ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ
Только «крузак» по чину?
В Послании Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» было поручено усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и принимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов.
В ходе расширенного заседания Правительства в феврале 2015 года Глава государства предложил запустить акцию «Покупай казахстанское» с целью оказания помощи отечественной экономике.
Вместе с тем далеко не все представители госорганов последовали этому призыву и по-прежнему предпочитают закупать дорогие авто иностранного производства, игнорируя тем самым поручения Главы государства.
Так, с начала текущего года чиновниками госорганов было приобретено более 400 дорогостоящих импортных автомобилей, в том числе 40 новейших моделей джипов Land Cruizer 200 и Land Cruizer Prado, более 100 представительских Toyota Camry.
Отговорки, что машины казахстанской сборки недостаточно эффективны при эксплуатации, выглядят неубедительно.
Во-первых, отсутствует информация об официальных претензиях госорганов к производителям. Во-вторых, государство выделяет немалые средства на поддержку отечественного автопрома. Поэтому оно вправе требовать и качества продукции. Более того, претензии госорганов о повышении качества отечественных автомобилей могли бы повлиять на национальный автопром и улучшить его товары не только для госорганов, но и для всего населения в целом.
Поэтому ссылки на то, что наши автомобили якобы «недостойны» обслуживать госслужащих даже среднего звена, не более чем отговорки, прикрывающие завышенные амбиции и апломб некоторых начальников, которые хотят выглядеть и вести образ жизни, как большие бизнесмены из журнала «Форбс». Но бизнесмены тратят свои собственные деньги и то далеко не всегда могут позволить себе настолько роскошные автомобили.
В-третьих, приобретая для служебного пользования импортные авто, чиновники дискредитируют политику «Покупай казахстанское», заявленную Главой государства. Между тем именно госорганы должны показывать пример обществу в поддержке отечественных товаров и их производителей.
При этом абсолютно непонятно, какими такими «особыми потребностями» продиктована необходимость государственных учреждений приобретать именно такие служебные автомобили, например, Атырауским музыкальным колледжем, который приобрел джип Land Cruizer Prado.
Или Жамбылская областная филармония, купившая джип Land Cruizer 200, и т. д.
Что за такие тяжелые условия, когда музыкальным руководителям невозможно обойтись без джипа за 80 тыс. долларов? Или в их творческих коллективах нет других проблем, а все музыканты не знают, куда девать бюджетные деньги?
В своих поручениях Президент страны неоднократно давал указания руководителям госорганов в целях экономии бюджетных средств отказаться от приобретения дорогостоящих зарубежных автомобилей, учитывая, что у нас уже давно производятся собственные автомашины.
Чиновникам, желающим ездить на престижных автомашинах зарубежного производства, было рекомендовано приобретать их за собственные средства.
В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент прямо говорит о внедрении принципа прагматизма, который означает достаток без роскоши, скромность без вызова обществу.
А чиновники поступают прямо наоборот: стремятся всеми силами перещеголять друг друга за народные деньги. Просим рассмотреть вопрос обоснованности проводимых государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора по приобретению служебного автотранспорта.
Из депутатского запроса Кенеса Абсатирова
МИНИСТРУ ФИНАНСОВ
Налоги должны быть обоснованными
В своем Послании 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент особо подчеркнул, что налоговую политику нужно нацелить на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе.
Переход к свободно плавающему рыночному курсу и, как следствие, возможность значительных его колебаний породили целый ряд проблем в налогообложении субъектов предпринимательства в реальном секторе.
В частности, пунктом 4 статьи 57 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» установлено, что «Учет курсовой разницы в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
В результате наличие кредитных ресурсов, полученных при более высоких курсовых значениях, при пересчете основного долга согласно требованиям МСФО на конец каждого финансового года в случае падения курса доллара по отношению к тенге будет приводить к образованию фиктивного дохода. Данный доход подлежит налогообложению корпоративным подоходным налогом в общеустановленном режиме налогообложения, т. е. по ставке 20%.
В целом получается, что предприятия, фактически не получая дохода в виде положительной курсовой разницы, должны будут неоднократно заплатить с него дополнительный КПН в нескольких последующих налоговых периодах.
Поскольку налогообложение должно быть обоснованным и исходить из сути совершаемых операций, справедливо в целях налогообложения определять курсовую разницу (положительную либо отрицательную) только в момент фактической выплаты платежей по погашению кредита с соответствующим ее отражением в налоговой отчетности.
Существующая практика исчисления налогооблагаемого дохода значительно и, самое главное, необоснованно увеличивает налоговую нагрузку на реальных товаропроизводителей. Тем самым создаются вполне реальные риски для осуществления реформ, обозначенных Главой нашего государства, особенно в сфере наращивания потенциала малого и среднего бизнеса.
Просим конструктивно подойти к рассмотрению вышеуказанных проблем, обеспечив их законодательное решение в возможно короткие сроки.
Из депутатского запроса Екатерины Никитинской