​Равнение – на чемпионов

Во время осмотра выставки индустриально-инновационных проектов в День индустриализации Главе государства были представлены семь компаний –лидеров программы «Национальные чемпионы».

Главное – потенциал для роста

Победителей тщательно отбирали последние полгода. Как известно, инициативу «Национальные чемпионы» Нурсултан Назарбаев озвучил еще в мае. В кратчайшие сроки АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» разработало и приступило к реализации программы «Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпио­ны», цель которой – поддержать крупные казахстанские компании в обрабатывающей сфере.

Председатель правления холдинга «Байтерек» Куандык Бишимбаев рассказал Главе государства, как из 300 казахстанских компаний для дальнейшего участия в проекте были отобраны 28 из трех пилотных отраслей: АПК, включая пищевую промышленность, машиностроение и производство строительных материалов. Как показал анализ, проведенный совместно с экспертами международной консалтинговой компании McKinseyCompany, данные отрасли имеют большой потенциал для экспорта и импортозамещения. При этом был сделан акцент на трехсторонней поддержке: консультационной, финансовой и институциональной.

– По итогам отбора холдинг провел детальную диагностику всех участников проекта и разработал более 100 инициатив роста для каждой компании. На данном этапе идет процесс внедрения планов развития, – отметил К. Бишимбаев. – Из отобранных для участия в программе 28 компаний семь действительно имеют очень высокую долю на внутреннем рынке, активно экспортируют. Их мы уже считаем национальными чемпионами. Это производитель масложировых и молочных товаров «Масло-Дел», лидер в секторе товаров активного потребления RG Brands, производитель молочной продукции «Агропродукт», машиностроительная компания Alageum Group, кондитерская фабрика «Баян-Сулу», предприятие по производству строительных материалов Alina, а также производитель масложировой продукции Eurasian Foods Corporation.

Это динамично растущие лидеры в своих отраслях, имеющие большие продажи, значительные объемы экспорта, а также эффективный финансовый и маркетинговый менеджмент. Их продукцию узнают и выбирают не только соотечественники, но и зарубежные покупатели.

На данный момент холдинг «Байтерек» уже оказал им поддержку на 19 млрд тенге в виде экспортных кредитов, займов на пополнение оборотного капитала и другую финансовую помощь. Разработанные совместно с экспертами McKinseyCompany рекомендации позволят компаниям нарастить объемы производства и снизить себестоимость продукции за счет сокращения внутренних издержек, что повысит их конкурентоспособность.

Комплексная реализация программы «Нацио­нальные чемпионы» только по трем пилотным отраслям позволит создать порядка 5 тыс. новых рабочих мест, повысить производительность труда на 30%, обеспечить прирост внутренних прямых инвестиций на 72 млрд тенге, рост несырьевого экспорта на 38 млрд тенге, увеличить дополнительные поступления в бюджет в виде налогов до 24 млрд тенге. В течение трех лет реализации национальные чемпионы также планируют запустить ряд новых производств в Казахстане.

Чемпионы – локомативы

В частности, компания «Масло-Дел» – крупный национальный игрок с объемом продаж 19 млрд тенге и уровнем производства 350 тыс. тонн в год – в рамках своего участия в проекте планирует расширить экспорт растительного масла в Китай, развить производство сырной продукции и ее экспорт в Россию. К слову, мас­ложировая продукция компании уже является лидером продаж в таких странах, как Китай, Иран, Таджикистан, Афганистан, Кыргызстан, Латвия, Эстония.

– Благодаря вашей инициативе по внедрению программы «Национальные чемпионы» у нашей компании появилась возможность форсировать реализацию имеющейся стратегии развития, – обратился к Главе государства во время прохож­дения выставки генеральный директор компании «Масло-Дел» Павел Селиванов. – Уже одобрено выделение нам финансовой помощи в размере 1,2 миллиарда тенге и еще на стадии финансирования 3,4 миллиарда тенге на расширение мощностей молочного завода в Петропавловске, что значительно укрепит наш капитал. Прорабатывается инициатива запуска сыроварочного производства, новой линейки кисломолочных продуктов. Мы планируем увеличить продажи на 15,9 миллиарда тенге. Спасибо за своевременные меры поддержки и возможность стать еще ближе к нашему потребителю!

– Я представляю компанию RG-Brands, которая является крупнейшим производителем напитков в Казахстане. Именно эти напитки и соки сегодня успешно экспортируются в Россию, Таджикистан, Туркмению и Киргизию. Высоким спросом на российском рынке пользуются казахстанские чаи, и мы хотим расширить здесь рынок до 100 миллионов клиентов, – рассказал Президенту председатель совета директоров АО «RG-Brands» Кайрат Мажибаев.

Участие в программе «Национальные чемпионы» позволило компании по-новому взглянуть на бизнес и строить более смелые планы освоения рынка. На данный момент компания уже получила 1,5 млрд тенге от холдинга «Байтерек». Аналогичную сумму предстоит освоить в обозримом будущем. В результате к 2018 году запланированы рост производительности на 28%, создание 600 дополнительных рабочих мест, а также рост выручки более чем в два раза.

– Хочу отметить, что в экономически сложное время программа «Национальные чемпионы» позволяет не только удержаться на плаву отрасли пищевой промышленности, но и стать одним из локомотивов индустриального будущего страны, – выразила свое мнение директор завода компании «Агропродукт» Роза Сулейменова.

Один из крупнейших производителей натурального молока и полного спектра молочной продукции в Казахстане с узнаваемыми торговыми марками «Одари» и «Любимое» имеет 5 заводов по производству молока, сливок, кисломолочной продукции, творога, мороженого. «Агропродукт» – единственный отечественный производитель глазированных сырков, молочная продукция компании уже на протяжении нескольких лет успешно экспортируется в Россию.

Холдинг Alageum Electric является лидером электромашиностроения Казахстана и представляет на рынке электроэнергетики полный комплекс услуг «из одних рук – под ключ». Председатель правления Alageum Electric Сайдулла Кожабаев продемонстрировал высоким гостям трансформатор, специально изготовленный для ЭКСПО-2017. Участие в программе позволит осуществить строительство первого в Казахстане завода по производству силовых трансформаторов класса напряжения 220 и 500 кВ в Шымкенте.

– На данный момент мы уже получили от «Байтерека» миллиард тенге в рамках межбанковского кредитования и финансирование экспортных операций в размере 1,5 миллиарда тенге. С компанией McKinsey провели значительную работу по определению инициатив роста производства. Электромашиностроение – сложная и ресурсоемкая отрасль экономики, и без поддержки государства понадобились бы годы на ее развитие, – подчеркнул глава компании.

Потребителям полюбилась шоколадная продукция фабрики «Баян-Сулу» под брендом «Казахстанский». Один из крупнейших производителей кондитерских изделий тоже стал «национальным чемпионом» нынешнего года.

– Наши конфеты успешно экспортируются в Германию, Россию, Узбекистан, Азербайджан, Кыргызстан. Сегодня компания нацелена на расширение производства и рынков сбыта продукции, – говорит член совета директоров компании «Баян-Сулу» Алихан Талгатбек. – На базе пилотного проекта в Шымкенте за один месяц после внедрения разработанных инициатив достигнуто увеличение выручки почти в два раза. Строится бисквитный цех с установкой новейшего оборудования, которое позволит выпускать изделия, способные конкурировать с известными мировыми брендами.

В список «национальных чемпионов» вошли также группа компаний «Евразиан Фудс Корпорэйшн» с популярными брендами «3 желания», «Золотые горы» и «Шедевр», ожидающая прироста выручки на 12,7 млрд тенге и экспорта на 4 млрд тенге, и группа компаний Alina, чья строительная продукция пользуется спросом среди казахстанцев, в том числе обеспечивает стопроцентное казах­станское содержание в строительстве арендного жилья по программе «Нұрлы жол».

Продолжение следует

Программа «Национальные чемпионы» – это катализатор множества последовательных шагов на пути к построению индустриального Казахстана. И отечественное бизнес-сообщество уже ощутило точность выбранного направления.

В предоставлении финансовой поддержки и серьезных бизнес-консультациях нуждаются многие предприятия страны. Поэтому подобные механизмы, по словам Куандыка Бишимбаева, в дальнейшем предполагается распространить и на другие казахстанские компании, стремящиеся пробиться в лидеры своих отраслей. Уже на следующий год запланированы диагностика и выбор потенциальных чемпионов в других отраслях экономики, предлагается также расширить охват, привлекая не только крупных игроков, но и предприятия среднего и малого уровня.

Автор: Асель МУКАНОВА