В первый день выездного заседания народные избранники побывали в Теректинском и Бурлинском районах ЗКО, где осмотрели строительные объекты, побеседовали с предпринимателями и местными жителями. В частности, они ознакомились с ходом реконструкции, проводимой на заводе по производству растительного масла в селе Пойма. На практически полное техническое перевооружение предприниматель потратил 650 млн тенге. В результате будут увеличены ассортимент продукции и глубина обработки сырья. В год завод сможет принимать до 50 тонн подсолнечника.
Также народным избранникам показали и одно из крестьянских хозяйств – «Махорин», в котором на сегодня насчитывается 1 100 голов казахской белоголовой, более 6 тыс. га посевных площадей, имеется колбасный цех. В г. Аксае Бурлинского района представители Комитета по экономической реформе и региональному развитию осмотрели дома, возводимые для жителей переселяемого села Березовка. В целом мажилисмены отметили позитивные сдвиги в развитии региона.
Во второй день поездки в ЗКО депутатов состоялось расширенное заседание. В его работе приняли участие заместитель акима области Багдат Азбаев, представители Министерства по инвестициям и развитию, Национальной палаты «Атамекен», строительных компаний региона, которые обсудили реформы в сфере архитектурно-строительной деятельности и проблемные вопросы, требующие пристального внимания законодателей.
Как отметил член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Бактияр Макен, в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ» предусматриваются оптимизация сроков получения разрешения на строительство, упрощение процедур посредством трехступенчатого принципа получения строительного разрешения, внесены поправки по передаче проведения экспертизы в конкурентную среду.
На совещании отмечено, что в Казахстане происходит постепенный переход к системе еврокодов, которые приходят на замену устаревшим нормам и правилам. И уже до конца 2016 года будут отменены все советские СНиПы по общестроительным вопросам, которые были приняты до 1992 года, а к 2020 году в республике полностью избавятся от отживших свое стандартов по строительным материалам и изделиям, а также вопросам расчета и проектирования несущих конструкций с полным переходом на еврокоды.
Изменения в законодательство предусматривают также введение аккредитации инжиниринговых компаний по управлению проектами строительства, осуществляющих технический надзор. Важным является и усиление административной ответственности за незаконное переоборудование и перепланировку помещений, нарушение законодательства в архитектурно-строительной деятельности путем лишения лицензий и увеличения штрафных санкций в среднем в 1,5–2 раза.
По словам вице-министра по инвестициям и развитию Романа Скляра, проводимые в нашей стране с 2014 года реформы ориентированы на исполнение ряда поручений Главы государства, направленных на повышение качества строительства, ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного госрегулирования, снижение административной нагрузки на бизнес, исключение коррупционной составляющей в системе контроля и приемки объектов в эксплуатацию.
Положительным итогом внедряемых изменений стало значительное улучшение позиций Казахстана, который, согласно рейтингу Всемирного банка на 2017 год, за три года переместился сразу на 130 пунктов вперед: с 152-го на 22-е место по индикатору «Получение разрешения на строительство».
Положительное влияние реформы архитектурно-строительного контроля отметил и заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Ельдос Рамазанов. По его данным, за последние 2 года количество жалоб на деятельность Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в Нацпалату значительно снизилось. Однако нерешенными остаются несколько вопросов, требующих обсуждения. К примеру, проверки в отношении технического надзора не регистрируются в органах правовой статистики, а это означает, что никто не отслеживает количество посещений строительных объектов представителями контролирующих органов. В то время как проведение проверок должно зависеть от объективных факторов, а не от субъективного мнения чиновников.
Кроме этого, Ельдос Рамазанов подчеркнул, что изменения в закон о госзакупках, внесенные в отношении технадзора, деформировали рынок, для которого стали характерны демпинг цен, нездоровая конкуренция, непрофессиональный состав. Например, одно ТОО победило в тендерах сразу в нескольких областях Казахстана, предложив за осуществление своих услуг по техническому надзору всего 1 тиын. Это означает, что компания надеется получить соответствующие средства от подрядчика.
Обсуждение темы реформирования архитектурно-строительной деятельности вызвало много откликов и предложений у представителей строительной отрасли области. Большинство из них носит системный характер. По итогам выездного заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК будут приняты рекомендации, в результате которых все спорные вопросы должны быть учтены в последующей законотворческой деятельности.