«Кармен» и «Клеопатра» – истории женских судеб

1436
Евгения МЯГКОВА
Зрители с большим интересом приняли новые работы, что подтвердил на премьерных спектак­лях полный зал Государственного театра оперы и балета Astana Opera. Astana Ballet не перестает удивлять и радовать своих поклонников. Кстати, «Кармен» и «Клеопатра» – первые сюжетные балеты в репертуаре молодого коллектива.
Казалось бы, что нового можно рассказать об этих двух герои­нях? Одна – известная историческая личность, другая – не менее известный литературный персонаж. Десятки воплощений на экране, в балетах, оперных и драматических спектаклях; незабываемые образы Кармен Е. Образцовой и М. Плисецкой, яркая Клеопатра Э. Тейлор. И все же с уверенностью можно сказать, что Astana Ballet показал зрителям абсолютно новых Кармен и Клеопатру.
Балет «Кармен» на музыку Ж. Бизе – Р. Щедрина – очередная работа главного режиссера теат­ра Astana Ballet Мукарам Авахри.­ Балет «Клеопатра» на музыку ­М. Равеля­ поставил заслуженный деятель Удмуртии Николай­ Маркелов.
Специально на премьеру в Астану прилетела известный балетный критик из Санкт-Петербурга, кандидат искусствоведения Ольга ­Розанова.
– Прежде всего хочу порадоваться, что я имею возможность бывать в Astana Opera и видеть эту совершенно невероятную красоту. Уже в фойе ты погружаешься в другой мир... Это – восточная сказка, – говорила Ольга Ивановна. – Astana Ballet представил два интересных спектакля. Они разные, даже можно сказать контрастные. «Кармен» – немного сдержанный, трагичес­кий спектакль, подготовлена чрезвычайно оригинальная версия. По-моему, ничего подобного в мировом балете нет. Сама идея дорогого стоит. На сцене пять великолепных красавиц балерин, и каждая показала какую-то особую грань женской красоты, обаяния, женского характера. И в то же время все вмес­те рассказали о трагизме женского одиночества. В спектак­ле немало интереснейших режиссерских находок. Хочу поздравить автора – Мукарам Авахри. А «Клео­патра» – это блистательное шоу, заряженное огромной внутренней энергетикой. Николаю Маркелову удалось так выстроить спектакль, что с каждой минутой он постепенно набирает силу, чувствуются напряжение, страсть, и в финале – блестящая сцена.
По мнению О. Розановой, театр нашел идеальную форму балетного вечера. Спектакли, совершенно разные по стилистике, задачам, художественному решению, показанные вместе, создают целостную картину. И последовательность их выбрана удачная. Сначала – серьезный, драматический балет, потом – зрелищный, эффектный.
Многих перед премьерой волновал вопрос: как можно рассказать о любви Кармен, о жизни Клеопатры без мужчин, ведь в Astana Ballet танцуют только балерины? Ольга Розанова видит одну из причин успеха постановок в необычном подходе к материалу: авторы балетов нашли нестандартные решения, смогли раскрыть новые грани личности героинь.
– Думаю, что эта «Кармен» – спектакль не о любви, а о ее отсутствии, о желании любить, о женском одиночестве. Мы видим пять разных граней прекрасной женщины, и все же она одна. Манекены на сцене создают не реальный образ, а своеобразную идею мужчин в данном спектакле. Найден удачный подход к теме, который оправдывает отсутствие мужских персонажей. И в этом заслуга постановщика. А в спектакле о Клеопатре особо хочу отметить дуэт, потому что дуэт – это лирическая сердцевина балета. Николай Маркелов представил дуэт соперниц, свое­образный, увлекательный. Так что в обеих работах отсутствие мужчин делается как бы незаметным, а специфика этого коллектива проявляется в полную мощь.
В составе Astana Ballet только балерины, что накладывает определенные ограничения. И это одна из причин того, что коллектив использует не столько классический балетный репертуар, сколько оригинальные работы, созданные специально для него. В современном мировом балете аналога коллективу Astana Ballet, пожалуй, не существует. В Петербурге был мужской балет Валерия Михайловского, но недавно он прекратил свое существование. Молодой коллектив Astana Ballet владеет разными стилями, очень продуктивно работает и покоряет всех, кто сотрудничает с ним, самоотверженным трудом.
Сценограф и автор костюмов к «Кармен» Ольга Шаишмелашвили из Санкт-Петербурга говорила после премьеры:
– Участницы очень молоды, но у них уже есть свои традиции, свои привычки: как они настраи­ваются перед выходом, как они слушают педагогов… Незадолго до начала спектакля я увидела замечательную сцену. Когда зал уже был полон, но занавес закрыт, девочки собрались в круг, взялись за руки, наставники сказали им теп­лые слова. Это так трогательно. У коллектива есть дух театра, дух общности. Каждый раз, приезжая в Астану, вижу, как все увлечены работой. Уверена, что у коллектива большое будущее.
Автор балета «Клеопатра» Николай Маркелов признался, что показать свой спектакль на сцене Astana Opera – мечта любого хореографа, и он благодарен коллективу Astana Ballet за предоставленную возможность и за то, что в «Клеопатре» танцевали замечательные балерины.
Следует отметить, что в обоих спектаклях главные партии исполнила Риза Канаткызы.
– Когда я в феврале ставил первые эскизы по Клеопатре, то не знал, что Мукарам Авахри выберет Ризу на роль Кармен, – рассказывал Н. Маркелов. – Увидев оба спектакля, понял, что это дает балетам дополнительные краски. Риза талантливая, умная, харизматичная. Она своим телом может сказать многое. Я работал в Astana Ballet как педагог, репетитор, делал номера и балерин знаю достаточно хорошо. Когда предложил поставить «Клеопатру», не было сомнений в том, что главной героиней будет Риза Канаткызы. По поводу Мойры и Арсинои тоже все было ясно: роли сразу «рассчитывались» на Аяулым Макумову и Жибек Мешитбай. Даже слушая музыку, я сразу представлял именно этих исполнительниц.
Художник по костюмам балета «Клеопатра» Анна Якущенко (Мариинский театр) призналась, что мечтала приехать в Казахстан. Ее привлекали и сама страна, и развитие здесь балетного искусства.
– «Клеопатра» – особая страница в моей творческой биографии, это мой дебют как художника по костюмам. И я счастлива, что он прошел на такой великолепной сцене. Само здание Astana Opera производит незабываемое впечатление, мне кажется, это образец казахстанского барокко, все сделано с большим вкусом.
…В ХХ веке, когда зарождался казахстанский балет, большой вклад в его становление внесла легендарная Галина Уланова, прима Мариинского театра. В ХХI веке Театр Astana Ballet сохраняет связи с Санкт-Петербургом – Меккой балетного искусства, и это сотрудничество свидетельствует о живых непрерывающихся связях между культурами двух стран.
Скоро выступления Театра Astana Ballet ждут на историчес­кой сцене Мариинского театра на международном фестивале «Звезды белых ночей». Ждут, потому что молодой коллектив удивляет необычными постановками и тем, что сохраняет душу в современном балете. А это всегда привлекает зрителей в театр.

Популярное

Все
Инициативы Национального курултая реализуются
У кого летом снега не выпросишь
Причастная к мировому рекорду
Трубы есть, а газа нет
В Японии женщины живут дольше
Прохлада бывает опасной
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Сильные дожди накроют Казахстан
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Джакарте откроют showroom казахстанского экспорта
Втрое увеличилось количество центров поддержки семьи
Вопрос передачи сайгаков Узбекистану будет решаться на межгосударственном уровне — Минэкологии
Скрытый патруль против лихачей
Находившегося в международном розыске казахстанца задержали в Египте
Казахстанский таеквондист завоевал вторую медаль на Универсиаде-2025 в Германии
Сносят ветхие и восстанавливают старые дома
Препарат от гипертонии разработали казахстанские учёные
Армия вооружилась «цифрой»
Вся надежда на ответный матч
Огромная очередь выстроилась в Берлине за Лабубу
В китайском Чжэнчжоу открылся Саммит СМИ и аналитических центров стран ШОС
Совместно с китайской корпорацией в РК запускают производство УЗИ-аппаратов
Гранты на правовую и социальную помощь
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области

Читайте также

Высоко служу, далеко гляжу
Проблему ветхих домов решают в Сатпаеве
Медпомощь станет ближе
Чтобы асфальт «не растаял» со снегом

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]