Надо отметить, что пункт, касающийся повышения персональной дисциплинарной ответственности первых руководителей при совершении коррупционных правонарушений их подчиненными, вошел в Общенациональный план мероприятий по реализации установок Послания Первого Президента народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».
А уже в мае текущего года Президент страны Касым-Жомарт Токаев среди мер по дальнейшему противодействию коррупции поставил задачу разработки конкретных механизмов реализации института отставки первых руководителей государственных органов в случае совершения их подчиненными коррупционных правонарушений.
Глава государства будет рассматривать, выстроена ли эффективная система мер противодействия коррупции в соответствующем государственном органе, мог ли его руководитель предотвратить коррупционное правонарушение. Принять или не принять отставку.
В целом механизм отставки первых руководителей госорганов представляет собой динамическую систему действий и вытекающих из них решений по приостановлению полномочий лиц, выполняющих управленческие функции в государственном органе по основаниям, предусмотренным в законе. Ведь в ходе проверки сообщения о коррупционном правонарушении необходимо устанавливать как все этапы трудовой деятельности первого руководителя и лица, по отношению к которому инициировано уголовное преследование, так и общую продолжительность периода, прошедшего с момента наступления негативных последствий коррупционного правонарушения подчиненного до момента инициации уголовного преследования.
Если отставка по времени была подана после совершения подчиненным коррупционного правонарушения, но до выявления органами уголовного преследования этого правонарушения в установленном порядке, необходимо выяснить основание и причины ее подачи.
Неоднозначно на практике решается вопрос и о необходимости отставки первых руководителей при прекращении уголовного дела в отношении подчиненных, обвиняемых в коррупционном правонарушении и в отношении которых приняты решения о прекращении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям, в частности, в связи с применением амнистии.
Следует подчеркнуть, что результаты расследования, послужившие основанием для принятия такого решения, позволяют исключить применение других, в том числе реабилитирующих оснований.
Таким образом, только вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, признающий подчиненного виновным в коррупционном правонарушении, либо вынесение постановления о прекращении в отношении него уголовного дела по нереабилитирующему основанию являются безусловными основаниями для принятия отставки первых руководителей.
Преодоление коррупции требует применения системных мер, и среди них одно из основных занимает механизм преодоления коррупциогенности законов и иных нормативных правовых актов. Данное обстоятельство связано с тем, что состояние коррумпированности общества во многом зависит и от того, как используется система нормативного правового регулирования поведения. В связи с этим особое значение приобретает антикоррупционная экспертиза.
Целью антикоррупционной экспертизы следует определить выявление коррупционных норм, возможных форм проявления коррупции и ее причин, выработку предложений по уменьшению коррупциогенного потенциала нормативного правового акта.
Наиболее актуальна антикоррупционная экспертиза в отношении актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия органов государственной власти (государственных служащих) во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами. Следует обратить внимание, что предметом антикоррупционной экспертизы должны быть не только законы, но и подзаконные акты, так как ведомственное нормотворчество может порождать коррупциогенные нормы, о чем свидетельствует правоприменительная практика.
При этом необходима выработка единой методологии проведения антикоррупционной экспертизы с введением конкретного и полного перечня коррупционных рисков. Полагаем, что субъектами проведения такой экспертизы могут быть не только эксперты, привлекаемые из числа ученых и квалифицированных специалистов неправительственных организаций, но и специалисты Национальной палаты предпринимателей.
Широкий состав представительства при проведении антикоррупционной экспертизы улучшит не только ее качество, но и позволит с разных общественных позиций оценить содержание того или иного нормативного правового акта. Потенциал отечественных и привлеченных зарубежных экспертов в этой области деятельности позволит повысить эффективность антикоррупционной политики.
А теперь несколько слов о целесообразности введения ответственности за незаконное обогащение. Разработка механизма обращения в доход государства имущества, приобретенного на денежные средства, не подтвержденные в установленном порядке, является одним из актуальных направлений развития отечественного антикоррупционного законодательства.
Введением в действие программы борьбы с коррупцией в стране отечественное антикоррупционное законодательство дополнено нормами по конфискации имущества, добытого преступным путем. Так, с принятием нового УПК в него была введена глава 71, которая предусматривает досудебную конфискацию незаконно нажитого имущества.
Республика Казахстан ратифицировала основополагающий антикоррупционный акт ООН – Конвенцию против коррупции, а также Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, часть основных положений которых уже имплементирована в национальное законодательство.
Статья 20 этой конвенции рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, которые могут потребоваться для признания незаконного обогащения в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно. «Незаконное обогащение» в этой статье трактуется как «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Таким образом, конвенция дает право государству-участнику регламентировать ответственность за незаконное обогащение. В связи с этим Казахстан в рамках реализации поставленной Президентом задачи по искоренению коррупции вправе более детально проработать в своем законодательстве ответственность за незаконное обогащение. И Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан готов принять в этой работе самое активное участие.