​Право на передвижение

710
Вера Ляховская, Алматы

Исследование было проведено Общественным фондом «Аржан» в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Устойчивый транспорт Алматы». Фонд досконально проверил все виды общественного транспорта в городе, изучил международный опыт и на основе полученных сведений подготовил рекомендации, которые будут направлены в местные исполнительные органы.

Интересные цифры приводят общественники. По их данным, 39% всех поездок в Алматы осуществляются с помощью общественного транспорта, а в развитых городах, таких как Цюрих, Париж и Лондон, на его долю приходится более 60% поездок. При этом система автобусных перевозок в Алматы – одна из самых перегруженных в мире. Пассажиропоток на каждый автобус в день составляет более 950 человек. Соответственно, пассажирам радоваться нечему, уровень их неудовлетворенности достигает 60%.

– Не только в Алматы, ставшем основным предметом нашего исследования, но и в разных городах Казахстана система общественного транспорта, информация о нем, а также пешеходное пространство в большей мере недоступны для маломобильных групп населения, – заявила менеджер проекта «Устойчивый транспорт Алматы» Елена Ерзакович. По ее словам, в Казахстане на первое января текущего года зарегистрировано 652 тыс. человек с инвалидностью, а к маломобильным группам можно отнести более 40% населения. Поэтому вопрос обеспечения дос­тупности общест­венного транс­порта имеет первостепенную важность и должен решаться на уровне как каждого города, так и на республиканском. Тем более что наша страна в 2015 году ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов.

В результате ратификации Конвенции везде появились парковки для людей с инвалидностью. Если автомобилист займет место под знаком, не имея на то основания, его ждет штраф. Но на этом забота о передвижении маломобильных групп населения заканчивается. Большинство людей с инвалидностью вынуждены находиться в четырех стенах, поскольку зачастую у них нет возможности дойти до остановки и поехать на общественном транспорте. Также отсутствие доступа к транспорту стало для людей с инвалиднос­тью распространенной причиной отказа от поисков работы или фактором, ограничивающим доступность здравоохранения.

Каковы же общие проблемы системы общественного транс­порта в городах Казахстана? Это низкая скорость. Например, в Алматы средняя скорость автобуса составляет 14 км/час. В социальных сетях регулярно появляются жалобы на водителей, которые еле-еле «ползут» даже по выделенным полосам. Переполненные, грязные, технически неисправные автобусы – это вообще притча во языцех. Короткий рабочий день – например, в Алматы он длится с 7 часов утра до 8 часов вечера – также заботит горожан. Впрочем, ничуть не меньше их заботит постоянное нарушение водителями правил дорожного движения. И наконец, одна из основных проблем – отсутствие системы информирования пассажиров, тактильной, аудио- и видеонавигации, что крайне важно для людей с инвалидностью.

– Если вспомнить, то еще нес­колько лет назад в общественном транспорте практиковали объявление остановок, – говорит общественный деятель Светлана Спатарь. – Почему же теперь этого нет? Разве у нас стало меньше горожан, которые плохо видят? Это ведь не только люди с инвалидностью, но и пожилые. Незрячие рассказывают нам, что для того, чтобы выйти на правильной остановке, они считают, сколько раз автобус остановился. Это очень плохо. В свою очередь люди с инвалидностью по слуху нуждаются в визуальной информации, а именно в установке во всех транспортных средствах дисплеев, показывающих следующую остановку.

Наиболее доступным для маломобильных групп населения транспортом названо метро, где имеется версия сайта для слабовидящих, мобильные приложения, позволяющие следить за движением поездов, тактильные желтые дорожки, пандусы на станциях. Также метрополитен Алматы располагает стационарной коляской для инвалидов, специальными кнопками вызовов, телефонами, напрямую связывающими пассажира с дежурным по станции.

Однако в этой бочке с медом есть ложка дегтя. Максим Виноградов, житель Алматы, граж­данский активист по вопросу доступности города для людей с инвалидностью, часто пользуется метро, но у него уходит на это масса времени.

– Чтобы проехать две остановки, нужно от 40 минут до 1,5 часов, – рассказывает он. – Бывает, что сломан подъемник, тогда ждать приходится еще больше. Но это единственный удобный для меня вариант. Водители автобусов и троллейбусов, когда видят человека на коляске, просто проезжают мимо. Из четырех водителей пускает только один. Во-первых, водители зачастую не могут или не хотят подъехать вплотную к остановке. А ведь зазоры между остановочным комплексом и транспортом для колясочника представляют собой препятствие. Далеко не на всех остановках есть пандусы, чтобы мы могли спуститься на проезжую часть. Во-вторых, водители говорят, что у них в автобусе нет пандусов. Либо, если они есть, они не знают, как их открыть. Либо пандусы настолько заржавели и покрылись грязью, что пользоваться ими невозможно. Одним словом, не получается у меня пользоваться такими видами транспорта.

В Алматы работает служба инватакси, но в ее функционале столь­ко нюансов, что назвать ее полноценным видом общественного транспорта язык не повернется.

– Услуги инватакси предоставляются только работающим и обучающимся инвалидам соглас­но графику работы или учебы, – поясняет общественный деятель Касиет Омарова, имеющая инвалидность по зрению. – Заявка на получение услуг инватакси подается по телефонам в организацию, оказывающую услугу, за сутки до даты запланированной поездки. Если нужно поехать куда-то спонтанно, ничего не получится. И можно воспользоваться машиной только 1 раз в день. Ну что это такое для человека, желающего удовлетворить хотя бы мелкие нужды… В открытых источниках очень мало информации о работе служб инватакси в разных городах Казахстана, у них нет своих интернет-сайтов. Нет этой информации на сайтах акиматов городов и областей, а также на сайтах управлений занятости и социальных программ, только в интернет-справочниках. Словом, есть у нас нарекания к этой службе.

Тактильная навигация – еще одно средство передвижения по городу для людей с особыми потребностями. Наверняка многие обращали внимание на ярко-желтые выпуклые дорожки, проложенные в некоторых местах, в частности, в метро.

– Об их предназначении должен знать каждый пешеход, – полагает Елена Ерзакович. – Тем более что с первого января этого года вступил в силу стандарт РК «Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности».

Тактильные указатели, используемые в качестве информации незрячими или слабовидящими людьми, были изобретены в Японии в 1965 году. Сегодня они используются по всему миру. Они должны вести пешехода безопас­ным и кратчайшим путем ко входам и выходам и быть спроектированы и установлены на основе простой, логичной и единой схемы. Тем более что пользоваться ими в экстремальных условиях улицы достаточно сложно. Шум, непогода, спешащие прохожие очень мешают сконцентрироваться только на тактильных ощущениях.

Важно, чтобы указатели были установлены на гладкой поверх­ности или вмонтированы в нее для более полной передачи информации. Почему они желтые? Для того, чтобы люди с остаточным зрением могли легко отличить их от окружающей поверхности. Однако суть не в желтизне, а в контрасте. На белой поверхности пола указатели могут быть черными. Здесь важны яркость, цвет, тон без ослепительного блеска. Одним из первых объектов, на котором появилась тактильная навигация, стал алматинский метрополитен. Постепенно дорожки прокладывают на улицах разных городов Казахстана. Главное, чтобы к этой процедуре не подходили формально, с нарушения­ми стандарта, не монтировали дорожки высоко, чтобы человек спотыкался.

– Людям с инвалидностью хочется, чтобы с ними считались. Хотя бы иногда думали о том, что мы существуем, что мы такие же жители этого города, как и все остальные граждане, – говорит Касиет Омарова. – Когда мы проводили исследование доступности общественного транспорта, общались с разными людьми. Так одна кондуктор сказала: «Слава богу, на моем маршруте нет незрячих». Мы есть! Надеемся, что городские власти примут во внимание наше исследование и реализуют названные в нем предложения. 

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Содержание металлов в горных реках Рудного Алтая превысило нормативы в 83 тыс. раз
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Пострадавшие благодарят за помощь
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Китай любит тишину
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

90 тысяч саженцев высадят в Карагандинской области
Важно вовремя распознать недуг
Использовать все возможности
Нужны узкие специалисты

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]