Испытаний временем реформа, конечно, не выдержала: оказалось, выражаясь аллегорично, что далеко не каждый механик, а уже тем более пассажир, способен управлять тепловозом. И уже в конце XIX века в Америке всерьез заговорили о создании профессионального административного аппарата, состав которого абсолютно не зависел бы от ротации политических служащих и того, какая партия находится у руля.
Не будем обращаться к опыту других развитых стран – так или иначе все реформы госслужбы там приходили к такому же закономерному итогу: профессионализации исполнительного аппарата. Традиционным можно назвать и инструментарий для достижения этой цели, потому как подвигнуть человека к самосовершенствованию можно лишь двумя известными в истории менеджмента способами: обещая повышение зарплаты или подпитывая личные амбиции. Реформа госслужбы в Казахстане, обозначенная в Плане нации, опирается сразу на оба этих пункта.
В результате ее реализации административному аппарату придется отвечать требованиям, часто используемым в корпоративной практике: если от сотрудника нет толку, или он не соблюдает заложенные системой этические правила, его увольняют, а инициативного и предприимчивого – повышают. Но в корпорации, как известно, жесткие правила и высокая конкуренция, выдержать которую способны лишь люди амбициозные. На этот фактор и сделали ставку разработчики реформы в первую очередь. И, как показала практика, не ошиблись. Чуть больше года понадобилось системе для перезагрузки – закон, определяющий новые принципы формирования госаппарата, вступил в силу 1 января 2016 года. За это время повышение по внутреннему конкурсу получили более тысячи специалистов. И чаще всего заместители становились первыми руководителями.
И это интересный нюанс! А свидетельствует он только об одном – благодаря принципу меритократии и внутреннему конкурсу компетентные специалисты, умеющие оперативно реагировать на вызовы и брать на себя ответственность, получили возможность занять более высокую позицию. Раньше их повышение было бы делом случая или времени.
Получается, если заглянуть в будущее, можно прогнозировать, что на смену «назначенцам» в госаппарате придет новая когорта топ-менеджеров, созданная естественным отбором. Для того чтобы подняться вверх по карьерной лестнице, им необходимо будет обладать не только знаниями, но и новыми качествами государственных лидеров. Ведь не случайно уже сейчас при прохождении тестирования на знание законодательства отдельное внимание уделяется автоматизированной оценке личных качеств будущих управленцев: инициативности, коммуникативности, аналитичности, организованности, этичности, ориентации на качество и нетерпимости к коррупции.
Время покажет, сможет ли Казахстан сформировать госаппарат, профессионализму и конкурентоспособности которого позавидует любая международная корпорация. Ведь на очереди – внедрение в систему госслужбы второго стимулирующего принципа, заложенного Планом нации, – дифференцированной оплаты труда, которая будет базироваться на оценке результатов и последствий принятых менеджерами решений.