Таков один из результатов проверки, проведенной прокуратурой Восточно-Казахстанской области на предмет соблюдения законности в ходе реализации Программы по развитию агропромышленного комплекса страны на 2013–2020 годы «Агробизнес-2020». Он был оглашен на расширенном заседании коллегии прокуратуры области, проходившем совместно с палатой предпринимателей и акиматом ВКО.
Прокурорскими проверками установлено, что практически во всех районах области местными исполнительными органами не осуществляется регистрация заявок предпринимателей на получение субсидий. И это несмотря на то, что действующим законодательством четко регламентирована процедура рассмотрения заявок с установлением конкретных сроков.
Как пояснили в пресс-службе прокуратуры ВКО, в соответствии с правилами субсидирования из местных бюджетов на развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции, утвержденными постановлением Правительства РК, сельхозотдел регистрирует заявки на получение субсидий в отдельные журналы по направлениям. Однако указанные требования в районах области не соблюдаются, соответственно, повсеместное отсутствие регистрации заявок создает условия для коррупции.
Кроме того, в отдельных районах области выявлены свои нарушения. Так, в Шемонаихинском районе чиновники, проведя сбор заявок на получение субсидий на удешевление стоимости горюче-смазочных материалов, удобрений и гербицидов, а также приобретение элитных семян, не сумели вовремя подписать акты приемки и утвердить списки сельхозтоваропроизводителей на получение денег на 2014 год. Даже по истечении 14 дней с момента получения заявки местным исполнительным органом акты приемки посевов были не готовы (по правилам срок их составления – 3 дня). Не утверждены списки на получение субсидий, хотя эта работа должна была быть сделана в течение 5 рабочих дней после проведения приемки посевов.
А в Тарбагатайском районе выявлены факты требования должностными лицами документов, предоставление которых при подаче заявки на получение субсидий не обязательно. Ведущий специалист отдела сельского хозяйства и ветеринарии у 70 производителей, подавших заявки на получение субсидий, дополнительно запросил копии удостоверений личности, свидетельств о регистрации в качестве предпринимателей, а также постановлений акимата о предоставлении земельных участков.
В Жарминском районе выявлены факты несвоевременного опубликования объявления о дате начала и окончания приема заявок.
Сами предприниматели также нарушают действующее законодательство. К примеру, в ходе проверки выявлены факты нецелевого использования выделенных субсидий в крестьянском хозяйстве «Береке». Им была подана заявка на получение субсидий на ведение селекционной работы с маточным поголовьем КРС, охваченных породным преобразованием, благодаря чему получено 3 780 000 тенге. Согласно заявке, субсидированию подлежали 7 племенных быков-производителей и 210 голов маточного поголовья. В ходе сверки поголовья, указанного в заявке, выявлен факт забоя 63 коров, а также всех 7 племенных быков-производителей. Одним словом, не в бычка оказались субсидии, перефразируя известную поговорку.
Органами прокуратуры приняты исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законности и привлечению виновных лиц к ответственности.
Кроме того, на расширенном заседании прозвучали цифры, ставящие под сомнение принцип доступности государственной поддержки через институты развития, так как под их критерии отбора подпадают только финансово устойчивые хозяйства, а начинающие фермеры, не имеющие соответствующего имущества, не смогут получить какую-либо поддержку от государства. К примеру, по условиям программ, реализуемых институтами развития, предпринимателю может быть выдано от 4 500 000 тенге на срок до 10 лет со ставкой вознаграждения 7% ежегодно. При таких условиях, если предприниматель возьмет заем в размере минимальной суммы, которой ему хватит на покупку 15 лошадей, на максимально допустимый срок, то за весь период кредитования он должен будет вернуть 7 650 000 тенге (на 70% больше суммы, которую он брал в качестве государственной поддержки).
Во-вторых, для получения поддержки от институтов развития у сельхозтоваропроизводителей должно быть соответствующее залоговое имущество. К примеру, высоколиквидным залогом считаются в том числе гарантии (поручительства) Правительства РК, государственные ценные бумаги. Очевидно, что ни одно из крестьянских хозяйств области не обладает высоколиквидным обеспечением. Более того, по условиям институтов развития при изъявлении желания на получение финансовой поддержки предприниматель должен иметь залоговое обеспечение, стоимость которого должна покрывать обязательства заемщика (основной долг и начисленное вознаграждение) на 100%...