По информации председателя Комитета по финансам и бюджету Ольги Перепечиной, сэкономленные деньги предлагается направить на материально-техническое оснащение структурных подразделений МВД и гидрометеорологической службы на сумму 6,7 млрд тенге. Кроме того, планируется компенсация задолженности по надбавкам жителям экологически неблагоприятных районов Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областей – 3,3 млрд тенге. Также 2 млрд тенге планируется направить на строительство, реконструкцию объектов здравоохранения и спорта в различных регионах страны. На строительство, ремонт объектов водоснабжения, жилых домов, инженерных сетей, в том числе в рамках Программы жилищного строительства «Нұрлы жер» и газификацию предполагается направить 7,7 млрд тенге.
В числе направлений, куда пойдут резервные деньги, также проведение работ по повышению водности и улучшение гидрологического режима рек и реализация мероприятий по переходу казахского алфавита на латинский шрифт и прочие общегосударственные мероприятия.
Согласно процедуре, документ с корректировками направлен в Мажилис.
В соответствии с повесткой заседания, сенаторы приняли закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2018–2020 годы». По словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, за основу формирования прогноза социально-экономического развития страны на предстоящий период принят базовый сценарий, при котором цена на нефть заложена на уровне 45 долларов за баррель. Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,1% в 2018 г. с последующим ростом до 4,2% в 2022 г. Номинальный ВВП вырастет с 55 906,2 млрд тенге в 2018 г. до 75 875,4 млрд тенге в 2022 г. ВВП на душу населения составит 9,0 тыс. долларов в 2018 г., с увеличением до 11,7 тыс. долларов в 2022 г.
Размер гарантированного трансферта из Национального фонда на 2018 г. определен в сумме 2,6 трлн тенге, на 2019 г. – 2,3 трлн тенге, на 2020 г. – 2,0 трлн тенге.
Председатель Национального банка Данияр Акишев проинформировал депутатов о денежно-кредитной политике финансового регулятора. Основным приоритетом Нацбанка он назвал обеспечение стабильности цен.
Между тем депутаты высказали обеспокоенность сохранностью средств Нацфонда страны. Сенатор Сергей Плотников констатировал, что в Нацфонд в текущем году поступило 1,6 трлн тенге, а вот сумма расходов достигла 4 трлн тенге.
– Сегодня в СМИ идет активное обсуждение наложения ареста на средства Национального фонда по иску инвесторов в международный арбитраж. Исходя из данного прецедента, получается, что по любому иску наших инвесторов к нашему Правительству могут заблокировать активы Национального фонда Казахстана. Как нам обезопасить себя от таких ситуаций в будущем? Предусмотрены ли механизмы в национальном законодательстве, обеспечивающие сохранность средств Нацфонда? – спросил в связи с этим депутат.
По мнению Сергея Плотникова, сегодня назрела необходимость разработки самостоятельного закона о Национальном фонде РК, где будут предусмотрены все необходимые нормы для эффективного использования, сохранности и контроля его активов.
С тем, что вопрос сенатора злободневен, согласился заместитель Премьер-министра РК Ерболат Досаев. Он сообщил, что по поручению Главы государства Кабмин совместно с Национальным банком выработали основные подходы норвежской модели – как наиболее эффективной по управлению, которая сможет принести необходимые решения по защите активов фонда и по повышению его доходности.
– Необходимые изменения, связанные с Бюджетным кодексом, уже были разработаны. Остальные изменения, не связанные с Указом Главы государства о создании совета по управлению Нацфондом и другими законодательными актами, будут разработаны в текущем порядке, – отметил Ерболат Досаев.
В завершение рассмотрения бюджетных документов Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев поблагодарил депутатов за поддержку законопроекта. Он подчеркнул, что принятие документа обеспечит стабилизацию и развитие экономики, а также будет способствовать выполнению поставленных Главой государства задач.
– Все поднятые сенаторами вопросы при обсуждении трехлетнего бюджета найдут решение в Правительстве, – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев.
Рассмотрел Сенат в двух чтениях и направил со своими корректировками в Мажилис и поправки по вопросам совершенствования бюджетного законодательства. Сенаторы предлагают включить в Прогноз макропоказателей дополнительные параметры и сведения в виде прогноза внутреннего и внешнего правительственного долга на плановый период, оценки устойчивости государственных финансов. Предлагаемые расширение охвата и углубление детализации предоставляемых материалов к проекту закона о республиканском бюджете позволят Парламенту и общественности иметь более полную информацию о состоянии государственных финансов, реально оценить планируемые объемы и направления поступлений и расходов бюджета. Кроме того, будет предоставляться информация об учете рекомендаций Счетного комитета, внесенных в рамках предварительной оценки проекта республиканского бюджета. В целях определения эффективности планируемых к расходу средств вносится изменение в Бюджетный кодекс, в соответствии с которым бюджетная заявка будет включать расчеты по видам расходов с описанием влияния заявленного финансирования на достижение показателей результатов бюджетных программ.
В ходе заседания заслушаны депутатские запросы сенаторов Серика Джаксыбекова о необходимости создания рабочей группы по дальнейшему совершенствованию бюджетного законодательства, Жениса Нургалиева о проблемных вопросах системы субсидирования агропромышленного комплекса, Георгия Кима – касательно обеспечения безопасности дорожного движения.