Начало и конец тысячелетия – это всегда период, когда общество, накопив определенный багаж, анализирует пройденное. На этот рубеж пришлось становление независимого Казахстана. В 80–90-е годы прошлого столетия мы подошли к переломному моменту: старые ценности оказались невостребованными, возник нравственный конфликт, когда старшее поколение предложило молодежи те устои, которые были оторванными от реалий жизни. Произошла деидеологизация, а я считаю, что без идеологии, без общенациональной идеи жить очень сложно. Но в это время стояли другие первоочередные задачи: укрепить границы, позиции на политической арене, главное – сформировать самостоятельную, устойчивую экономику. Все это у нас теперь есть, это стало отличной базой для модернизации общества. И наш Президент Нурсултан Назарбаев обозначил перед всеми казахстанцами новую планку: от того, как мы поведем себя в дальнейшем, зависит будущее всего казахстанского народа.
Считаю, что педагогическая общественность ждала такого вектора, каким стала статья Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». И вся сфера образования будет в авангарде этих преобразований, мы готовы к этому. Могу привести примеры и на основе работы нашего факультета – самого большого в вузе, где получают профессию около 2 000 студентов по шести специальностям.
Президент подчеркнул важность конкурентоспособности человека, которая становится фактором успеха нации. Любому казахстанцу необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века: компьютерной грамотностью, знанием иностранных языков, культурной открытостью. И это становится нормой, главное, не снижать темпы, не довольствоваться тем, что есть. Последние четыре года в ПГПИ широко внедряется полиязычие, и студенты шести специальностей получают образование на казахском, русском и английском языках.
На нашем факультете удалось охватить два важных звена: владеют тремя языками и учатся преподавать на них будущие воспитатели детских садов и учителя начальных классов. Кстати, мне кажется, что в таком выборе угадывается и некоторый прагматизм – выпускники этих двух специальностей у нас трудоустраиваются на 100%, и абитуриенты приходят сюда именно за уверенным будущим, а не за псевдопрестижем юридической или экономической службы. И государство, выделяя гранты на бесплатное обучение, рационально расходует бюджет.
Следует сказать об открытости сознания, без которой тоже невозможна модернизация общества, и Президент Нурсултан Назарбаев выделил это отдельным приоритетом: на мой взгляд, это очень близко современной молодежи. Наши студенты активно участвуют в программе академической мобильности, выезжают для обмена опытом в Венгрию, Литву, Польшу, Малайзию и Англию. В последние годы обновление образовательного содержания шло на основе западных моделей, в том числе Кембриджского университета, и это еще раз доказывает открытость – мы старались брать лучшее, что подготовила мировая педагогическая наука.
Но здесь важно не перегнуть палку, и в своей программной статье Президент очень четко расставляет приоритеты, главный из которых для нас – сохранение национальной идентичности. Переход к некой универсальной модели развития – ошибка! «На практике разные регионы и страны выработали свои модели. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры». Под этими словами, я уверена, подпишется каждый педагог Казахстана.
Что мы можем сделать в этом направлении? Мне кажется, стоит больше внимания уделять этнопедагогике. Этот спецкурс должен быть востребованным при подготовке учителей разных дисциплин и воспитателей, психологов, педагогов самопознания, ведь сколько педагогической мудрости в традициях народа! К сожалению, по опыту общения с молодежью я понимаю – этот пласт знаний во многом упущен. Здесь большим подспорьем станет программа «Туған жер» – это патриотизм, изучать родной край катастрофически необходимо, нужно вкладывать в его развитие силы и средства. «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов», – говорит Президент в своей статье, обращаясь ко всем нам, и молодым, и взрослым. Приведу такой пример. У нас по программе «Серпін» учатся студенты из южных регионов страны, и они нам, профессорско-педагогическому составу, рассказали много нового о тех сакральных местах, которые есть в Казахстане, но мы о них мало что знаем. В свою очередь павлодарцы отвезли гостей в Баянаул, где только из одного аула у озера Торайгыр вышли 24 академика, а приезжим студентам эти имена мало о чем говорят.
Мы готовим будущих учителей – они станут проводниками, от которых зависит духовное, нравственное, интеллектуальное воспитание молодого поколения. Поэтому так важно не упустить момент, заполнить пустоту в их сознании. И в этом плане я возлагаю большие надежды на еще один проект, заявленный Главой государства, – «100 новых лиц Казахстана». Такие имена и судьбы просто необходимы новому обществу, на них будут равняться, их будут ставить в пример наши учителя на уроках в школах, на занятиях в детских садах.
«На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее», – говорит Елбасы. Теперь от каждого из нас зависит, как мы используем этот шанс и что оставим после себя как нация в мировом сообществе.