Логотип
21 Февраля 2017 года
$ 319.19
€ 339.01
¥ 46.41
Р 5.50
Погода сейчас:
Астана -2 °С
Алматы -2 °С
Отдел рекламы:
+7 (7172) 44 51 53
reklama@kazpravda.kz
Свежий выпуск

​В орбите активности ЕХРО

В Астане в центральном офисе АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» состоялось второе заседание Общественного совета по вопросам организации и проведения Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», посвященное казахстанскому содержанию на строительстве объектов выставки.

Антикризисный эффект

Напомним, членами Общественного совета (ОС) являются представители научных и образовательных центров, руководители отраслевых ассоциаций и компаний, национальных холдингов и банков. В числе экспертов и приглашенных гостей – представители Счетного комитета РК, бизнес-сообщества и Национального агентства по развитию местного содержания NADLoC.

До начала выставки остается 386 календарных дней, и график работы у всех, кто причастен к организации и проведению ЭСКПО, предельно сжат. Председатель правления АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Ахметжан Есимов, выступив на заседании Общественного совета, рассказал о положении дел на строительных площадках выставки.

– На сегодня по строительству мы идем в ногу с графиком, сейчас на объектах ведутся в основном отделочные работы. На строительстве ЭКСПО занято уже порядка 10 тысяч рабочих. Кроме того, по республике более 30 тысяч людей заняты на предприятиях, задействованных в поставках товаров и услуг на объекты ЭКСПО, – сказал глава компании.

Говоря об антикризисном влиянии ЭКСПО на уровень занятости населения, А. Есимов привел данные международного агентства «Рэнкинг», согласно которым эффект от ЭКСПО только в 2015– 2016 годы превысит суммарные возможности государственных программ по обес­печению занятости в несколько раз. И в этом смысле ЭКСПО – это генератор, задающий постоянный импульс активности бизнесу, в том числе малому и среднему.

Глава компании также сообщил членам ОС о работе по оптимизации бюджета ЭКСПО, в результате которой экономия составила более 131 млрд тенге. При этом весь функционал выставки сохранен. Отмечается также высокая активность потенциальных партнеров выставки, в том числе спонсоров. В текущем году планируется привлечь порядка 147 млн евро спонсорских средств. В настоящее время АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» с казахстанскими и иностранными компаниями подписаны договоры и меморандумы на 100 млн евро. Кроме того, привлечено 244 млрд тенге инвестиций. Только за счет инвестиционных проектов было создано 5 300 дополнительных рабочих мест, кроме тех, о которых говорилось выше.

Наряду с этим, компания прилагает немало усилий в плане международного продвижения выставки. Для этого используются площадки крупнейших мировых форумов, саммитов и конференций с привлечением к этой работе ведущих мировых СМИ. На сегодня суммарный охват по мероприятиям и медиапроектам составил 221 млн человек, до конца года планируется довести этот потенциал до 500 млн, а к началу выставки – до 900 млн человек по всему миру.

– В целом мы видим большой интерес к выставке в Астане со стороны международного сообщества. На сегодня свое участие в ЭКСПО подтвердили 84 страны и 14 глобальных международных организаций. Менее чем через месяц начнется продажа билетов на ЭКСПО по всему миру. Нам удалось добиться в переговорах с МБВ самой минимальной цены, чтобы максимальное число казахстанцев могли посетить выставку, а также привлечь иностранных туристов. Пока могу сказать, что стоимость посещения выставки будет не намного дороже билета в кино, – отметил А. Есимов.

Преодоление негативной практики

Развитие казахстанского содержания – это стратегическая задача, обозначенная Главой государства перед Правительством. Программа поддержания отечественного бизнеса в Казахстане работает не один год. И ее актуальность проявляется именно сегодня, в кризисные периоды, когда рынок потребления сужается и там остается все меньше места для разворота собственных компаний. Правительство в свое время приняло системные меры по поддержке национального бизнеса и через систему закупок государственных учреждений и национальных компаний оказывает отечественным компаниям дополнительные преференции. Тем не менее в предыдущей практике организации ЭКСПО-2017, в частности до августа 2015 года, доля местного содержания на строительстве объектов ЭКСПО-2017 была почти нулевой. Казахстанским компаниям практически было невозможно «зайти» на этот рынок по ряду причин. С августа прошлого года в этом плане наметились первые серьезные сдвиги. Новое руководство ЭКСПО начало активно привлекать отечественные предприятия, выпускающие продукцию для строительной отрасли. Для этого, как пояснил Есимов, пришлось объездить всю страну, чтобы оценить на местах потенциал местных производителей.

– Подписаны меморандумы о сотрудничестве с акиматами всех областей, а также городов Астаны и Алматы. Мы убедили наших генеральных подрядчиков заключать договоры преимущественно с казахстанскими компаниями, – отметил глава «Астана ЭКСПО-2017».

Согласно данным директора департамента государственных закупок АО «Астана ЭКСПО-2017» Анны Боевой, на сегодня в области строительства генеральными подрядными организациями привлечено 258 отечественных товаропроизводителей, которым оплачено по контрактам на поставку товаров и услуг порядка 35 млрд тенге. По сравнению с прежним положением дел в этой сфере ситуация изменилась в корне.

– Мы видим устойчивую положительную динамику доли местного содержания в закупках на протяжении последнего периода времени. Доля местного содержания в целом по закупкам Национальной компании товаров, работ и услуг достигла 25%. И эта цифра склонна к росту, – отметила директор департамента.

Не секрет, что большинство инвесторов в экономике нашей страны продолжают закупать необходимые им товары и материалы за рубежом, поскольку считают, что многое из этого либо не производится в Казахстане, либо уступает в ценовом и качественном аспекте зарубежным аналогам. Но подобный взгляд на местную индустриальную специфику далеко не во всех случаях состоятелен. Бизнес и производство в стране растет, и уже немало отечественных компаний, чья продукция в плане соотношения цены и качества не уступает никому на внутреннем рынке. Именно таким производителям должны отдавать предпочтение заказчики.

Как рассказал генеральный директор предприятия по производству кровли Best Partner Construction М. Садуакасов, до строительства таких объектов, как Университет обороны и ЭКСПО-2017, местные производители находились в тени иностранных «платанов». Отечественные фирмы выдают лучший результат, поскольку знают, что строят для своего города.

– Мы заключили контракт с холдингом BI Group на монтаж кровли на сумму 600 миллионов тенге, что дало нам возможность для организации дополнительных рабочих мест, обновления оборудования, улучшения производственной линии, повышения уровня профессионализма и получения нового опыта. Наш вклад в экономику в виде налогов составил за 2015 год порядка 28 миллионов тенге. Пусть это немного, но мы планируем разработать свою систему кровли с казахстанской маркой, – отметил предприниматель.

Если гора не идет к Магомеду...

На сегодня, помимо интернет-портала «Казахстанское содержание», а также мер по продвижению местного содержания, осуществляемых НПП «Атамекен», Агентством NaDLoC и другими организациями, немалый эффект в увеличении спроса на казахстанскую продукцию оказывают региональные выставки и различные совместные встречи на местах. Ведь если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе. Подобная практика привлечения партнеров показала свою наибольшую эффективность в рамках поиска местных поставщиков продукции и услуг для ЭКСПО.

– Встречи в регионах способствовали подписанию долгосрочных контрактов между отечественными товаропроизводителями и генеральными подрядными организациями. Для отечественных производителей это не только обеспечение гарантированного сбыта, но и стимул для инвестирования в собственное производство. В целом по итогам мероприятий в регионах таких договоров заключено 46, меморандумов о сотрудничестве – 28, – сообщила Анна Боева.

В целях гарантированности сбыта продукции и приобретения товаров в договорах на строительные подряды текущего периода предусмотрена возможность выплаты дополнительных авансовых платежей генеральным подрядным организациям при закупе товаров и материалов у отечественного товаропроизводителя по предварительному заказу. Данная мера способствует появлению «длинных» оборотных средств у казахстанских предприятий-поставщиков. Ранее подобные преференции были предусмотрены исключительно при закупе генподрядчиками ЭКСПО импортных товаров и оборудования.

В ближайшей перспективе к общим процессам закупок у отечественного товаропроизводителя будут подключены и международные участники выставки, подтвердившие свое участие.

В числе товаров отечественного производства, закупаемых для ЭКСПО, – лакокрасочная продукция, осветительные приборы для оснащения павильонов выставки, а также мебельная продукция. Нацио­нальная компания также следит за тем, чтобы закуп кабельно-проводниковой продукции, труб, сетей, распределительных устройств осуществлялся исключительно у отечественного товаропроизводителя.

К настоящему времени общий объем товаропоставок и услуг казахстанского бизнеса составил 255,8 млрд тенге. Однако, как отметил Ахметжан Есимов, делу мешает тот факт, что обязательность участия отечественных предприятий в крупных государственных и квазигосударственных проектах не закреплена законодательно.

– Убеждать иностранных подрядчиков работать с казахстанскими поставщиками удается с большим трудом. Понятно, что Казахстан вошел в ВТО, и для решения данной задачи юристам госорганов нужно приложить немалые усилия. Между тем у нас ежегодно возводятся десятки объектов, где почему-то работают иностранные застройщики и поставщики. Но в Казахстане, как мы убедились, достаточно собственных строительных компаний и производств, – заявил Ахметжан Есимов.

В итоге заседания выступили члены Общественного совета и эксперты, в частности, член Счетного комитета, руководитель Международного секретариата G-Glodal Серик Нугербеков, директор Казахстанского института стратегических исследований, политолог Ерлан Карин, председатель правления Национального агентства по развитию местного содержания NADLoC и другие.

По мнению Серика Нугербекова, тот опыт, который уже накоплен национальной компанией в сфере поддержки местного товаропроизводителя, может быть полезен для деятельности других крупных компаний, в том числе квазигосударственного сектора. В свою очередь Ерлан Карин предложил определить пятерку товарных позиций отечественного производства наиболее востребованных рынком ЭКСПО, в том числе пятерку позиций, которые не привлекаются на ЭКСПО.

– Это поможет определить уязвимые ниши нашего рынка, – считает политолог.

По мнению руководителя департамента Анны Боевой, первая товарная позиция, наиболее распространенная на объектах ЭКСПО, – это металлоконструкция. Следующая продукция – оконное, витражное и прочее строительное стекло. Сегодня благодаря ЭКСПО в Казахстане производятся разные виды стекол, в том числе гибкие. Различные виды крепежных изделий, лакокрасочной и другой продукции, в том числе огнеупорной, производимой в Казахстане, также были названы в числе товаров, широко применяемых на стройках ЭКСПО.

Автор:
Досжан НУРГАЛИЕВ
00:00, 20 Мая 2016
0
196
Подписка
Автор:
Досжан НУРГАЛИЕВ
00:00, 20 Мая 2016
0
196

Популярное

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Заглавные и строчные буквы считаются разными симоволами