Как напомнил председатель Верховного суда РК Жакип Асанов, законопроект и сопутствующие поправки разработаны в целях реализации Послания Главы государства и предусматривают модернизацию судебной системы страны, качественное развитие и обновление судейских кадров, усиление гарантий независимости судей и исключение неправомерного влияния на них.
В ходе обсуждения документов депутаты интересовались нюансами предлагаемых новелл. Так, например, сенатор Дарига Назарбаева затронула концептуальные аспекты, а именно – обвинительный уклон судов.
– Поступает очень много жалоб от наших граждан на судебную систему. В значительной мере жалобы на то, что суд принял решение, несмотря на то, что у следственных органов не было достаточной доказательной базы. Судебные решения принимаются в значительной степени на основе показаний физических лиц. И этого достаточно для того, чтобы вынести приговор и надолго человека упрятать в тюрьму. Какая здесь процедура, и видите ли вы пробелы в законодательстве? Что нужно сделать для того, чтобы эту ситуацию исправить, – спросила сенатор.
Главный судья страны проблему признал. И констатировал, что такой уклон сформировался еще со времен Советского Союза. Но в последнее время сложилась тенденция, которая обнадеживает.
– Я вам приведу три цифры. В среднем каждый год выносится порядка 30 тысяч приговоров. Есть уголовные дела, по которым никаких сомнений нет, они очевидны, между обвинением и защитой никаких разногласий нет. Если убрать эти очевидные дела, то получается, что, например, в 2017 году число оправданных составляет 1,4%. В первом полугодии 2018 года – 2,5% оправданных, во втором полугодии 2018-го – уже 5,5%, – привел статистику Жакип Асанов.
Такое положение вещей он назвал хорошим трендом. Более того, сейчас разрабатывается проект поправок в УПК, которыми как раз обвинительный уклон судов будет последовательно снижаться.
– Почему суды зачастую принимают сторону следствия и в то же время не слышат сторону защиты? – задался вопросом председатель Верховного суда. Ответ на собственный вопрос Жакипа Асанова вполне можно назвать резонансным, о чем можно судить по лентам информационных агентств.
– Когда дело попадает судье, он изучает его, и на него переходят эмоции следствия. Поэтому ему скучно, и он не очень хочет слушать сторону защиты, – заявил председатель Верховного суда.
Кстати, есть у него и рецепты от скуки. Один из них состоит в том, чтобы сторона обвинения представляла не уголовное дело сразу, а обвинительный акт наравне с актом со стороны защиты.
– И вот на основе состязательного процесса каждая сторона должна будет доказывать свою правоту. К сожалению, пока этого нет, многие правоохранительные органы возражают. Но я думаю, что мы все равно по этому пути пойдем. Мы не предлагаем сразу начать со сложных дел, предлагаем начать с проступков, с преступлений небольшой тяжести, – сказал Жакип Асанов.
Также, по его словам, важно, чтобы любые санкции поступали в суд только через прокуратуру.
– Это общемировая практика. Чтобы оперативные и следственные службы напрямую не обращались в судебные органы, – отметил председатель Верховного суда.
Есть и другие инициативы. Законом, в частности, предлагается упразднить президиумы пленарных заседаний Верховного суда и областных судов. Вводится расширенное пленарное заседание областного суда, рассматривающее вопросы делегирования судей местного суда в состав расширенного пленарного заседания Верховного суда и кандидатуры судей в состав Высшего судебного совета, судебного жюри, комиссии по кадровому резерву, комиссии по качеству правосудия.
Для рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей при Высшем судебном совете образуется судебное жюри, которое состоит из судей, представителей юридической общественности и члена Высшего судебного совета из числа судей. Кроме того, при Высшем судебном совете также формируется комиссия по кадровому резерву. При Верховном суде образуется комиссия по качеству правосудия, состоящая из судей областного и Верховного судов, а также судей в отставке.
Также документом исключается институт поручительства для кандидатов на должность судьи областного суда. Впервые законом устанавливается ряд условий, при наличии которых лицо не может занять должность судьи.
Согласно повестке, Сенат также ратифицировал ряд международных актов. Так, ратифицировано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. Как отметил вице-министр финансов Канат Баедилов, основными целями соглашения являются обеспечение законности оборота товаров, защита прав потребителей, сокращение теневой экономики, увеличение поступлений налогов в бюджет, выравнивание конкурентных условий ведения бизнеса в рамках ЕАЭС.
Он пояснил, что положения соглашения регламентируют сроки и порядок введения маркировки, устанавливают единые требования к средствам идентификации и их нанесению на товар, формат, состав и структуру передаваемых сведений о маркированных товарах между государствами – членами Евразийского экономического союза.
Маркировке подлежат товары, ввезенные на территорию Таможенного союза и произведенные на территории союза. При этом допускается маркировка товаров за пределами Таможенного союза.
По информации вице-министра, перечень маркируемых товаров единогласно утверждается Советом Евразийской экономической комиссии по предложению стран с представлением полного анализа целесообразности введения маркировки.
– В случае отсутствия решения о введении маркировки определенной группы товаров на территории союза государство-инициатор имеет право ввести маркировку в соответствии со своим законодательством. При этом в случае возникновения намерений другие государства-члены могут присоединиться к маркировке, – сказал Канат Баедилов.
Также соглашением предусмотрены случаи, при которых товары не подлежат маркировке, например, когда они произведены для экспорта за пределы таможенной территории союза и ввезены физическими лицами для собственных нужд. Было отмечено, что маркировка каждой единицы товара и обеспечение его прослеживаемости от производителя и импортера до конечного потребителя является одним из эффективных инструментов цифровизации экономики.
Сенатор Динар Нукетаева, поддержав необходимость такого документа, поинтересовалась, не повлечет ли маркировка роста цен на маркируемые товары.
– Если скажу, что при маркировке товара стоимость не вырастет, то это будет неправда, – честно признался вице-министр. – Да, при маркировке может незначительно вырасти стоимость товара, допустим, на шубные изделия марка стоила 400 тенге. Но стоимость марок на табачные изделия составляет всего 3 тенге. Мы переходим к цифровым кодам, это очень низкая цена. Конечно, вначале будет нагрузка, но после того, как с рынка уйдут контрафактные товары, у них увеличится доход.
Сенат ратифицировал документ, согласно которому предусматривается снятие запрета экспорта нефтепродуктов из Казахстана в Россию, предназначенных для гуманитарной помощи. Также снимаются ограничения по ввозу нефтепродуктов из России в Казахстан для нужд государственного унитарного предприятия производственно-энергетического объединения «Байконурэнерго».
Ратифицировали сенаторы и соглашение, регулирующее казахстанско-кыргызский пограничный режим. Главной целью документа является взаимное установление правовой основы и регулирование отношений между двумя странами на государственной границе.
После обсуждения Сенат вернул в Мажилис проект Закона «Об оборонной промышленности и гособоронзаказе» и сопутствующие поправки.