Астана 6 °С Алматы 4 °С
Свежий выпуск

​Секреты рощи Топ Агаш

Об этом удивительном месте ходит людская молва, что здесь лечит все: земля, воздух, камни, а главное – деревья.

В степи, тянущейся до самого горизонта, будто оазис в пустыне, притягивает путников необычная роща Топ Агаш, наз­ванная так местными жителями из-за того, что деревья в ней растут в основном группами. Она находится примерно в 60 км от Тараза, близ села Акыртобе Рыску­ловского района, и занимает площадь примерно один гектар. Здесь бывали немногие, и те, кто однажды посетил рощу, не могут объяснить увиденное.

Считается, что это не только священное, но и историческое место, где по преданию родилась святая Нурилла, внучка Ходжи Ахмеда Ясави, более известная как Домалак-ана, которая стала младшей женой прославленного бия и батыра Байдибека. Соглас­но историческим данным, в этой долине в начале XVIII века 95-тысячное объединенное войско трех жузов под предводительством Богенбай-батыра вступило в бой с превосходящими по численности отрядами джунгар. Враги потерпели поражение и повернули вспять.

Об этом свидетельствует и название ближайшего аула Сұңқайтты. Это сокращение от фразы, которая в переводе с казахского языка звучит как «место, где враги, потерпев поражение, отвернули свои лики». Немало храбрых воинов осталось навсегда на поле боя. Говорят, что именно на месте нынешнего Топ Агаша похоронены павшие в той битве, а деревья посажены на их могилах.

По мнению местного хранителя Галымжана Узакбаева, не случайно деревья растут именно так: там, где захоронен один воин, посажено одно дерево, где пять или девять – вверх тянется такое же число стволов. А на местах погребения девяти батыров по сей день лежит столько же камней.

– Если верить легендам, которые, как правило, рождались не на пустом месте, а на основе исторических дат и событий, то здесь, возможно, на самом деле было великое сражение, – сказал известный жамбылский археолог, директор туристского информационного центра «Тараз-Туризм» Искандер Торбеков. – К сожалению, пока точно утверждать этого не могу, поскольку никаких археологических раскопок еще не проводилось. В окрестности рощи находится ряд истори­ческих памятников: караван-сараев и городищ, датируемых X–XIII веками. Возможно, в будущем после соответствующих исследований этой местности мы сможем дать научное подтверждение предполагаемым событиям.

Между тем местные аксакалы говорят, что в годы репрессий в Рыскуловском районе был соз­дан исправительно-трудовой лагерь НКВД, откуда заключенных посылали за дровами именно в эту рощу. Те, кто рубил деревья, а также их конвоиры истекали кровью и умирали от неизвестной болезни, поэтому отправлять сюда людей с топорами прекратили. Достоверных данных об этом обнаружить не удалось, но не исключено, что под сенью рощи рядом с героями битвы лежат и жертвы политических репрессий.

Легенды, рассказы и надпись на входе, которая предупреждает, что ясновидящим здесь могут встретиться три совы, три сокола, три орла, три белые змеи, три желтые змеи и три черные змеи, с самого начала настраивают посетителей на присутствие в этом месте сверхъестественных сил. Так или иначе, тайну рощи пока никому не удалось раскрыть: в ней практически нет птиц, разная по структуре земля, зафиксированы аномальные зоны, а каждое дерево имеет свои особые свойства. С одним хранитель почтительно здоровается и читает молитву, спрашивая разрешения войти, к другому бережно прикасается, ведь считается, что оно посажено самим Абылай-ханом.

Есть среди них деревья с именами великих людей:
Коркыт-ата, Кыдыр-ата, а также Адам, Ева и другие. Их целительные силы Галымжан Узакбаев и члены его семьи познавали на себе. Интересны также деревья жузов. К примеру, дерево Старшего жуза помогает сделать карьеру и приносит прибыль, Среднего – содействует в разрешении споров и тяжб, Младшего – покровительствует творческим личностям и спортсменам. Почти 150 заждавшихся своего суженого девушек, по словам хранителя, после приезда в Топ Агаш вышли замуж. А четыре древесных ангела – Габриэль, Михаэль, Джабраил и Исраэль – исполняют желания. Говорят, возле них очень мощная энергетика. Ночью со стороны кажется, что тут костры горят. Да и земля здесь совсем другая – темная пыль, излечивающая от кожных заболеваний и остео­хондроза.

Как бы то ни было, подобных деревьев, похоже, более не существует, и на новом месте, по словам местных жителей, они не приживаются. Есть у них характерная внешняя особенность: в нижнем ярусе кроны находятся листья, по форме напоминающие ивовые, в среднем – боярышника, в верхнем – тополя. Три яруса будто олицетворяют жузы, объеди­ненные в одно целое.

– То, что на одном дереве растут три разных типа листьев, с точки зрения ботаники, уникальный факт. Возможно, это своего рода игра или каприз природы, но однозначно не искусственное скрещивание видов. Пока никто не смог объяснить это необыкновенное явление достоверно точно, – отметил Искандер Торбеков.

По словам Галымжана Узакбае­ва, к роще его привело… чтение Корана XIII века, который многие годы бережно хранится в его семье как священная реликвия.

– Можно сказать, благодаря Корану я его вычислил, – говорит хранитель. – Затем во сне мне открылось, что это место называется Алтынтобе. Примечательно, что если прочертить на карте прямую от Топ Агаша до расположенного неподалеку отсюда Акыртаса, а также соединить эту точку с аулом Актобе, то получится пирамида, похожая на ту, что между центрами мировых религий: Меккой, Мединой и Иерусалимом. А если остаться здесь на ночь, можно увидеть белого крылатого коня. Он скачет, а вслед за ним слышатся цокот копыт и шум битвы.

Вслед за хранителем в надеж­де получить исцеление от Всевышнего к святому месту потянулись страждущие. Сюда приезжают люди со всего Казахстана. Для многих из них это последняя надеж­да избавиться от различных недугов. Весь обряд исцеления представляет собой целый ряд процедур, включая питье древесного сока, обливание водой, катание по земле и другие. По словам Узакбаева, приезжавшие в Топ Агаш слепые стали видеть, неходячие встали на ноги, а нуждавшиеся в сложных операциях исцелялись, проведя ночь на том месте, где когда-то молилась сама Домалак-ана.

– К большому сожалению, здесь ни разу не проводились научные исследования историков, архео­логов или ботаников, – сетует таразский историк и краевед Лариса Саид-Оглы. – Необыкновенные явления, происходящие здесь, свидетельствуют, что это место непростое, а если верить преданиям, то оно имеет еще и огромную историческую ценность для всей страны. Что касается здешних деревьев, то они даже растут необычно. Мало того что они в основном поделены на группы (считается, что вои­нов могли похоронить вместе по родовой принадлежности), у многих из них корни заметно выступают над поверхностью земли, образуя углубления, где и собирается целебный сок.

Одним из первых о священной роще рассказал писатель Аскар Кошмамбетов, который стал случайным свидетелем исцеления главы одного семейства, специаль­но приехавшего из-за проблем со зрением. Помог вылечить глаза пожилому мужчине древесный сок, который скапливается у основания ствола, стекая сверху по естественным вертикальным желобам, писал автор.

По словам хранителя Галымжана Узакбаева, здешние камни, подобно элементам дворцового комплекса Акыртаса, способны исцелять внутренние органы и снимать боль. К примеру, говорят, что серый камень, похожий на мозг, с многочисленными извилинами на поверхности лечит головные боли, а более гладкий – нормализует работу печени. Главным считается камень темного цвета, на котором светлые прожилки кварца сложились так, что прочитывается слово «Аллах», написанное на арабском языке.

Много необычного можно встретить в Топ Агаше: исцеляю­щий овраг и деревья, которые, по словам хранителя, даруют некоторым способность предвидеть и лечить. Во все это трудно поверить, но все же находятся те, кто приезжает сюда с надеждой помолиться Всевышнему и поклониться духам предков. И поток паломников не прекращается круглый год. Здесь они находятся на протяжении нескольких дней под присмотром семьи хранителя до тех пор, пока не пройдут весь круг процедур.

– Топ Агаш действительно святое место, – поделилась своими впечатлениями жительница Тараза Гаухар Нурланкызы. – Ездила туда пять лет назад, по совету родственников, когда были проблемы со здоровьем. Пробыла там целую неделю. Результатами очень довольна. Как выпадает возможность, стараюсь ехать туда, а не в санаторий и на курорты. Спасибо Аллаху за то, что у нас есть такие места.

На территории Жамбылской области находится целый ряд подобных святынь, которые, по словам местных жителей, обладают мистическими и до конца не изученными свойствами и даруют посетителям исцеление. В их числе дворцовый комплекс Акыртас, родник Аулие-Бастау, мавзолей Айша-биби, роща Топ Агаш и другие, куда в поисках надежды, благословения и оздоровления с давних времен стекают­ся бесчисленные паломники.

Автор:
Михаил Тё, Жамбылская область
13:49 , 19 Мая 2017
0
778
Подписка

Оставить комментарий

Заглавные и строчные буквы считаются разными симоволами

Популярное