предлагается в рамках проекта выполнить работу по созданию базы краеведческих тем по дипломным, магистерским и докторским диссертациям по наиболее актуальным проблемам исторической науки.
Еще в 1995 году была утверждена Концепция формирования исторического сознания. Прошло уже 22 года, и конечно, многое изменилось, в том числе в понимании этого процесса. Поэтому было бы целесообразно рассмотреть вопрос о принятии нового варианта концепции в русле ключевых идей статьи Президента страны.
Мы предлагаем региональным вузам, колледжам, чтобы студенты гуманитарных специальностей в летнее время активнее принимали участие в работе фольклорных, историко-этнографических и археологических экспедиций. Привлечение студентов к экспедициям позволит лучше прикоснуться молодежи к культуре и национальной истории. Молодой человек, один раз прикоснувшийся к живой истории, культуре, всегда будет любить и уважать свое Отечество.
И именно поэтому уже реализуется информационно-познавательная экспедиция «Туған жер» при активном участии Тюркской академии, газеты «Егемен Казахстан», Национального конгресса историков Казахстана и Евразийского национального университета им. Л. Гумилева.
Через несколько недель будет отправлена экспедиция в Тургай по восстановлению останков выдающегося сына казахского народа Кейкі батыра.
Понятия «Атамекен», «Туған жер» начинаются с той малой родины, села, поселка, в котором родился и вырос человек. Поэтому в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева была утверждена серия книг под общим названием «Туған жер тарихы». И уже презентованы первые книги из этой серии – «Астана: прошлое и настоящее» и «Саржал».
Возвращаясь к теме регионоведения, можно утверждать, что основным звеном краеведческой работы в регионах выступают областные музеи. К сожалению, очень заметен разный подход к формированию музейных экспозиций, исторической периодизации, качеству оформления стендов и другое. Назрела необходимость разработки унифицированной концепции или модели региональных историко-этнографических музеев, приведения к исторической ценности тех или иных экспонатов и разделов.
Продолжая тему модернизации музейного дела в Казахстане, очевидной стала и назрела объективная необходимость в создании специализированных тематических музеев, например, музея «Золото Великой степи», «Кочевая цивилизация». Даже тема отдельного музея «Казахская юрта» достойна всестороннего рассмотрения. Думается, что такие проекты аккумулируют духовное начало музейных экспозиций.
Каждый регион старается издавать свои областные энциклопедии, опять-таки приходится констатировать отсутствие системного подхода к их формированию, включаются в энциклопедии такие материалы, что понимаешь, до какой степени субъективности доходят их разработки. Поэтому предлагается разработать региональные энциклопедии, в том числе и городов Астаны и Алматы, по унифицированной концепции.
Необходимо задействовать историков страны в разработке многотомных фундаментальных трудов, посвященных судьбоносным этапам истории казахского народа. В этом плане остро стоит вопрос в издании монографии по национально-освободительному движению казахского народа. В текущем году исторические даты – 100-летие Алашской автономии, 80-летия массовых сталинских репрессий – можно было сопроводить изданиями серий монографий.
Повышение качества знаний, о котором говорится в статье Президента страны, в рассмотрении вопроса модернизации учебного процесса гуманитарных дисциплин в средних общеобразовательных школах. В частности, назрело и ожидаемо изменение содержания по предмету «Человек и общество». Возможно рассмотрение замены этого предмета на серию факультативов по истории науки, образования, общественной мысли и так далее. Также предмет «Основы религиоведения» следовало бы толковать, как «История религии в Казахстане» и др.
Большой потенциал заложен в повышении эффективности государственных праздников, имеющих этноисторическую ценность. Одним из них является Наурыз мейрамы. В регионах и коллективах событие проводится по-разному, что снижает его этнокультурную ценность. Очевидно, следует разработать модель проведения данного мероприятия. Учитывая то, что данный праздник отмечается несколько дней, следовало бы каждый день посвящать какой-нибудь значимой теме, например, национальной истории, национальной кухне, национальным традициям, семейным ценностям.
В целом назрела необходимость в обеспечении активного использования международных профессиональных праздников для позиционирования исторических и современных достижений нашей страны. В стране фактически отсутствует какая-либо практика проведения мероприятий или участия в них по международным датам. В этих мероприятиях заложен большой потенциал демонстрации на международном уровне достижений страны.
Очень значимо проведение мероприятий, имеющих высокую общественную восприимчивость и историческую ценность. Как показывает практика, особую восприимчивость среди населения получили мероприятия по возвращению на историческую родину останков выдающихся сынов казахского народа, духовных ценностей, материального и нематериального, а также памятников, не имеющих аналогов в стране. Необходимо сформировать перечень таких шагов и привлечь крупных меценатов для возвращения раритетов или установления таких памятников. Примером может служить возвращение головы Кейкі батыра.
По проекту «Духовные святыни Казахстана»
В рамках этого проекта также весьма значима роль историков всех специальностей. Концептуальные принципы и подходы к формированию национального и региональных (краевых) перечней объектов, описание и история их создания, духовный мир этих святынь, порядок и план организации маршрутов их посещения – это работа, которую должны возглавить историки. Предлагаю сформировать план обеспечения этих объектов соответствующей печатной и медиалитературой под единым названием «Сакральная география Казахстана». Это вполне по силам и возможностям наших коллег, членов Конгресса историков Казахстана. В этой работе участие ученых из региональных университетов должно быть приоритетным.
По проекту «Современная казахстанская культура в глобальном мире»
Глава государства этот проект предложил реализовать на шести языках мира по ключевым сферам культуры.
В этом проекте ученые-историки могли бы оказать серьезную научную консультационную помощь в разработке конкретных проектов в киноискусстве, в музыкальном и литературном, художественном творчестве. Или, например, подготовка проектов для всемирно известной телекомпании National Geographic, других научно-популярных зарубежных программ.
В рамках реализации проекта предлагается учредить серию научных докладов на шести языках мира под названием «История Казахстана – наследие Великой степи». Эти доклады рассылать в научные и университетские центры за рубежом как в письменной, так и в электронной форме. В связи с этим необходимо показать наши сохранившиеся традиции и обычаи, некоторые черты ментальных установок и национального характера, коренных его насельников, которые выгодно отличают нас от всего остального мира. Ведь все это и есть код нашей нации, о котором пишет наш Президент.
По проекту «100 новых лиц Казахстана»
Этот проект можно отнести к успехам и достижениям современного Казахстана. Конечно, хотелось бы, чтобы в этом ряду оказались молодые ученые, сумевшие добиться значительных научных результатов, профессионального признания.
Хотелось обратить внимание на то, что все выше обозначенные ценности «вернулись» к нам в годы независимого Казахстана. Четверть века – это достаточный исторический этап и в жизни человека, и в жизни государства. Поэтому история современного Казахстана должна тоже закрепляться в общественном сознании новыми идеологемами и понятиями.
Не углубляясь в эту важную тему, приведу только один пример. В стране отмечается много профессиональных праздников, но только некоторые из них связаны с датами новейшей истории государства. Почему не увязать их с отраслевыми и республиканскими историческими событиями этих самых важных первых 25 лет независимого развития страны? Мне думается, что этот вопрос напрямую отвечает вопросам модернизации сознания казахстанцев.
Каждый историк, каждый представитель гуманитарной сферы не только поддерживает, но и активно разъясняет основные цели и задачи программной статьи среди широких слоев общества. Долг ученого – внести свой конкретный вклад в дело практической реализации всех шести направлений работы в сфере модернизации общественного сознания.