Астана 1 °С Алматы 8 °С
Свежий выпуск

​Переход на новый уровень

Первый этап реализации Плана нации позволяет говорить о широкомасштабных мероприятиях, направленных на повышение уровня жизни населения и дальнейшее развитие страны.

Успешность начатых реформ, темпы продвижения Казахстана в клуб лидеров во многом определяются качеством человеческого капитала. Утвержденная Главой государства 1 марта 2016 года Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы нацелена на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов» и зависит от выполнения на всех уровнях с учетом успешной мировой практики и традиций национального образования. В программе сформулированы необходимые изменения в структуре и содержании, системе управления, финансово-экономических механизмах субъектов образовательной деятельности.

Подобная перспективная и единственно приемлемая в современных условиях профессиональная модель формируется в условиях университетской среды, проникнутой духом академической свободы. Коллектив КарГУ последовательно реализует обозначенные инициативы. Одно из важных направлений модернизации национальной образовательной системы – внедрение инновационной модели полиязыч­ного обучения – широко обсуж­дается в обществе. Существует понимание того, что подобного характера и масштаба эксперимент требует осознания преимуществ и долгосрочных выгод. Важнейшим условием успешности выступает наличие педагогических кадров, соответствующих поставленным задачам.

Полиязычное образование и повышение языковой компетенции обеспечивают вузу важнейшие преи­мущества, дают возможность более активной интернационализации через научное и педагогичес­кое международное сотрудничест­во, программы двудипломного образования, участие в международных рейтингах. Осуществляется необходимый трансферт знаний, инноваций. Происходит обмен специальными знаниями и профессио­нальным опытом с зарубежными коллегами, формирование общей коммуникативной среды.

Преподавательский коллектив университета рассматривает по­лиязычие как один из наиболее перспективных трендов национального образования и целенаправленно решает проблемы формирования качественных языковых компетенций студентов и преподавателей, научно-методического обеспечения обучения на английском, казахском и русском языках. Примером освоения и генерации инновационных технологий и эффективных методик полиязычного обучения служит проведенный КарГУ международный форум «Языковое образование в условиях социокультурной трансформации современного общества». В нем приняли участие ученые Казахстана и зарубежных стран. Впервые в нашей стране состоялась международная олимпиада по иностранным языкам. Студенты из Китая, Индии, США, Франции, Казахстана, России продемонстрировали владение казахским, русским, английским, китайским и другими языками.

Студенты университета давно осознали преимущества владения тремя языками при участии в программах академического обмена, в последующем обучении в магистратуре и аспирантуре, при трудоустройстве. Из года в год в университете расширяется перечень спецдисциплин, читае­мых на английском языке. Их учебно-методическое оснащение включает зарубежные издания и разработки преподавателей: в издательстве КарГУ осуществляется выпуск книг серии «Полиязычное образование». Повышение уровня владения языками значительно расширило возможности приглашения для работы на долгосрочной основе зарубежных специалистов по направлениям, по которым в КарГУ сложились авторитетные научные школы.

Одним из важных результатов внедрения полиязычного образования в КарГУ стал стремительный рост числа преподавателей, которые осваивают преподавание на английском языке, совершенствуя свою компетенцию через различные стажировки, получение второго образования, академи­ческие обмены, языковые курсы. В этом они находят поддержку государства и университета. Усиливая преподавание английского языка, мы создаем условия для полноценного овладения казахским и русским языками, поскольку трехъязычная модель обучения наиболее адекватно отвечает запросам общества.

Именно казахский язык становится прочной основой национальной идентичности как стержня исторического самосознания народа Казахстана, обеспечивающего его единство. Серьезность и важность стоящей задачи обуславливает необходимость активного государственного инвестирования в совершенствование эффективных методик преподавания казахского языка, на развитие соответствующей инфраструктуры и материально-технической базы. Многое в этом направлении делается Министерством образования и науки. Разработаны уровневые учебники и учебно-методические комплексы казахского языка для 1–11-х классов школ с русским языком обучения. Государство активно поддерживает эффективные научные изыскания в области сохранения и распространения языка. Предусмотрены мероприятия по переподготовке и повышению квалификации учителей и преподавателей – участие в зарубежных стажировках и тренингах.

При условии успешной реализации трехъязычная модель обучения может кардинальным образом изменить характер и эффективность казахстанского образования, его статус в мировом образовательном пространстве. Реформы исходят из реальных возможностей. Их реализация требует максимального прагматизма и профессионализма в планировании, деятельной поддержки всех участников образовательного процесса.

Практическое воплощение самых грандиозных планов начинается с конкретных дел. Одна из важных задач, стоящих перед образовательным сообществом, связана с созданием безбарьерной среды. Система образования должна помочь обучающимся с ограниченными физическими возможностями достичь максимально возможной самостоятельности. По данным статистики, только в Карагандинской области более 4 000 детей-инвалидов. Им необходимо обеспечить полноценное образование. И в инфраструктуре нельзя ограничиваться только устройством пандусов, ребенок должен иметь возможность заниматься физкультурой, творчеством, общественной работой. Значит, необходимы повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования, развитие волонтерского движения.

Карагандинским государственным университетом осуществляется подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования. Его консультативно-прак­тический центр при КарГУ, единственный в республике, оказывает методическую помощь в вопросах воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями.

В современных условиях от педагога требуется комплекс умений, направленных на готовность к постоянному самосовершенствованию. Требования к учителю всегда были традиционно высоки, но пришло осознание того, что эта профессия требует не только знаний, но и особого рода способностей, психологических и коммуникативных качеств. Программа преду­сматривает обновление содержания педагогического образования, разработку профессионального стандарта педагога, укрепление материально-технической базы. Благодаря расширению академической свободы вузы имеют возможность обновлять содержание образовательных программ.

Подобная работа ведется в КарГУ­ им. Е. Букетова. Все образовательные программы педагогического профиля успешно аккредитованы сроком на 5 лет в казахстанском агентстве НКАОКО и германском AQUIN. По результатам ранжирования 2015 года 50% программ педагогического профиля занимают первое – третье места в рейтингах НААР и НКАОКО. К подготовке педагогических кадров активно привлекаются опытные учителя школ и зарубежные профессора. Преподаватели, благодаря господдержке, повышают квалификацию в отечественных и зарубежных центрах. Результаты стажировок обеспечивают инновационный характер учебного процесса, способствуют модернизации технологий и методик обучения, что подтверждается наличием у 127 профессоров и доцентов университета звания «Лучший преподаватель вуза».

Все образовательные программы педагогического профиля преду­сматривают полиязычную подготовку специалистов – включены базовые и профилирующие курсы на казахском, русском и английском языках. Партнеры КарГУ­ в подготовке педагогических кад­ров – 170 учебных заведений, в числе которых Назарбаев Интеллектуальная школа, специализированные школы «Дарын» и «Мұрагер». Формат сотрудничества предусматривает педагогическую практику, обеспечение выпускников работой: ежегодно выпускается до 500 специалистов, из них 82% успешно трудоустраиваются.

Высокий общественный интерес к реформированию образования обоснован и касается каждой семьи. Перемены требуют времени, усилий всего общества, преодоления стереотипов и инерции мышления. Мы находимся на пороге этапа высокой ответственности каждого субъекта за результаты обучения. И автономия образовательных организаций – это реальность для наиболее успешных стран мира.

Автор:
Еркин КУБЕЕВ, ректор Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, доктор юридических наук, профессор
00:23 , 12 Мая 2016
0
430
Подписка

Оставить комментарий

Заглавные и строчные буквы считаются разными симоволами

Популярное

Обсуждаемое